Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

еще в номере:

Отражения времени

Скобельцын«Я был среди этих людей. Я был богат этим общением и очень это ценил, - рассказывал о героях своих фотографий Борис Скобельцын. - Мне кажется, что мне удалось в этих портретах передать очарование и благодарность этим людям».

30 апреля 2021 года Борису Скобельцыну - 100 лет. С 1955 до самой смерти в 1995 году он прожил в Пскове. Фотовыставка «Псков земной и Псков небесный», составленная из фотографий, сделанных Борисом Скобельцыным, открылась в Центральной библиотеке города Пскова.

Высказываясь о портретах, Борис Скобельцын имел в виду фото обычных псковичей - крестьян, рабочих... Он как сотрудник Псковской реставрационной мастерской изъездил всю Псковскую область и запечатлел такие лица, которых теперь здесь не увидишь. И нигде не увидишь. Но в равной степени это можно отнести и к знаменитостям, которые попадали в его объектив. На выставке мы видим портреты скульптора Сергея Коненкова, академика Петра Капицы, поэта Беллы Ахмадулиной, археографа Леонида Творогова, археолога Валентина Седова...

Если смотреть глазами человека, ищущего успех, - Скобельцын почти  всего добился, причём при жизни. А после смерти вошёл в список «самых-самых»... Мемориальная доска, выставки, воспоминания благодарных современников...Скобельцын

Но Борис Скобельцын смотрел на окружающий мир другими глазами. Успех его интересовал только в том смысле, что помогал ему защищать старину. Ту, которую ещё не уничтожили чужие и свои.

На открытии выставки напомнили, что Скобельцын собирал так называемую «Красную книгу Псковщины», рассказывавшую об «уходящих памятниках», фиксировал их. Многое, что не исчезло с лица земли, было сохранено и восстановлено благодаря его трудам. Церковь Николы со Усохи, порховская крепость, стена псковской крепости от Власьевской башни до Профсоюзной улицы, Крыпецкий монастырь...

Но именно потому, что Скобельцын делал всё от себя зависящее, чтобы сохранить древние памятники, он прекрасно понимал: не всё зависит от него.

«Над древним вечевым городом нависла опасность уничтожения, а в стенах его угнездились погибельные пороки: равнодушие и некомпетентность, а проще сказать - невежество некоторых должностных лиц, - писал Борис Скобельцын в 1990 году в открытом письме академику Лихачёву. - Разрушение исторического центра города  равносильно гибели Пскова. Псков, сохранивший свое неповторимое лицо среди войн, пожаров, моровых поветрий, не должен быть уничтожен из-за алчности и неразумия  нынешних вершителей его судьбы». 

Дмитрия Лихачёва Скобельцын к тому времени знал очень хорошо, как и Лихачёв Скобельцына. И не только потому, что Скобельцын Лихачёва в Пскове тоже фотографировал.

В 1957 году Лихачёв написал в Псков Леониду Творогову: «Я слышал, что у Вас в Пскове появился хороший человек, любящий Псков и Псковскую старину, - Скобельцын. Энергично ли он отстаивает нашу старину?»

Что тут ответишь? Энергично отстаивал. Страстно. До самых последних дней жизни...

РахманинаУ Скобельцына была военная молодость. В войну служил в истребительном авиационном полку, был награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», орденом Отечественной войны II степени... Его мирная профессия -техник-реставратор, вроде бы, не предусматривала продолжения оборонных боёв - если бы не те самые «погибельные пороки: равнодушие и некомпетентность, а проще сказать - невежество...».

В фильме «Архитектурные летописи» говорится: «В его фамилии сошлись два почтенных рода - Тырковых и Скобельцыных. Истоки рода теряются в XIV веке... Воеводы, опричники, ловчие, кравчие, схимники и послы, пленники и смутьяны, учёные и геодезисты, инженеры и художники...»

Не знаю как в XIV, но в XVI веке Скобельцыны не только жили, но активно себя проявляли - причём на международной арене. Один из рода Скобельцыных - Константин Скобельцын, отправился в 1573 году по поручению Ивана Грозного в Вену для переговоров. «Лета 7081-го август /.../ По государя царя и великого князя Ивана Васильевича приказу посылан Костянтин Скобелцин к брату его к Максимилияну к цесарю Римскому».

Отчёт Скобельцына о миссии при дворе римского (германского) императора Максимилиана II в составе «Датских дел» Посольского приказа сохранился.Смирнов

Так в России узнали о «войне великой за веру» во Франции (частью которой была Варфоломеевская ночь на 24 августа 1572 года) и о судьбе шотландской королевы Марии Стюарт («у Ангилейской королевы сидит»)... «А се список дал государю Костянтин Скобелцин...»*

А в XIX веке - за три недели до гибели - Александр Пушкин отправил тамбовскому помещику Фёдору Скобельцыну просьбу: «Не можете ли Вы, любезный Федор Афанасьевич, дать мне взаймы на три месяца или достать мне три тысячи рублей? Вы бы меня чрезвычайно одолжили и избавили бы меня от рук книгопродавцев, которые рады меня притеснить. А. Пушкин». Письмо написано 8 января 1837 года. Через Петра Вяземского Фёдор Скобельцын успел ответить, что просьбу удовлетворить не может - сам находится в стеснённых обстоятельствах.

На открытии выставки в Пскове дочь Бориса Скобельцына Надежда Грошева упомянула ещё одного Скобельцына - Семёна. В Красных Горах (под Лугой) на средства этого помещика и под его попечительством в 1789 году построили храм, названный в честь Дмитрия Солунского. Его закрыли в 1937 году. Главный купол и колокольню большевики разрушили, а церковную утварь и иконы уничтожили. В 2004 году проект восстановления храма сделал псковский архитектор Андрей Лебедев. Храм восстановили.

В ХХ веке из ближайших родственников Бориса Скобельцына самыми известными были его дед - физик Владимир Скобельцын (до революции он был директором Петроградского политехнического института) и дядя - академик Дмитрий Скобельцын, советский физик-экспериментатор, специалист в области космических излучений и физики высоких энергий (Научно-исследовательский институт ядерной физики МГУ носит имя Д. В. Скобельцына).

СкобельцынСреди Скобельцыных было множество известных людей. Но вот о Владимире Степановиче Скобельцыне в советское время обычно не вспоминали. Это был боевой генерал. В Первую мировую войну командовал 2-м Финляндским стрелковым полком, служил начальником штаба 17-го армейского корпуса, участвовал в Брусиловском прорыве. После революции он был участником белого движения, командовал Олонецкой добровольческой армией. В эмиграции, в Париже, в 1937 году у него родилась внучка  - Елена Владимировна Скобельцына, более известная как Edith Scob (Эдит Скоб), будущая французская актриса и режиссёр. Диапазон её ролей - от девы Марии в фильме «Млечный путь» режиссёра Луиса Бунюэля до хозяйки борделя Сильвии в фильме «Видок» режиссёра Жана-Кристофа Комара. Так что «Скоб» - это сокращение от «Скобельцына».

А если вернуться в Псков - земной и небесный, то можно ещё раз убедиться: у Бориса Скобельцына был очевидный талант художника. Фотографии, которые мы знаем, - это не просто снимки.

Достаточно назвать серию его псковских фотографий со съёмок фильма «Андрей Рублёв» (в кадре Скобельцына - Андрей Тарковский, Анатолий Солоницын, Михаил Кононов, Юрий Назаров, Тамара Огородникова, Вадим Юсов...).*** И вообще, большинство его фотографий - это репортажные съёмки. Герои не позируют, а живут: пишут, рисуют, курят, думают... Это совсем не парадные портреты, тем они и ценны. Герои фотографий доверяют автору. Поэтому и мы ему доверяем.Скобельцын

В каком-то смысле и пейзажи Скобельцына тоже портреты. Крепостные стены, храмы, лодка на берегу, город с высоты колокольни, отражение Троицкого собора в реке Пскове...

У Бориса Скобельцына был широкий взгляд.  На открытии выставки напомнили: «Он не был верующим, но любил храмы до самозабвения. Не жалел себя». Самозабвение, как известно, бывает дремотное и воодушевляющее. Борис Скобельцын без сомнения воодушевлялся и воодушевлял других. Четверть века прошло с его ухода, но он и сейчас продолжает воодушевлять.

Крепостные стены, храмы, фотографии... Теперь это уже неразделимое целое, прочно связывающее разные эпохи. Каждая авторская фотография, словно прочный камень в псковской крепостной стене.

 

*Статейный список Константина Скобельцына. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Austria/XVI/1560-1580/Skobelcyn_K/text1.phtml?id=7497

**А. Семёнов. Критический этюд. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3135

А. Семёнов. За оборону Пскова. http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=956

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий