Дорога 61. Карлос Сантана

СантанаМы продолжаем публикацию статей о концертах с участием выдающихся рок-музыкантов. Большая часть этих текстов была опубликована в 2005-2008 годах в «Городской газете» и до сих пор в электроном виде была недоступна. «Городская среда» в предыдущих номерах рассказала о выступлении Jethro Tull, Rolling Stones, Роджера Уотерса, Боба Дилана и Марка Нопфлера. Сегодня рассказ о концерте Карлоса Сантаны, состоявшийся в Санкт-Петербурге в Ледовом дворце 20 июля 2008 года.

День рождения

Попасть на день рождения к Карлосу Аугусто Алвесу Сантане удается не всем. Тем, кто пришел 20 июля в Ледовый дворец, – удалось. Были торт, свечи, белые розы, непременное в таких случаях «Нарру Birthday»… Сантане в этот день исполнился 61 год.

Сантана был рядом: присел в нескольких шагах на колонку и заиграл «Samba Pa Ti». Я давно хотел посмотреть вблизи – как пальцы Сантаны ложатся на струны. Почему у него получается так, как ни у кого другого? Секрет был не в пальцах. И даже не в тех шести гитарах, на которых он поочередно играл на концерте. Секрет, наверное, в словах, которые он когда-то неоднократно произносил: «Мужчина – это ритм, женщина – мелодия…» Музыка рождается там, где мужчина и женщина встречаются. Или расстаются. Остается сущий пустяк: закрыть глаза, надвинуть шляпу на глаза и взять гитару…

Человек из Сан-Франциско

У переехавшего подростком в Сан-Франциско Сантаны - широкая мексиканская душа. Это он продемонстрировал и на концерте в Петербурге. Перед тем как группа Сантаны появилась на сцене, на экране показали ролик: белый голубь, «мир во всем мире», сам маэстро… Над Карлосом Сантаной уже принято иронизировать. Дедушка все еще борется за мир, носится со всеми этими «Врачами без границ», «Гринпис», «Международной амнистией»… Но почему бы и нет? Когда есть возможность пожертвовать миллионы долларов голодающим детям, то лучше пожертвовать. Кому-то это кажется наивным и несовременным. Проще быть современным, то есть – циничным. Но таким Карлос Сантана вряд ли сумеет стать.

У себя на родине, в городке Аутлан де Наварро, его именем названа улица и площадь. У него есть все возможные музыкальные награды и устойчивая репутация гитариста мирового масштаба. Но Сантане мало быть просто музыкантом. Это его право, постепенно превратившееся в его обязанность, которой он явно не тяготится.

Кочегарка

Первой на петербургском концерте была сыграна композиция с первого альбома Сантаны 1969 года: «Jingo». Вещь монументальная, узнаваемая с первого аккорда. Магическая топка, раскочегаренная барабанщиком, двумя перкуссионистами и басистом как начала работать с первой минуты, так почти что и не останавливалась. Концерт длился без разогрева и перерыва  2 часа 40 минут. Прозвучало 19 номеров, с вариациями и непременными импровизациями.

В каком-то смысле, это выступление можно назвать идеальным. По крайней мере, для той части публики, которая, в первую очередь, ждет от музыкантов узнаваемых вещей и желательно – в узнаваемой аранжировке. По этому принципу и был составлен сет-лист.

За микрофон поочередно брались два вокалиста: Тони Линдсей и Энди Варгас. Чернокожий Линдсей тяготел в блюзово-африканскому репертуару, а испанец Варгас – к композициям вроде «Maria Maria» или «Corazon Espinado». Из сверхуспешного альбома 1999 года «Supernatural» (11 номинаций «Грэмми») была сыграна еще и «Smooth» - с клипом на заднем плане.

Но в основе концерта оказались все же вещи с первых альбомов. И прежде всего – с «Abraхas» 1970 года. «Incident At Neshabur», «Oye Como Va» Тито Пуэнте и, конечно же, будоражащая воображение «Black Magic Woman» Питера Грина, неизбежно переходящая в «Gipsy Queen».

Взгляд на Вудсток

Сантана делал то, что от него ждали. А сверх того добавлял потом еще что-то особенное. Например, вплетал в свою мелодию «Eleanor Rigbi» The Beatles. Или и того больше: на радость залу неожиданно сыграл заводную «Boogie Woman», а на экране одновременно со звучанием буги появилось видео с участием одного из учителей Сантаны – Джона Ли Хукера. В этот вечер операторы следили за каждым движением музыкантов. Укрыться от них было невозможно. На помощь им приходили два светотехника, засевшие над сценой и управляющие двумя прожекторами.

Накануне было легкое опасение: не превратился бы концерт в парад а-ля «Рики Мартин». Все-таки в Петербург приехал основатель латино-рока. К тому же, в последнее время звуки сантановской  гитары можно услышать на каких-то совсем уж попсовых композициях. Опасения не оправдались.

 Сантана хотел продемонстрировать все, что он может. То есть играл джаз-рок, баллады, блюз, буги-вуги, афро-кубано… Прозвучала и хард-роковая «Open Invitation», а в завершении был совершен экскурс в далекий Вудсток, где Сантана впервые громко (в прямом смысле) заявил о себе. Была сыграна «Soul Sacrifice».

Мертвая хватка

СантанаСантана позволил проявить себя всем. То вперед, со своими соло, выходил тромбонист Джефф Крессман, то начиналась музыкальная перекличка. Ее устроила труба Била Оттица и одна из гитар Карлоса Сантаны.

Никому не давал покоя барабанщик Денис Чамберс. А до него законный отрезок отбарабанил цимбалист и перкуссионист Карлос Пераццо. Конги и перкуссия Рауля Рекова тоже без дела не остались.

Из-под пальцев клавишника Честера Томпсона вылетали настоящие глыбы звука. Эти глыбы – отличное основание для памятника гитаре Карлоса Сантаны. Осталось назвать басиста Бенни Ритфельда и второго гитариста Томми Энтони. Залу покоя не давал никто.

Даже мощный охранник в черной вязаной шапочке сумел проявить себя. Всем позволял фотографировать. Ходил вдоль первого ряда и слегка пританцовывал. Однажды начал разогревать зрителями. Потом, правда, проявил силу и целеустремленность, длинной рукой внедрившись в толпу и вычленив из нее зрителя с видеокамерой. Этот зритель, видимо, надолго запомнит мертвую хватку охранника. Но затем охранник снова придал себе мирный вид и, вскоре, увидев двух моих соседок-блондинок, вручил им две карточки с автографом Сантаны.

Чуть позднее Карлос Сантана, пожевывая резинку, подзовет этого охранника к себе и даст тому особо важное задание: снова внедриться в толпу зрителей, добраться до маленькой девочки, сидящей на плечах у отца, и вручить ей медиатор. Задание было выполнено немедленно.

Семейный альбом

Тем временем на большом экране появились кадры из жизни Сантаны. Этапы большого пути. Сантана в Вудстоке, обложки всех альбомов, семейные фото… День рождения, как-никак.

Сантана действительно великодушен. За свою карьеру с кем только не сотрудничал. Кроме музицирования с Карлосом Сантаной  у этих музыкантов, видимо, нет больше ничего общего. Шакира и Кирк Хэмметт (Metallica), Стинг и Стив Тэйлор (Aerosmith), Мэри Джей Блайдж и Эрик Клэптон, Биг Бой (Qutkast) и Джон Маклафлин, Бадди Майлз и Джосс Стун… Оперные певцы, джазисты, металлисты, рэперы… Временами это настораживает. Но то, что было сыграно на сцене Ледового дворца 20 июля, никакой настороженности не вызывало. Его музыка оказалась такой же свежей, какой я ее впервые услышал в детстве 25 лет назад.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий