Каменный остров: The Rolling Stones

Rolling StonesВ прошлом номере «Городская среда» рассказала о  концертах Яна Андерcона из Jethro Tull. В следующем номере читайте репортаж с концерта Роджера Уотерса (Pink Floyd). Шоу «Стена» прошло 25 апреля 2011 года в Санкт-Петербурге.

А в этом номере вспомним о Rolling Stones. Они приезжали в Россию в 2007 году. Тогда же вышла статья «Взрывное устройство». Но спустя четыре года прочитать ее можно разве что читальных залах некоторых псковских библиотек, если покопаться в старых подшивках. Поэтому она воспроизводится здесь и сейчас. Тот концерт достоин того, чтобы о нем вспомнить еще раз, еще много-много раз…

Редакция

ВЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО

В России с единственным концертом выступила группа The Rolling Stones. Как добавляли некоторые, «выступила, несмотря на непростые взаимоотношения с Великобританией».

Псковская область, кстати, имеет некоторое отношение к прошедшему 28 июля в Санкт-Петербурге концерту. Через таможенный пост Убылинка (Пыталовский район) проследовало несколько десятков грузовиков с оборудованием для роллингов. У псковских таможенников претензий к грузу не было. У зрителей, увидевших этот груз в собранном виде, претензий не было тем более. Сцена (самая большая в Европе) походила скорее на шестипалубный теплоход. Ширина – 64 метра, высота – чуть выше Зимнего дворца. Сюда можно добавить мачты с динамиками и прожекторами. Они были, конечно, ниже Александрийского столпа. Но ненамного.

Перед употреблением – нагреть

Пускать на Дворцовую площадь начали за 5,5 часов до того, как на сцене появились The Rolling Stones. Для любителей вымокнуть под дождем лучшего повода и представить было нельзя. Впрочем, часам к семи вечера дождь позорно утих.

Можно сказать, что концерт The Rolling Stones начался с The Beatles. С песни The Beatles «Here Comes The Sun» в исполнении Стива Харли и его Cockney Rebel, выступавших на «разогреве». Если бы не The Rolling Stones, то о нем самом можно было бы рассказать подробнее. Эта фигура примечательная. В 70-е годы он был на подъеме, и, надо признать, заслуженно. Песни его – ироничны и изящны. Важная нагрузка падает на скрипача. Хотя если в России Стив Харли и известен, то не благодаря своим искрящимся балладам, а по хиту из «Призрака оперы» Эндрью Ллойд Уэббера, который Харли двадцать лет назад спел дуэтом с Сарой Брайтман. Когда-то Стив Харли заявил: «Как ни странно, у меня мало общего с рок-культурой как таковой… Стейнбек и Хемингуэй духовно ближе мне, чем Led Zeppelin или The Rolling Stones». Но на «разогреве» Стейнбека и Хемингуэя Стиву Харли на этом свете уже не выступить. Поэтому приходится предварять выступления Джаггера и Ричардса. Не самая плохая участь.

Отыграв минут пятьдесят, Стив Харли и Cockney Rebel незаметно удалились. Вслед за ними исчезли и два боковых экрана. Настала 50-минутная пауза. (Мик Джаггер, как говорят, перед выступлением совершал 15-минутную пробежку на тренажере). Десятки рабочих сцены лазали по «палубам» и мачтам, отстраивая свет и звук. А потом грянул взрыв. На огромном (примерно в пятиэтажный дом) экране появился самолет, как будто бы спускающийся на Дворцовую площадь. The Rolling Stones вышли на сцену в 21.30.

Перекресток

В детстве до The Rolling Stones рок-музыки я не слышал. Мне крупно повезло, что начал я с них. The Rolling Stones – это такой Rolling Stonesперекресток. Направо пойдешь, налево пойдешь… Лишь бы не возвращаться назад. Куда бы тебя потом не занесло – ты будешь уже подготовлен. Рок больше не застанет тебя врасплох. Глыбы блюза и фанка тебя вовремя разбудили. Музыка в меру дикая. Двумя словами – Каменный Век. Будто ты стоишь в открытом поле, а рядом проносится стадо мамонтов. И впереди главный из них – Мик Джаггер. Тебя с ног до головы забрызгивает грязью. Но это, конечно, лечебная грязь. Хотя отмыться потом невозможно. Но ты и не хочешь. Под кожей мамонта бьется, черт возьми, человеческое сердце. Доказательств – сколько угодно. Спросите хотя бы у Леди Джейн – она расскажет.

Музыка The Rolling Stones прямо-таки кишит любовью. Как крокодилами или, точнее, крокодилицами. Да, любовь – эта такая крокодилица. Жадная, беспощадная, настоящая. Иногда может лить слезы. Животные инстинкты не скрыть ни одному продюсеру. И не одному охотнику. Любовь умеет быть и жестокой, и неистовой. Крокодилья пасть – самое надежное вложение. Была – не была, кинуться туда с головой и пропасть в свое удовольствие. И на горе родным и близким.

Возьмите каменный скребок или наконечник копья и поместите их в позолоченную рамку. Поместите под стекло. Прикрепите бирку. Назовите это The Rolling Stones и пробудите в себе здоровый смех. Подобным смехом захлебывался сам Мик Джаггер в своей героиновой юности.

Обрамили, поместили, прикрепили и катитесь дальше. Пока не увидите вдали кромку моря и трепыхающийся на мачте «Веселый Роджер». Череп и кости кого-то напомнят вам. Вы сделаете еще шаг и поймете, что все перепутали. Никакой это не «Веселый Роджер». Это Кит Ричардс. Все это и называется The Rolling Stones.

Гуляй-город

Мало сказать, что The Rolling Stones – это рок-группа. Это настоящий крупный индустриальный центр. Без преувеличения. Градообразующее предприятие «Гуляй-город». Тур «A Bigger Band» («Еще больший взрыв») длится третий год. За бортом уже остались Южная и Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Китай… Европейская часть тура началась 5 июня 2007 года в Бельгии, где перед концертом образовалась 50-километровая  автомобильная пробка. А в Бразилии на пляже Капокабана группу пришло послушать 2 миллиона человек. В Петербурге же собралось тысяч пятьдесят.

За последнее время на гастролях «роллинги» заработали около полумилларда долларов (сравните, допустим, с бюджетом Псковской области). Ни одно шоу в мире с этим не сравнится.* Человек более впечатлительный чем я назвал бы произошедшее в Петербурге выдающимся концертом. Я ограничусь эпитетом попроще – все выглядело грандиозно. Звук, свет, самоотдача… Но особо стоит сказать о видео. The Rolling Stones можно было видеть из любой части площади. Если не лицом к лицу, то хотя бы на экране. Все было отлажено до мелочей. Случайности, видимо, исключались в принципе. Камни катились методично. Их невозможно было остановить. Во всем чувствовалась неотвратимая мощь.

Российский вклад

Первоначально Джаггер появился в поблескивающем фраке и исполнил «Start Me Up». Потом фрак он скинул, оставшись в серебристой рубахе. Чуть позднее он скинул и рубаху, и далее носился по сцене в черной футболке.

Рядом со мной, среди зрителей, находилась семейная пара. И жена, глядя на танцующего 64-летнего Мика Джеггера, произнесла: «Я его обожаю. Он такой сексуальный».

Женщина на секунду отвлекалась на мужа и добавила мечтательно: «Может быть, и ты таким станешь в его годы».

К концу второй песни милиционеры вывели из партера одну пару (к счастью, не моих соседей) в совершенно невменяемом состоянии. Где и когда они успели это состояние приобрести? С учетом того, что публика (от 10-летних детей до 70-летних бабушек и дедушек) была, в основном, трезва. На концерте не продавалось ничего такого, включая пиво. Кое-кому, конечно, удавалось пронести сквозь контроль какую-нибудь флягу коньяка. Но музыка была крепче всякого коньяка. Люди были трезвы и счастливы. Даже те, кто стоял, приплясывая, в огромной очереди в два злополучных биотуалета, которые умудрились поставить как раз перед (!) так называемым местом для танцев, где находилось большинство зрителей. Так что желающие могли за один билет смотреть два зрелища – концерт The Rolling Stones и то, что происходило вокруг двух зеленых кабинок.

Наибольшее впечатление на окружающих произвела потасовка с участием омоновца, когда некий мужчина проник в туалет без очереди. Запереться и уединиться ему не позволила возмущенная толпа. Зрители за рукав привели туда омоновского сержанта, чтобы тот наводил порядок. Сержант слабо отнекивался. Тогда послали за его командиром. Вскоре я вился грозный капитан. На сцене гремел «Rough Justice» с альбома 2005 года, биотуалет ходил ходуном… Можно сказать, что это был российский вклад в шоу мирового значения.

Языкознание

То, что Мик Джаггер в хорошей форме – было понятно заранее. 64 года ему исполнилось в день прилета в Петербург, и чуть позднее он отпраздновал его с размахом в старинном дворце. Бегает Джаггер по сцене по-прежнему почти не останавливаясь. Дыхание его не сбивается. Он успевает еще и на губной гармошке сыграть (в психоделической «Midnight Rambler»), и на гитаре… В лексиконе у него появилось десяток русских слов («спа-си-бо», «на ба-ра-ба-нах», «на-ко-нец мы здесь» и еще «кра-са-виц-ца»). «Кра-са-виц-ца» - это о бэк-вокалистке Лиз Фишер. Голос у нее такой, что ей уже пора одной собирать целые стадионы.

Всего на сцене находилась чертова дюжина музыкантов: Мик Джаггер, Кит Ричардс, Рон Вуд, Чарли Уоттс плюс басист, четверо духовиков, клавишник и три бэк-вокалиста. В основе репертуара – песни 60-70-х годов. Но никаких баллад в духе «Lady Jane» или «Angie». Никаких акустических отступлений. Камни катились без перерыва, подгоняемые жестким блюзом. Это был нескончаемый гимн положительной агрессии. В «Bitch» он поддерживается духовыми, как будто на скрипучих качелях. Кое-где верх брали клавишные. 

Центр тяжести

В начале шоу возник непредвиденный дополнительный визуальный эффект: здание генерального штаба и сцену соединила радуга. В середине концерта Мик Джаггер минут на семь передал инициативу Киту Ричардсу, который спел две песни («You Got The Silver» и «Little T A». Понятно, что Кит Ричардс, в отличие от Джаггера, никуда не бегал и, что важнее, ниоткуда не падал (поблизости не было ни одной пальмы, лишь Александрийский столп). Наоборот, гитарист «роллингов» после исполнения «You Got The Silver», трогательно встал на колени. Внизу на него смотрела его младшая дочь, которой в этот день исполнилось 21 год.

Самый заслуженный рок-барабанщик мира 66-летний Чарли Уоттс, как всегда, вел себя сдержанно. Он и в юности был таким: сидел, как гном в каменоломне, и отбивал ритм. А облаченный в желтую футболку Рон Вуд вел главные гитарные партии, при этом не забывая гримасничать. У каждого уважающего индустриального центра должен быть свой рыжий клоун.

Центральная часть шоу началась с того, что зазвучали «Miss You»,  и часть сцены отделилась и поехала в партер. Если большая сцена была похожа на огромный теплоход, то подвижную сцену можно сравнить со шлюпкой. В ней уместилось шесть музыкантов. Во время своего хождения в народ («роллинги» проехали метров шестьдесят, в сторону Александрийского столпа) прозвучали «It`s Only Rock`n` Roll», «Satisfaction» и «Honky Tonk Woman». Пожалуй, это самая мощная песенная связка в мировой рок-музыке. Экран на это время погас. Зато музыкантов можно было увидеть вблизи тем зрителям партера, кто находился от сцены далеко. Джаггер перед этим предпоследний раз переоделся и был в белой куртке, а потом остался в красной футболке. Во время исполнения «Honky Tonk Woman» публика встала на кресла и уже не садилась. На месте экрана тем временем появились гигантские ярко-красные надувные губы и язык – символ The Rolling Stones. Затем «шлюпка» медленно уплыла обратно.

Штурм

Еще одним важным событием было исполнение «Simpathy For The Devil». Согласно канонической версии, Мик Джаггер сочинил ее после прочтения булгаковского романа «Мастер и Маргариты». В 60-ых годах Булгаков был популярен в Британии так же, как у нас в 80-е. Но в песне упоминается совсем не Москва, а Санкт-Петербург, царь и его дочь Анастасия. И большевики, действующие под именем дъявола.

Зимний дворец находился по правую руку от Джаггера, а народу на Дворцовой площади собралось во много раз больше, чем в фильме Эйзенштейна при так называемой штурме Зимнего. В нужный момент на самом верху сцены вспыхнули четыре больших факела (как четыре олимпийских огня). Далее прозвучал еще один хит шестидесятых – «Paint It Black». Действительно, стало темнеть. Завершился концерт вещью «Brown Sugar», исполненную на бис.

Мик Джеггер снова ринулся в народ, но уже без «шлюпки». 60-метровку он преодолел с приличным результатом (допинг-контроль на «Тур-де-Франс» он, может быть, и не прошел бы. Но этот тур называется иначе - «A Bigger Band», и здесь все иначе). А рядом с ним, внизу, тот же путь с камерой на плече проделал оператор. Похоже, Джаггер никому не дает расслабиться. Ни себе, ни другим.

Под другими подразумевается не только обслуживающий персонал, поклонники, охрана, но и сотрудники «Эрмитажа». Они весь концерт дежурили возле измерительных приборов – фиксировали силу звука (роллингам установали ограничения). Хотя лучше было бы устраивать столь масштабные шоу в более удобных местах. Правда, директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский перед концертом великодушно заявил, что «The Rolling Stones – это хрестоматия, классическое искусство, память поколений». А классическому искусству место в «Эрмитаже». Или хотя бы рядом с ним.

 


* Нынешний тур U2 все-таки побил этот рекорд (http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=658)

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

kH0gmyWJY | pvd58nso@mail.com | 08:33 - 17.04.2014
This is exactly what I was looking for. Thanks for wrgitni! http://smyukusc.com [url=http://rphravui.com]rphravui[/url] [link=http://jptaste.com]jptaste[/link]
7LQMivZ8YTrK | ndwokc22@hotmail.com | 22:54 - 15.04.2014
Never would have thunk I would find this so inblnpessadie.
e2CvmFFy | dqqpzvwfrw2@hotmail.com | 11:00 - 15.04.2014
Lot of smarts in that pogtnis! http://fqlrcush.com [url=http://ingtsmmm.com]ingtsmmm[/url] [link=http://dmgommvf.com]dmgommvf[/link]
e2CvmFFy | dqqpzvwfrw2@hotmail.com | 10:59 - 15.04.2014
Lot of smarts in that pogtnis! http://fqlrcush.com [url=http://ingtsmmm.com]ingtsmmm[/url] [link=http://dmgommvf.com]dmgommvf[/link]
e2CvmFFy | dqqpzvwfrw2@hotmail.com | 10:59 - 15.04.2014
Lot of smarts in that pogtnis! http://fqlrcush.com [url=http://ingtsmmm.com]ingtsmmm[/url] [link=http://dmgommvf.com]dmgommvf[/link]
u6khqvdd | xx58ofgh@mail.com | 22:41 - 14.04.2014
BION I'm imsrpseed! Cool post!
Dta5YPNrJ | at2eo33gu@mail.com | 13:55 - 14.04.2014
That's not just logic. That's really sebenils.