Полет нормальный

Ян АндерсонОдин самых заметных апрельских концертов прошел с участием Яна Андерсона из Jethro Tull. Он трижды выступил в России – в Перми, Москве и Петербурге. Причем ключевым моментом стало исполнение «Bourree in E Minor» Баха вместе с флейтисткой Кади Колмэн.

Американка Колмен в музыкальном мире не слишком известна, но она, к тому же, астронавт и давняя поклонница творчества Яна Андерсона. Сейчас она в космосе. И с собой в космос она захватила флейту. Таким образом, можно утверждать, что пока это лучшая флейтистка за пределами Земли.

Прямое включение со МКС привело к тому, что г-жа Колмен обратилась по-русски к зрителям и поздравила всех с 50-летием полета Юрия Гагарина. А затем последовало совместное исполнение. Андерсон играл на Земле, а Колмен в это время летела на расстоянии 220 миль от Земли. Звучание было слаженным.


Российские концерты Яна Андерсона натолкнули на мысль, что имеет смысл опубликовать в «Городской среде» серию статей об известных зарубежных рок-музыкантах. О Яне Андесоне я в свое время написал два текста. Оба были напечатаны в «Городской газете», но после известных событий, связанных с закрытием газеты, оказались недоступны в интернете. Некоторые выдержки из этих статей вошли потом в роман «Карта памяти» (на основе которого появилась пьеса «Кремль»).Ян Андерсон

Итак, вашему вниманию предлагается две статьи – 2006 и 2008 года, которые, отчасти, передают атмосферу выступлений Jethro Tull. Предполагается, что в ближайшее время в «Городской среде» появятся статьи о концертах Rolling Stones, Марка Нопфлера, Боба Дилана, Игги Попа, Роберта Планта, Карлоса Сантаны, Дамо Сузуки… А то в последнее время из самых-самых в «Городской среде» появлялись только Стинг и U2. Надеюсь, что концерт Роджера Уотерса (Pink Floyd), который состоится 25 апреля 2011 года, тоже в скором будущем будет описан в «Городской среде». А пока что - Jethro Tull.

Алексей Семёнов


СКАЗКИ АНДЕРСОНА

В Псков никогда не приедет Элвис Пресли. Он даже в Москву никогда не приедет. С тех пор как он умер, Элвис одновременно находится во всех точках земли. Так что Псков, Дно, Дедовичи уже давно в равных условиях с Мемфисом или Нью-Йорком.

В Псков никогда не приедет Элвис Костелло. Потому что он не знает что такое Псков, а Псков не знает, что такое «Элвис Костелло».

Ян АндерсонВ Псков никогда не приедет Ян Андерсон и его Jethro Tull. Потому что Ян Андерсон жив и находится в силе. Он еще раз это подтвердил 29 июня в Петербурге в ДК им. Ленсовета.

Jethro Tull не удобно называть легендарными. При слове «легендарные» на ум приходят названия западных рок-групп 70-х годов, которые уже лет пятнадцать колесят по городам бывшего СССР. За пределами бывшего СССР они лет сто пятьдесят как никому не нужны.

Британцы Jethro Tull  в России тоже не впервые. Но ни малейшего намека на «прах веков», «звездную пыль» и «тряску стариной» вам обнаружить не удастся.

Акваланг. Погружение в тему

На концерт собралась интеллигентная публика, способная отличить Баха от Генделя, а флейту от кубинской сигары. А уж песни Jethro Tull она узнавала с первого аккорда.

Классические хиты самих Jethro Tull  - «Skating Away On The Thin Ice Of The New Day» («По тонкому льду нового дня»), «Locomotive Breath» («Дыхание локомотива»), «Aqualung» («Акваланг») чередовались с мировыми хитами классической музыки (поппури из Моцарта) или даже Нино Рота (мелодия из «Крестного отца»).

Jethro Tull умудрились избежать банальных интерпретаций классики или затянуть все это богатство только в один рок-н-рольный водоворот. Все было сделано бережно, но будоражило, с трудом подвергаясь определению.

Хотя были времена, когда Jethro Tull пытались встроить в какую-то одну нишу, назвать раз и навсегда как-нибудь однозначно. В справочниках можно обнаружить, что музыканты играют арт-рок. В более многословных книжках пишут: «синтез английской народной музыки, средневековых мадригалов и рока». Потом спохватываются, добавляя сюда что-то про джаз и блюз. Чем окончательно могут сбить с толку того, кто по каким-то причинам о Яне Андерсоне не слыхал. А потом вдруг с испуга включил телеканал «Культура» и увидел его играющем на флейте Баха на юбилейном концерте, посвященном 250-летию Моцарта. А если человек не смотрел «Культуру», то мог случайно наткнуться на андерсоновский альбом, сделанный совместно с Лондонским симфоническим оркестром («Собрание классики» называется). И как, скажите пожалуйста, назвать все то, что делал и делает Jethro Tull?

Впрочем, смешать все со всем каждый может. Но создать на этой основе что-то неповторимое удается единицам. Ян Андерсон и есть такая огромная единица – мирового масштаба. Пятидесяти восьмилетний герой рок-н-ролла с флейтой в руках в шестидесятые годы набрал в легкие столько воздуха, что до сих пор не может выдохнуть.

Волшебная флейта

…Тем временем, к радости сидевших по левую руку от меня финнов, скрипачка Люси, выступающая с Jethro Tull, исполнила пьесу Сибелиуса. После чего на сцене снова  вкрадчиво появился Ян Андерсон. Он как будто не из-за кулис вышел, а из какого-нибудь средневекового романа. В эпоху адских соблазнов он почти сорок лет назад стал создателем своего Рая. Но Рай этот получился особенный. Там, в его мире ни на что не похожих песен, полно, так сказать, отщепенцев. Асоциальных типов (они же – национальные герои). Но и райских птиц не меньше. Голоса Неба и всхлипы земли слились воедино. Сдержанная ирония и безудержный талант лидера Jethro Tull  сделали свое дело.

Ян Андерсон сверкал глазами, дул в свою волшебную флейту, перебирал струны, гремел бубном, выхватывал из кармана пестрого жилета губную гармошку, дважды делал-таки знаменитую стойку на одной ноге, изящно передвигался по сцене, много шутил. И, разумеется, пел.

Звучание с угрожающей скоростью приближалось к идеальному. Песни звучали именно так, как на известных с детства студийных записях. Или лучше.

Знаменитые же переходы внутри композиций надо бы комментировать не музыковедам, а специалистам по переходам из одного измерения в другое. Они, конечно, тоже соврут. Но в таких случаях не правда важна, а попытка прикоснуться к тайне. И чем эта попытка неудачнее, тем притягательнее недоступная тайна.

Благодаря скрипке, в отдельных композициях Jethro Tull появился легкий «цыганский налет». Первоначально я подумал, что, может быть, красавица Люси со своей скрипкой  здесь вообще лишняя (когда она бесстрашно исполняла пьесу уже упомянутого Сибелиуса). Но оказалось, что лишним должен считаться тот, кто до конца концерта продолжал  считать скрипачку неуместной. В Jethro Tull нет ничего лишнего. Скрипка, гитара, бас-гитара, клавишные, аккордеон, барабаны. Ну и флейта, конечно. Без нее музыка второй половины XX века сбилась бы с пути. Но когда есть такие поводыри как Ян Андерсон, еще не все потеряно.

Выкрутить пробки

Может быть, центральным эпизодом концерта стало начало второго отделения  (концерт продолжался два с половиной часа, не считая антракта). Второе отделение было открыто «Thick As A Brick» («Тупой, как пробка»). Пробка, увеличившись до угрожающих размеров, наконец, вылетела, сразив своей мощью.

Добил всех инструментальный вариант цеппелиновской вещи «Kashmir». Последовавшая же вскоре народная песня призвана была, наверно, слегка остудить пыл всех присутствующих. Но сделать это было уже невозможно. Купаясь в самоиронии, порхая по сцене, играя словами и музыкой, Ян Андерсон разбудил силы, не подвластные даже ему. Он и сам летает, и другим дает летать.

Бывало, изучая со своими учениками на занятиях по праву тему о плагиате, поставишь диск Jethro Tull  с песней «We Used To Know», изданный в1969 году, а сразу вслед за тем – «Hotel California» (1976 г) Eagles. И сразу же всем становится понятно – «кто с кого песню написал» (естественно, не Eagles). В этот раз «We Used To Know» Ян Андерсон не исполнил. Но все равно было понятно: кто с кого и что написал. Песни  играются на земле, а сочиняются выше. На небесах живут талантливые композиторы.
 
Под конец концерта все зрители окончательно убедились, что сидеть на своих местах просто невозможно, повставали со своих кресел, заполнили проходы, оказались возле оркестровой ямы, а Ян Андерсон вытащил на сцену огромный белый воздушный шар, который тут же взлетел под потолок и немедленно лопнул. Тогда Андерсон запустил в зал второй шар, не менее воздушный и белый. Чуть позднее шар исчезнет в оркестровой яме. А вот Jethro Tull , судя по концерту, не исчезнут никогда. Кто-то же должен на этом свете оставаться бессмертным. «Жизнь – это длинная песня», - написал Ян Андерсон тридцать пять лет назад. А если бы не написал тогда, ему пришлось бы сделать это сейчас.

Алексей СЕМЁНОВ

КОРНЕВАЯ СИСТЕМА

«Ваня, давай!» - крикнул мой сосед слева, как только свет погас. Когда свет вновь зажегся, на сцене уже стоял Ваня, в смысле – Ян Андерсон. А заодно с ним – и вся группа Jethro Tull. Вечером 21 февраля 2008 года в петербургском БКЗ «Октябрьский» почти все были заодно. И зрители в зале, и музыканты на сцене.

Дядя Ваня

С момента предыдущего выступления в России*, состав английской группы снова существенно обновился. Вновь не приехал гитарист Мартин Барр и, следовательно, вновь приехал его дублер – Флориан Опале. За барабанами на этот раз сидел Дон Перри, а на басу играл Мартин Гудье. Получается, что из предыдущего состава группы остался только клавишник и аккордеонист  Джон О'Хара.

Ян Андерсон с первых аккордов (сделанных на губной гармошке) припал к корням, то есть сыграл акустический блюз «Some Day The Sun Won t Shine For You» с первого альбома 1968 года. И это выглядело как напоминание о тех временах, когда Jethro Tull еще не превратилась в «живую легенду», не обросла мифами и не погрузилась в туманное средневековье. То есть, еще не стала сама собой.

Потом музыканты стали плавно и безболезненно перемещаться в музыкальном пространстве, делая реверансы джаз-року, фолку, классике, хард-року... Для меня ключевыми в первом отделении стали знаменитые «Bouree» Баха и «Thick As A Brick» («Тупой, как пробка»). Причем, верные традиции, музыканты Jethro Tull не стеснялись импровизировать. Любителям слушать на концертах альбомные версии знаменитых вещей не поздоровилось. Ян Андерсон не любит топтаться на месте. Он все время куда-то летит. И других подхватывает - за кампанию. Его носит туда-сюда. Не сидится ему в своем замке XVIII  века. Не стоится ему на сцене возле микрофона. Когда он берет микрофон и поет, то он разговаривает с переполненным залом. Когда он играет на флейте – то он разговаривает с кем-то очень важным на небесах.

Королевский вечер

В этот вечер в «Октябрьском» добрались музыканты и до настоящего средневековья. Тему обозначил сам Ян Андерсон, сообщив, что следующую песню («Past Times With Good Breath») сочинил король Генрих VIII.. Посвятил ее король, естественно, своей жене. Какой именно из шести, г-н Андерсон не уточнил. Возможно, он посвящал ее шесть раз подряд. Во всяком случае, это было бы благородно.

Концерт доказал, что Ян Андерсон по-прежнему способен на многое. В свои шестьдесят лет он все еще изящен, прыгает, стоит на одной ноге, а главное – его музыка вызывает не ностальгию, а живую реакцию на музыку не прошлого, а настоящего. Никаких признаков дряхления. Как будто в флейту действительно дышит не человек, а локомотив, и остановить его не возможно.

Ничего лишнего

В 1975 в шоу Jethro Tull участвовало 4 девушки в кудрявых париках со скрипками. В 2006 году, когда группа предпоследний раз выступала в России, скрипачка была уже одна – Лючия Микарелли – в белом платье и босиком. В 2008 скрипачка по-прежнему одна. Только зовут ее Анна Фабиа и одета она была в этот вечер во все черное, на ногах - длинные сапоги. Встречали ее весьма доброжелательно. Показалось даже, что, в отличие от своей предшественницы, она по-настоящему вписалась в концертный состав  Jethro Tull. Временами Ян Андерсон не без удовольствия предоставлял ей инициативу.

Публика на подобные концерты ходит подготовленная. Даже малые дети. А так как концертов в России планировалось только два, то зал оказался переполнен. В Москве тоже, говорят, спрашивали лишние билеты. Но 21 и 22 февраля на концертных площадках, где выступали  Jethro Tull, не было ничего лишнего. Даже билетов.

Жизненный уровень

В прошлый раз Jethro Tull неожиданно выдали свою версию «Kashmir» Led Zeppelin, с которыми когда-то начинали. На этот раз Ян Андерсон доброжелательно отозвался о Кейте Эмерсоне, подхватив тему «Америка» из «Вестсайтской истории» Леонарда Бернстайна. Эмерсон, в свое время еще выступая с группой Nice, над «Америкой» потрудился плодотворно. Труд не пропал даром.

Ян Андерсон по-прежнему полон самоиронии. Он все еще живет музыкой, а не отдает ей дань, как это делают некоторые его сверстники. Менестрель все еще смотрит на пляшущих вокруг зайцев и видит в них свое отражение. Его герой Старина-Акваланг до сих пор не устал погружаться в глубины подсознания, где «цветы расцветают, словно летом безумства».

Jethro Tull подражают, их цитируют… Их музыка звучит в «Армагеддоне», «Джуманджи» Да что там… Она звучит даже в сериале «Друзья» и мультфильме «Симпсоны». Она все еще приходится ко двору и делает этот двор немного чище.

На бис Jethro Tull приберегли «Locоmotive Breath» («Дыхание локомотива»). Нет, не зря мой сосед громко и настойчиво кричал: «Даешь, Локо!»  Народ ломанулся к сцене, беззастенчиво пользуясь фотоаппаратами и видеокамерами…

Слушая и видя все это, трудно поверить, что жизнь – в прошлом. Именно так, «Living in The Past» («Жизнь в прошлом») называется одна из самых значительных вещей Jethro Tull. Каждый новый концерт жизнь только начинается.

 

Фото: bigstonedragon.livejournal.com

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

1HejlJZvmYh | 7lf3m85mmv@hotmail.com | 05:46 - 17.04.2014
This inotrmafion is off the hizool! http://jtolbazfd.com [url=http://rwxiaq.com]rwxiaq[/url] [link=http://ghbcllct.com]ghbcllct[/link]
eSMd9cWu | zgpk59bex@gmail.com | 13:00 - 16.04.2014
I have been so bereldewid in the past but now it all makes sense!
fUr8HbfMkm92 | wfu8c1giwtq@yahoo.com | 20:53 - 15.04.2014
Ah yes, nicely put, evyoerne. http://eelacj.com [url=http://bzohdgj.com]bzohdgj[/url] [link=http://yrdrywrcko.com]yrdrywrcko[/link]
MSyzQ1f6JLz | iuxsnnuf6d@hotmail.com | 08:41 - 15.04.2014
Shoot, so that's that one susposep.
ge5qL8aRCVUy | jwi74ptonz@gmail.com | 23:39 - 14.04.2014
Shiver me timbers, them's some great inrtnmaoiof.