Баян не разорвали

Айдар ГайнуллинВ начале марта концерты с участием известных музыкантов проходили в Пскове ежедневно. Почти все они  были в одном месте – в Псковском театре драмы. Перед капитальным ремонтом из Народного дома выжимают все что можно. Пока что это единственный приличный на весь город зал.

Когда полтора года назад перед концертом фестиваля «Crescendo» в Пскове баянист Айдар Гайнуллин сказал, что играл на свадьбе Растроповича, люди с чувством юмора подумали, что это шутка. А все остальные в уме стали прикидывать – сколько лет Гайнуллину, если он еще на свадьбе Растроповича и Вишневской играл? Но тут же выяснилось, что свадьба была золотой. Все облегченно вздохнули.

ПриБытие №2

Золотая свадьба Растроповича и Вишневской показана в документальном фильме Александра Сокурова  «Элегия жизни». Там есть эпизод, где Айдар Гайнуллин играет, а Растропович танцует танго. Танго в исполнении Айдара Гайнуллина звучало недавно и в Пскове.

Стиль, в котором работает Айдар Гайнуллин, я бы назвал «евразийское танго». В его репертуаре есть мелодия «Евразия», хотя в основе представленной в Пскове программы – музыка аргентинца Астора Пьяцоллы, включая сверхпопулярное «Libertango». Плюс собственные сочинения Айдара Гайнуллина, в том числе и музыка к фильму «Эйфория». В последнее время Айдар Гайнуллин вообще очень много внимания уделяет музыке к фильмам («Кислород» и «Эйфория» Ивана Вырыпаева, «Сибирь. Монамур» Славы Рысса). У музыканта есть опыт участия в драматических спектаклях. Каждый месяц он приезжал в Москву, чтобы играть в спектакле «Бытие №2» Ивана Вырыпаева. Так что на любой сцене Айдар Гайнуллин держится уверенно и с некоторых пор стал использовать еще один инструмент – аккордину (губную гармошку с клапанами, как у баяна).

К концу псковского выступления на сцене театра драмы Айдар Гайнуллин даже запел. И что важно, симфонический оркестр Псковской областной филармонии во главе с дирижером Эдуардом Банько весь вечер очень неплохо взаимодействовал с солистом, уловив дух «евразийского танго».

Однажды я спросил Айдара Гайнуллина: «Вы выступаете с абсолютно разными музыкантами. И не только музыкантами. Разброс – от Иосифа Кобзона до Ольги Арефьевой. Вам все равно - что играть?» Последовал неожиданный ответ: «Да. Это все интересно, это обогащает… Мне приходилось и на свадьбах играть, и в ночных клубах. Но все это развивает музыканта.  Ты можешь импровизировать, играть в любой тональности любую мелодию…» Такую возможность Айдар Гайнуллин получил и в Пскове, исполнив музыку Шнитке, Пьяццоллы и свои собственные сочинения.

Симфонический оркестр областной филармонии в этот вечер звучал особенно хорошо. Так бывает не всегда.

Китайская стенаEIMIC

А неподалеку в клубе «TIR» уже готовились к концерту музыканты московской группы Everything is made in China (EIMIC). Не уверен, что хоть кто-нибудь кроме меня переместился в тот вечер из псковского драмтеатра в ночной клуб. Но это был тот случай, когда два концерта уравновешивали друг друга. Свои альбомы музыканты EIMIC записывают в Канаде, поют на английском, а в Пскове до этого бывали только проездом – когда ездили отдыхать в Эстонию и Латвию.

Корни музыки EIMIC, скорее всего, не в земле, а в небе. Музыка у них получается космическо-космополитичной... Очень важную роль играет видеоарт. Его транслируют во время выступления. EIMIC продемонстрировала, что действительно на сегодняшней отечественной сцене это одна из лучших групп, жестких и романтичных одновременно. Жанр обычно обозначают как инди-рок и пост-рок. В качестве шутки предлагаю назвать их стиль пост-Radiohead.

Щедрый дуэт

Концерт EIMIC закончился около полуночи. А спустя полдня любители музыки снова потянулись в драмтеатр. Именно там теперь проходя все более-менее значительные концерты. Зал филармонии еще не восстановлен после пожара. Но даже когда его восстановят – проблема рояля останется. Прогремевший на всю страну рояль «Steinway & Sons» сейчас «работает» вещдоком и никаких приличных звуков из него извлечь невозможно. Так что дуэты для скрипки и фортепиано (скрипач Сергей Стадлер, пианистка Юлия Стадлер) исполнялись с помощью старенького театрального рояля «Эстония». Ну и скрипки, конечно. На ней играл петербургский скрипач Сергей Стадлер (ректор Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова). Выступление имело прямое отношение к проходившей в эти дни Масленице. Благотворительный фестиваль «Щедрая масленица» был в самом разгаре (за два дня до этого в театре драмы сольный акустический концерт дал Вячеслав Бутусов, а впереди еще было выступление пианиста Вадима Пальмова). Сергей Стадлер предложил слушателям музыку Вебера, Листа и Грига. Есть ценности преходящие (чучело масленицы), а есть вечные – музыка великих композиторов. Сдержанный стиль Сергея Стадлера не всем слушателям пришелся по душе, но большая часть зала аплодировала искренне и долго. В любом случае, радостных лиц в зале было больше, чем во время досрочного сжигания масленичного чучела.

*
- Айдар Гайнуллин – лауреат 18 международных конкурсов, обладатель Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» и Национальной премии «НИКА» в номинации «автор лучшей музыке к кинофильму». Обладатель премии кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая музыка к фильму» («Кислород», режиссер Иван Вырыпаев).

**  Everything is made in China российская - одна из самых заметных за Западе российских рок-групп, создана в 2005 году в Москве. Состав: Максим Фёдоров  (гитара, вокал), Филипп Премьяк  (бас-гитара, клавишные), Александр Быков (ударные).


*** Сергей Стадлер - скрипач, дирижер, лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса Чайковского (1982 г.), президент Эрмитажной академии музыки. Ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

 

Фото Андрея Степанова и Александра Сидоренко

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий