История не заканчивается

Евгений МатвеевКогда я пришел на отпевание Евгения Петровича Матвеева*, то первым делом у входа в церковь меня поздравили с праздником. Это сделала молодая  нищенка-богомолка.

Потом я сверился с календарем – какой это был праздник? Оказалось, Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Когда-то, в XI  веке, в Константинополе христиане в пух и прах переругались – долго не могли договориться кто же из святителей самый-самый. И поделились василиан, григориан и иоаннотов.

Чуть позднее мне стали объяснять, что у православных есть такая традиция: когда человек умирает, то наступает праздник, и якобы надо друг друга поздравлять. Но все равно когда какая-то женщина стоит неподалеку от гроба и поздравляет с праздником – звучит это кощунственно.

С Евгением Матвеевым прощались и друзья, и враги. И те, и другие стояли плечо к плечу. Друзей было значительно больше.

На отпевании в храме Покрова Богородицы от Торга священник сказал, что историк Евгений Матвеев сам уже стал частью истории. Это так, и причина  не только в том, что Евгений Петрович прожил жизнь, полную интересных встреч и воспитал множество учеников. Любовь к истории воплощалась и в написании книг, и в создании исторических видеофильмов... Евгений Матвеев работал над воспоминаниями, в которых жизнь Пскова предстает совсем не с парадной стороны. Его любовь к Пскову и псковичам не была слепой. Он умел находить нужные слова, даже если это не всех устраивало.

На камнях

Однажды Евгений Матвеев привез меня на своей «Оке» к Покровской башне. Евгению Петровичу было тяжело ходить. Два часа мы проговорили прямо в машине, на автомобильной стоянке, а под конец нашу беседу неожиданно прервали. Машину камнями закидали  подростки. За свою жизнь, выражаясь образно, камнями в Евгения Матвеева швыряли не раз. Как правило, исподтишка, в спину. Евгений Петрович был порядочным человеком и, следовательно, у него обязательно должны были быть недоброжелатели. Они писали на него доносы, в том числе и в Москву. Доносы для проверки отправлялись обратно. А историк Евгений Матвеев, если предоставлялась такая возможность, их собирал. Для архива. Во время подготовки одной из статей он мне показал несколько выдержек. Однажды в мой адрес тоже пришло нелепое письмо, в котором Евгения Петровича бесстыдно и, главное, бездоказательно обвиняли и оскорбляли. Это было несколько лет назад, что означало: Евгений Матвеев по-прежнему не давал покоя людям, которые привыкли изображать из себя культурную элиту Пскова.

О мнимых и настоящих врагах

Родные деревни Евгения Матвеева – Тригорша (по отцу) и Опочно (по матери) Порховского района. С самого рождения жизнь Евгения Матвеева пошла не так, как у большинства детей. В младенческом возрасте мальчику повредили левую ногу. В одной из бесед он сказал: «Если бы не война – был бы, наверное, с ногой прогресс. 22 июня 1941 года в Порхове хирург Агушев  сделал мне, семилетнему мальчику, операцию. Первое, что я услышал после наркоза, - слова Молотова по радио: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».

Незадолго до этого отец Евгения Матвеева уже успел повоевать - на советско-финской войне, и был ранен снайпером в лицо. А еще раньше Петра Николаевича Матвеева репрессировали и отправили на строительство канала «Москва-Волга». Так что Евгений Матвеев  с детства считался сыном «врага народа». После нападения фашистов на Советский Союз Пётр Матвеев сразу же ушел на фронт и все 900 дней находился в блокадном Ленинграде. А семилетний Женя с мамой, младшими братом и сестрой покинули родную деревню перед приходом фашистов. Но попали под бомбежку. Женя получил ранение в загипсованную ногу. Колонне беженцев путь преградили немцы. Пришлось возвращаться назад. Позднее их деревню (спустя несколько дней после сожжения Красухи) сожгли. Это случилось в декабре 1943 года. Семью отправили в фашистский лагерь Дулаг-110, располагавшийся на окраине Порхова, продержали три недели и перебросили в Литву, в концлагерь.

До лучших времен

После войны семья  Матвеевых вернулась в Порховский район. У бабушки в деревне Тригорша сохранился дом. Несмотря на то, что одиннадцатилетнего Евгения Матвеева отвезли в Ленинград, ногу вылечить не удалось. Врачи говорили: «Надо дождаться лучших времен». Но лучшие времена все не наступали. Отец вернулся с войны, в семье появилось еще два ребенка – двойняшки. Однако в 1949 году отца арестовали вторично – теперь уже на 12 лет.

С 16 лет Евгений Матвеев пошел работать чернорабочим на лесозаготовки в Эстонию. Затем получил самый высокий рабочий разряд. Его избрали секретарем комсомольской организации. Закончив 10 классов вечерней школы, он вернулся домой и стал заведующим орготдела райкома комсомола. Через год поступил в Псковский педагогический институт, на историко-филологический факультет. После окончания института Евгений Матвеев стал директором Бельско-Устьенской школы. 8 лет проработал директором Остенской средней школы. Затем переехал в Псков и в 1968 возглавил техническое училище № 35 (в Овсище). Параллельно он стал нештатным экскурсоводом Пушкинского музея-заповедника. Его аттестовал  Семен Гейченко.

На память

Если в Псковскую область приезжали какие-нибудь знаменитости, то очень часто проводить для них экскурсии доверяли именно Евгению Матвееву. Пушкина наизусть он мог читать бесконечно. В этом убедились многие знаменитости, в том числе председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, генеральный секретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр, актеры Борис Чирков и Александр Калягин…

В 1979 году Евгения Матвеева назначили генеральным директором Псковского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1984 году он стал заместителем начальника Управления культуры Псковского облисполкома, а с 1985 по 1991 год работал  заместителем председателя правления Псковской областной организации общества «Знание». С 1998 по 2005 год Евгений Матвеев был помощником ректора ПГПИ им. С. М. Кирова. Все это время он участвовал в создании документальных фильмов, писал исторические статьи. Некоторые статьи мы публиковали в «Городской газете».**

В последний раз мы с Евгением Петровичем общались дней двадцать назад, на дне памяти Юрия Спегальского. Евгений Петрович тогда сказал, что в последнее время «Городскою среду» не читал – болел. Он обещал «наверстать упущенное» и поделился планами. Он готовил новый видеофильм.

Евгений Петрович был счастливым человеком. О нем с благодарностью вспоминают сотни людей – ученики, коллеги, читатели, зрители. У него дружная семья. В сентябре 2010 года отмечали 50 лет со дня свадьбы Надежды Павловны и Евгения Петровича.

Прощались с Евгением Матвеевым 12 февраля 2011 года. Но прощаться с его работами никто не собирается. Остались его фильмы, статьи, рукописи… Жизнь Евгения Петровича остановилась, а история продолжается.

* Евгений Петрович Матвеев (1934-2011), псковский историк, первый генеральный директор Псковского объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, автор и ведущий телевизионных фильмов по истории Пскова, член редакционного совета «Псковского биографического словаря».

** Кто такие «скобари»? // Городская газета для жителей Пскова, № 31 (211) , 29.07 – 4. 08. 2008 и  № 32(212), 19 – 25.- 8. 2008.

Алексей СЕМЁНОВ

 
«Городская среда» еще не раз вернется к историческим работам Евгения Матвеева. А пока что мы перепечатываем рецензию на фильм «Скобари». Рецензия была опубликована осенью 2008 года в «Городской газете». Премьера состоялась в Псковской краеведческой библиотеке. Сорокаминутный фильм посвящен слову «скобарь». Автором идеи и сценаристом фильма был Евгений Матвеев. Режиссер «Скобарей» - Валерий Пилявец. Сделали фильм в студии «Вера и Отечество».

Редакция

ВЗЯТЬ В СКОБКИ


Столичный статус

В новом фильме авторы обращаются к псковичам с вопросом: «Так кто же такие скобари?» А псковичи охотно отвечают. Ответы предсказуемы… Непременно вспоминают Петра I, который будто бы гнул скобы… В общем, как написали когда-то в одной псковской газете: «Отбор в скобарский полк шел особенно тщательно…» Речь, правда, в том удивительном тексте шла о Куликовской битве. И это сделало ситуацию еще более анекдотичной. В таком случае, следовало бы вести отчет с княгини Ольги. С некоторого времени теперь она в Пскове отвечает за все. Одной легендой меньше, одной – больше… Допустим, переправлялся князь Игорь на другой берег Великой и встретил будущую княгиню Ольгу. А в руках у нее была… Правильно, скоба. СКОБА, которую она потом использовала при строительстве первого деревянного Троицкого собора. Если уж выдумывать, то выдумывать. Хотя, если покопаться в истории подольше, то скобы можно обнаружить и у древних римлян, и у древних китайцев… Каменное или костяное изделие какого-нибудь неандертальца тоже можно при желании принять за скобу. И тогда весь мир окажется полон скобарей, а Псков станет столицей мира.

По мелочам

В фильме, между опросами псковичей, Евгений Матвеев обстоятельно объясняет свою версию. Пересказывать ее – это все равно, что своими словами пересказывать его статью в нашей газете.

Главное в словах Евгения Петровича: никаких документальных свидетельств того, что слово «скобарь» употреблялось до XX века, нигде нет. Ни в словарях, ни в летописях. Нигде. А потом оно вдруг возникает. И становится нарицательным.

От себя бы я добавил: до такой степени нарицательным, что прозвище попадает в Большой толковый словарь русского языка.*  В словаре говорится, что «скобарь – грубый, невоспитанный человек». На сайте Грамота.ру вспоминают и об еще одном толковании: «жадный человек, выгадывающий в мелочах». Там же следует ссылка на писателя Валерия Суси, который предполагает, что, будто бы, здесь «есть связь со словом «скоба». Скобяные изделия стоили недорого, и торговцы скобами пытались выгадать в мелочах. И вот, дескать, этих торговцев стали называть «скобарями», то есть, мелочными людьми.

У Евгения Матвеева – другой ответ. Он склоняется к тому, что это слово породили авторы фильма «Мы из Кронштадта». Не самый героический персонаж старинного фильма во время Гражданской войны попадает в окопы к красным. Ситуация в бою напряженная. Еще неизвестно кто победит. И вот этот солдат то сорвет погоны, то снова их к плечам приложит. В зависимости от того, в чью сторону склоняется победа. При этом  он трусливо бормочет как заклинание роковые слова: «Мы пскопские, мы скопские…» Фильм этот в конце 30-х – начале 40-х годов часто показывали. Очаг распространения этого слова оказался в Ленинграде, где выходцев из Пскова было очень много. К ним это прозвище, в первую очередь, и прилипло. Так думает Евгений Матвеев.

На мой взгляд, эта версия требует дополнительного исследования. Вот если бы трусливый солдатик произносил с экрана «я скобарь, я скобарь» - все выглядело бы значительно очевиднее. На мой взгляд, наиболее убедителен Евгений Матвеев в той части фильма, где он отрицает исторические корни этого прозвища. Источники у него – авторитетные. Было бы любопытно услышать серьезные аргументы его оппонентов. Пока их что-то не слышно.

«Отмывание»

А фильм «Скобари» не помешало бы посмотреть всем, кто интересуется историей нашего города. Примерно о том же говорили и после премьеры в краеведческой библиотеке. Была там и дискуссия по поводу происхождения прозвища «скобарь». Однако сенсации не произошло. Никто слова  Евгения Петровича не опроверг.

Гораздо проще проследить за тем, что происходило со словом «скобарь» в последние десятилетия. Это было на наших глазах. Псковичи, под вполне благовидным предлогом, решили это слово «отмыть», а точнее – перекрасить. Придать ему совсем другой смысл. Так, очевидно, и родилась легенда о Петре и скобах. В тот момент у недовольных прозвищем «скобарь», по всей видимости, имелось два пути. Один из них –  вдохнуть в него новую жизнь. Другой путь – отделить слово «скобарь» от слова «пскович». Все же в России скобарями пренебрежительно именуют не только псковичей. «Привязку к местности» делать не обязательно.

 Путь, как известно, был выбран первый. На новой волне «патриотизма» появились одноименные литературные сборники, серия статей, стихи, песни…  Вплоть до названия сайта. На отдельно взятой территории (естественно, в Псковской области) это слово действительно начало приобретать другой смысл. Но, так сказать, рэбрединг прозвища «скобарь» произошел только у нас. О том, что «скобарь» - это пскович с большой буквы, сейчас, в основном, знают только сами псковичи. «Патриотическая» волна не смогла распространиться в остальной части света. И это надо иметь в виду.

Пока же у нас есть фильм «Скобари». А в фильме есть концовка, в которой Евгений Матвеев подходит Мирожскому монастырю и смотрит на другой берег Великой, в сторону Покровской башни. А за легендарной башней угрожающе нависает новостройка с площади Героев-десантников. И здесь Евгений Петрович употребляет прозвище «скобарь» по прямому назначению. Он толкует его примерно так же, как и толковый словарь, который говорит и «скобарстве» и «скобарях».

Иными словами, есть псковичи, а есть скобари. И у каждого имеется выбор – кем себя считать.

 

 

Алексей ВЛАДИМИРОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

saZ6QWSXoIi | do847i4l58h@mail.com | 03:19 - 12.02.2017
Well done arclite that. I'll make sure to use it wisely. http://ldbklfa.com [url=http://mzgijpn.com]mzgijpn[/url] [link=http://jlpzcpybwx.com]jlpzcpybwx[/link]
4wlhPe1s | ocxnf2rwbkl@outlook.com | 19:49 - 11.02.2017
Lot of smarts in that ponitsg!
TthMN1nwwp | 3dsuxk44@outlook.com | 08:19 - 09.02.2017
Haha, shouldn't you be charging for that kind of kneowedgl?!