Необыкновенный концерт

Директор филармонии Галина ИвановаВ Пскове досрочно презентовали самый дорогой рояль

Партия роялистов снова победила. Очередные рояли  успели сгореть. Дым ушел в специальный дымоотвод, недавно смонтированный в Большом концертном зале.

Скорость, с которой сгорают рояли в Псковской областной филармонии, поражает воображение. Западные рок-музыканты, поджигавшие на своих выступлениях гитары, посрамлены. Спалить старую гитару может каждый дурак. Но не каждый дурак способен спалить абсолютно новый «Steinway». Наши  с задачей успешно справились. За пять лет сгорели пять роялей из пяти. Стопроцентный результат. Исполнительское мастерство на высочайшем уровне.

Уголовное дело возбуждено по статье 168 УК РФ (уничтожение или повреждениеАлександр Голышев чужого имущества по неосторожности). Сколько раз подряд можно быть такими неосторожными?

Итак, за два дня до торжественной презентации рояля вы подымаетесь на сцену филармонии. И сразу же натыкаетесь на  обгорелый пень. На нем недавно еще стояла корзина цветов. А теперь кругом дым, гарь и вода. В воде плавают останки былой роскоши. На краю сцены чернеют два рояля. Слева стоит «Москва», спаленная пожаром. Справа  - «Steinway& Sons». Особенно тяжело смотреть на «Steinway». Десять дней назад он выглядел значительно лучше. До него нельзя было даже дотронуться. Рояль проходил пятидневный  карантин и ожидал настройщика из Москвы.

Карантин завершился.

Рояль до пожараТеперь до рояля можно дотрагиваться. А вот играть на нем уже нельзя.Рояль после пожара

Стоило ли везти из Гамбурга такое богатство? Проще было бы спалить рояль прямо в Германии, а на сэкономленные от перевозки деньги наладить в филармонии пожарную безопасность.

Причины большинства крупных псковских пожаров две: бесхозяйственность и безответственность.

Правда, наиболее популярна другая версия: поджог. Эта версия устраивает почти всех. Она позволяет списать на неведомых поджигателей все на свете.

Губернатор Псковской области Андрей Турчак сразу же после пожара призвал членов антитеррористической комиссии «принять активное участие в расследовании причин пожара в Псковской областной филармонии, невзирая на подследственность».На презентации рояля

Голышев на пожареНайти «террористов» будет непросто. На место происшествия пускали всех подряд. Дым еще не успел рассеяться, как на сцене появились сотрудники филармонии. Без особых затруднений попал на сцену и я. Обошел сцену вдоль и поперек. Сфотографировал. Сотрудники филармонии в это время молча выносили на улицу уцелевшее имущество. В это время на улицу можно было вынести все что угодно. Даже канистру с бензином, если бы она там была.

Крупные пожары в Пскове происходят вскоре после того, как в дело вмешивается МЧС. Так было во Власьевской башне. Точно так же произошло и сейчас, когда был установлен прибор дымоудаления – за 2 миллиона рублей. Так что одна из версий пожара: при установке противопожарного оборудования допускаются роковые нарушения. Эта версия – самая неудобная из всех. И поэтому она вряд ли считается основной. 

Имеется в деле и еще одна любопытная деталь: накануне сотрудники МЧС отмечали в БКЗ свой профессиональный праздник – 20-летие. Через несколько часов им пришлось возвращаться в филармонию.

В тушении пожара задействовали 56 человек и 16 единиц техники, в том числе от МЧС России – 38 человек. Целый оркестр. Но музыка была далека от симфонической.Пожар в филармонии

При предыдущих пожарах никто не пострадал. Особенно это касается  начальников - тех, кто отвечал за пожарную безопасность. Все остались при своих должностях.

Андрей Турчак заявил, что пожар возник сразу в трех точках. Наверное, он прав. В трех. В филармонии, в областной администрации и в МЧС. Только тройная безответственность может привести к подобному стопроцентному результату.

И.о. председателя госкомитета по культуре Александр Голышев не раз уже переживал крупные пожары. При нем сгорели Покровская башня и кинотеатр «Победа». Власьевскую башню под ресторан тоже обустроили На сцене филармониипри нем. Происшествия закалили Александра Голышева и сделали его пожароустойчивым. О роялях и прочих сгоревших инструментах этого не скажешь.

Итак, 24 декабря Большой концертный зал филармонии одновременно прошел огонь, воду и медные трубы. Это был необыкновенный концерт. В Гамбурге такого не увидишь и услышишь.*

 

* Рассказ о пожаре «по горячим следам» читайте в «Городской среде» в разделе «Новости». («Зажигательная музыка. Рояли сгорают прямо на глазах»)

 

**

ИСТОРИЯ STEINWAY

Компания Steinway&Sons была основана в 1853 году в Нью-Йорке немецким эмигрантом Генри Энгельхардом Стейнвеем. Первое фортепиано краснодеревщик Генрих Штайнвейг (немецкое произношение фамилии) собрал на кухне своего дома в Германии в 1836 году. К моменту основания компании он успел создать уже 482 инструмента. Дата продажи 483-го фортепиано и стала точкой отсчета деятельности компании. Этот инструмент, проданный за 500 долларов, сегодня можно увидеть в Музее искусств в Нью-Йорке.Отражение директора

Производство неуклонно расширялось. Фактически за 40 лет Генри Стейнвей и его сыновья – Альберт, Генри, Теодор, Уильям и Чарльз – шаг за шагом изобрели современную модель фортепиано. Патенты выдавались компании один за другим.

STEINWAY В РОССИИ

В России инструменты Steinway появились еще в позапрошлом веке и считались непревзойденными по качеству и звучанию. На них создавали свои шедевры Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович и другие великие мастера. Знаменитая Русская фортепианная школа в лице таких корифеев, как Рубинштейн, Танеев, Скрябин, Гольденвейзер, Нейгауз, Игумнов, основывалась не только на блестящей технике, но и на разнообразии звучания, красочности звука, «пении» рояля. Специалисты считают, что по звуковым возможностям «стейнвей» уникален. Глубина, «объем» звучания и тончайшее piano позволяет исполнять любые самые сложные произведения Баха, Рахманинова, Листа. Все «стейнвеи» обладают индивидуальным звучанием.

Рояли Stainway&Sons – самые мощные в мире. Особенно это заметно, когда произведение исполняется на двух роялях, один из которых марки Steinway, а второй – другой фирмы. Многие конкурирующие компании пытались разбирать рояли Steinway и копировать, однако собрать нечто хоть отдаленно напоминающее исходный инструмент не получилось ни у кого.

«Стейнвеи» доставляют в Россию автотранспортом из Гамбурга. Немаловажная деталь – компания использует только своих грузчиков. Рояли и пианино Steinway необычайно долговечны, но условия доставки и хранения инструмента также определяют его срок службы. Для российских настройщиков компания проводит мастер-классы с участием немецких специалистов.

За год компания выпускает всего тысячу роялей, в то время как другие производители – десятки тысяч. Каждый рояль изготавливается из ценных пород дерева. Хвойные деревья используются для изготовления резонансной деки, лиственные – для корпуса и вирбельбанка, американский тополь – для крышки рояля. Один рояль Steinway создается более года, в процессе изготовления используется 95 % ручного труда. Философия компании Steinway&Sons – сделать идеальный инструмент. При этом стоимость значения не имеет.

Рояль, сгоревший в Пскове, стоил 5 миллионов 200 тысяч рублей


Пётр Лаул*** Комментарий к новости о пожаре лауреата международных конкурсов Петра Лаула, который должен был презентовать рояль в Пскове 26 декабря 2010 года. (ПЛН)


25.12.2010 15:06
Я пианист Петр Лаул, тот самый, который.

История, конечно, шокирующая. Я такого вообще никогда не видел и не слышал. Отсюда, из Питера, трудно о чем-то уверенно судить, но пару пояснений сделать хочется.

Рояли Стейнвей - это на сегодняшний день лучшие и не имеющие аналогов инструменты, стоящие в лучших залах мира, а также и везде, где только удается их заполучить.
Стоимость их действительно порядка 150 тыс. долларов - производство рояля включает выдерживание десятилетиями древесины для корпуса и деки, а также двухлетний цикл строительства, на 95% ручная работа.

На фотографиях, я на 99% уверен, настоящий рояль. Говорили, что буквы якобы должны быть выгравированы - нет, это металлические буквы, врезанные в крышку, они могут слегка выпирать.

Китайская подделка - нигде и никогда подобного не видел. Кроме того, форма корпуса однозначно стейнвеевская, ее ни с чем не спутать.

В общем, спалили настоящий рояль. Это, как ни крути, преступление - поджог или халатность. А для любителей музыки и в самом деле большое несчастье. Потому что пианисты зачастую отказываются ехать в залы без Стейнвея, а его наличие могло бы сильно повысить качество филармонической программы.

Да и вообще - для нас, пианистов, зрелище сгоревшего рояля является одним из самых шокирующих. Это как будто живое существо сожгли.


На фото  рояль «Steinway& Sons» на сцене БКЗ до презентации (16 декабря 2010 г.) и после презентации (24 декабря 2010 г.)

Фото: Алексей Семёнов и Андрей Степанов

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий