Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Ирландское рагу

Королева красотыПроблема незаполненного зала даже на премьерных спектаклях в Псковском академическом театре драмы им. А.С.Пушкина была решена успешно и самым радикальным образом. Во время премьерных показов в зрительном зале псковского театра не было ни одного человека.

Уже по пути на сцену, на которой предстояло разместиться не только артистам, но и публике, среди зрителей начали раздаваться возгласы:

- Уже интересно!

- Интригует!

- Оригинально!

Интерес, интрига и оригинальность объяснялись просто. Первоначально, предполагалось, что премьера спектакля "Королева красоты" по пьесе Мартина МакДоноха состоится на Малой сцене. Но возникли проблемы со светом. И тогда было принято решение переместиться на главную сцену. А заодно захватить с собой и публику. Чтобы не скучать. Таким образом, все четыре ноябрьских премьерных спектакля стали концептуальными.

Хотя кое-кто из публики предусмотрительно запоминал путь назад, к выходу. Когда все расселись, зрителей предупредили о том, что в спектакле используется ненормативная лексика. Было даже сказано:

- У вас еще есть возможность встать и уйти.

- Нет такой возможности!- обреченно донеслось откуда-то сверху. - Долго слезать…

- А что будет, если я усну? -  произнес один из зрителей, тревожно глядя вниз с двухметровой высоты.

Это была напрасная тревога. Петербургский режиссер Андрей Трусов поставил спектакль «Королева красоты» по пьесе Мартина МакДонаха таким образом, что заснуть было трудно. Разве что навечно.

Таким образом, весь вечер на сцене находились не только артисты, но и зрители. Их словно бы усадили на колени к воображаемому Мартину МакДонаху. Практически, перенесли в захолустный Линейн - городок в Конемаре, графство Гэлуэй, Ирландия. Это место, в котором все поколения – от двадцатилетних до семидесятилетних - влачат жалкое существование. Даже самый юный - двадцатилетний Рэй Дули (Алексей Масленников-младший) от скуки норовит усесться на инвалидное кресло. Главное развлечение – телесериалы и музыкальные радиопередачи по заявкам. Но исполнить Главную Заявку никто не в силах. Боюсь, российская провинция часто выглядит еще менее привлекательно, чем ирландская.

Одна из героинь спектакля – сорокалетняя Морин Фолан (Карина Облакова), как и некоторые особо чувствительные зрители, тоже мечтает – встать и уйти. Навсегда. Выбраться из тьмы на свет. Однажды у нее это почти получилось. Она успела поработать уборщицей в английском туалете, так сказать - повращаться в свете.

«В Англии всем друг на друга наплевать» и это, в некотором смысле, привлекает. Никто не стоит над душой и не покушается на твою свободу. Но из-за нервного срыва Морин приходится вернуться домой, к диктаторше-мамаше, в жизни которой, если не считать воспаления мочевого пузыря, ничего интересного не происходит.

Зато у сверстника Морин Фолан по имени Пато Дули (Алексей Масленников-старший) выход в свет, вроде бы, удался. Его путь лежит через Англию в Америку, в Бостон. Его младший брат Рэй Дули тоже мечтает убраться куда-нибудь подальше из этой дыры. И только старуха Мэг Фолан (Роман Захаров) выступает в роли заброшенного на дно якоря. Она уперлась и держит свою дочь мертвой хваткой. Чтобы как-то разнообразить жизнь, она с удовольствием издевается над дочерью. Так что присутствие на сцене потенциальных орудий убийства, вроде кочерги или топора, наводит на нехорошие мысли.

Из динамика доносится старинная запись певицы Дейлы Мэрфи, зовущая в прошлое. Запах смерти приходит раньше, чем сама смерть. Топор, кочерга, горячее масло… Путей к спасению так много, что глаза разбегаются.

В густой тьме мелькает луч надежды. Из Англии приезжает сверстник Морин Фолан по имени Пато Дули. Он тоже неудачник, но не такой безнадежный. Пато мог бы вытащить Морин из ирландского болота, но старуха Мэг Фолан начеку. Из динамика звучит старая запись певицы Дейлы Мэрфи, зовущая в прошлое. Жизнь проходит, а голос Дейлы Мэрфи все тот же.

Для того чтобы вырваться из ада - пригодится все. Как поет Том Уэйтс: «Отрави всю воду в колодце снов, //  развесь пугал по платанам головами вниз, // нажги медовых месяцев // и в наволочку ссыпь золу…»

Но и в аду допускается любовь. Пато и Морин ненадолго находят друг друга. Пока вредная старуха, лихо раскатывая на инвалидном кресле, не преграждает им путь. У нее тоже есть право на личное счастье. В доме для престарелых ей делать нечего.

Пьеса МакДонаха о неудачниках, которых полно кругом. И в Ирландии, и в России, и в Америке. Никакой особой ненормативности в ней нет. Зато в спектакле есть крепкая режиссерская рука.

С игрой актеров все сложнее. Для псковского театра драмы это обычное явление. Цельной картины пока не получилось. Роман Захаров и особенно Алексей Масленников-старший выглядят предпочтительнее. Говорить о прорыве и успехе еще рано. Тем более, это не поворот в сторону зрителей. Это всего лишь поиск. Успешная попытка выйти за пределы дозволенного. Воплощенное желание поработать с формой, раскрыть актерские таланты, удивить. Мартин МакДонах для этих целей пригоден.

 

* Ирландское рагу (англ. Irish stew) - национальное блюдо ирландской кухни. Является традиционным и одним из самых популярных в стране. В состав классического рагу входят баранина, картофель, лук, а также петрушка и тмин. Чаще всего мясо режется небольшими кусочками, в то время как овощи — крупно, наполовину или четвертями. Ингредиенты складывают в глубокую посуду, например, сотейник, после чего заливают водой и тушат на медленном огне около 1 часа.

 

Фото Андрея Степанова

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий