Поставить на карту

ТимофеевОт «Белой галереи» до псковского драмтеатра пять минуть ходьбы. В маленьком зале на улице Гоголя проходит выставка «Арт-ребус» Виктора Тимофеева. В вестибюле театра Анатолий Жбанов выставил на показ серию «Русских сказов». Оба художника входят в Творческое объединение «ПсковАрт».

Виктор Тимофеев уже давно вышел за рамки, в первую очередь – за рамки картин.  В мухинском училище он когда-то получил специальность «художник-конструктор». Его нынешние работы и вправду сконструированы. Это механизмы, которым нашли новое применение. Заходишь в галерею, а попадаешь в фантастический фильм, в котором живут металлические мутанты: рыбы, мухи, змей-искуситель… Все это называется «Арт-ребус», разгадать который способен не каждый. Но, по крайней мере, одно достоинство работ Виктора Тимофеева  очевидно. Вы видите его картины насквозь. В прямом смысле слова.

Анатолий Жбанов, которому в последнее время тоже стало тесно в живописных рамках, на этот раз обошелся без арт-объектов, предложив более-менее традиционную живопись. Выставка называется «Русские сказы». Жбанов обращается к российской истории, вытаскивая из рукава тузов и королей. В колоде попадаются и генсеки, и президенты. Художник плетет исторические нити (чуть не сказал – интриги). Клубок катится, разматывается. Чем дальше в лес, тем больше чертей. Современную Россию  сатирический взгляд Анатолия Жбанова тоже улавливает. Художник живет в псковской деревне и прекрасно знаком с нынешними привычками ее обитателей. Поэтому в его «Русских сказах» самогонные реки впадают в самогонные озера, подчеркивая, что Псковская область – это озерный край.Жбанов

Виктор Тимофеев предлагает разгадать «Арт-ребус», а у Анатолия Жбанова тоже своего рода ребусы. Его картины подчеркнуто рациональны. Некоторые из них напоминают крестословицы, в смысле – кроссворды. Художник оглядывается назад и извлекает из прошлого знакомые персоны: Сталина, Берию, Ежова… Добавляет героев настоящего: Горбачева, Медведева…  Помещает их в одну раму и провоцирует зрителей на разные реакции, включая недоумение и возмущение. Однозначно оценить увиденное очень трудно. В круг, в котором есть Сталин, Путин, Соловей-разбойник, Ельцин проник даже «Бюрократ с сердцем квадрата Малевича».

Виктор Тимофеев по-своему отходит от традиции и создает картины-скульптуры. Его металлические работы объемны и наводят на мысль о формате 3D, для просмотра которого никаких очков не надо. А выставка «Русские сказы» напомнила мне сказку Афанасьева «Звери в яме», начинающуюся со слов «Шла свинья в Питер Богу молиться…» Там все звери идут молиться Богу, а попадают в яму. Персонажи Жбанова тоже мечутся между добром и злом, и все время находятся на краю, над пропастью. Иногда они в эту пропасть падают и поедают друг друга и самих себя.  Ева то ли в саду, то ли  в аду. Самогонные реки разливаются, и начинается половодье. Русская деревня уходит на дно.

Для Анатолия Жбанова характерен карикатурный подход. Трагедию он преподносит с горькой усмешкой. Чем дольше длится история, тем больше в ней крестов, если под крестом понимать римскую цифру X. Зато история «ПсковАрта» длится всего пять (V) лет и крест на ней ставить еще рано.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий