Средство от усталости

Бутман в ПсковеНадеюсь, это первая и последняя статья в «Городской среде», где член партии «Единая Россия» будет упомянут добрым словом. К тому же, у саксофониста Игоря Бутмана имеется смягчающее обстоятельство.

…Мы сидели в гримерке. До начала концерта в БКЗ областной филармонии оставалось минут двадцать. И вдруг Игорь Бутман произнес историческую фразу. Его в очередной раз спросили: зачем ему надо так тесно сотрудничать с властью? И он возьми и ответь:

- «Единая Россия» – это же не гестапо.

Если кто-то до этого еще сомневался, что Бутман – гений, то после этих слов все сомнения должны были исчезнуть. Никто в мире не докажет, что «Единая Россия» - это гестапо. «Единая Россия» ни одного дня, ни одного часа не входила в состав Министерства внутренних дел Германии и никакого отношения к Geheime Staatspolizei действительно не имеет.

Игорь Бутман принадлежит к тому типу людей искусства, которые сотрудничают не с партиями, а с властью.

Власть в таком раскладе – синоним силы. Если в юности сотрудничество не обязательно или даже неприемлемо, то чем крупнее становится фигура деятеля культуры, тем неизбежнее его союз с властью.

Очень похожий разговор у меня получился несколько лет назад с еще одним музыкантом – композитором Александром Журбиным. Он тоже тогда приехал в Псков для участия в акции в помощь детям (тогда это были дети-сироты). Акция проходила под патронатом «Единой России», и депутат Сигуткин сделал широкий жест и подарил сиротам  ни что-нибудь, а барабан.

«Вы человек партийный?» - спросил я тогда Александра Журбина. Он несколько замялся и ответил: «Вы знаете… это сложный вопрос… Нет, я не партийный. Но я всегда на стороне, скажем так, прогрессивных сил. Я за то, чтобы наша страна развивалась, и развитие должно быть именно в сторону демократии, в сторону западных идеалов…»

У Бутмана и Журбина много общего. Оба долгое время жили в Нью-Йорке. Оба не любят коммунистов, но считают необходимым поддерживать нынешнюю власть, которую почему-то считают антикоммунистической.  При этом музыканты не скрывают, что это не идеологическое сотрудничество, а  скорее клуб по интересам. Интерес финансовый и дружеский. Игорь Бутман перечислял своих нынешних друзей – Бориса Грызлова, Сергея Шойгу… Эти политики по непонятной причине проходят по категории «демократы». Похожих взглядов придерживается и еще один известный человек, о котором я недавно писал, – художник Михаил Шемякин. Владимира Путина он поддерживает потому, что тот не коммунист и потому что у него есть влияние (то есть – деньги).

Забавно, но когда-то другом Игоря Бутмана был один из основателей Национал-большевистской партии Сергей Курёхин. И при этом нельзя сказать, что Бутман с тех пор сильно изменился. А если и изменился, то к лучшему. Закончил знаменитый колледж Бёркли, записал несколько сильных альбомов, сыграл множество концертов с выдающимися музыкантами… Фестиваль «Триумф джаза» сделал при финансовой поддержке самого Бориса Березовского (не пианиста, а беглого «олигарха»).

…Разговор от Березовского перекинулся к Владиславу Суркову, Дмитрию Медведеву и Юрию Шевчуку. Игорь Бутман убежден, что «надо говорить, встречаться…»

По мнению Игоря Бутмана, его поход в политику привел к некоторым положительным изменениям. После того, как Бутман активизировался, Путин встретился с Шевчуком, Медведев с Макаревичем, Гребенщиковым и прочими…

«Надо говорить, встречаться, - повторял Игорь Бутман. - Прав Юрий Шевчук или не прав, но начинается разговор. Нужен диалог…У нас очень много проблем. И образование музыкальное плохое… Настолько все запущено, нет методики… У нас такая талантливая страна, а люди  все меньше и меньше играют на трубах, на саксофоне, на валторне, фаготе, гобое…»

В планах Игоря Бутмана – внедрение музыкального образования в школы.

И все-таки, прежде всего Бутман – музыкант. Причем очень серьезный музыкант. Вместо того чтобы отдыхать, его музыканты репетировали перед псковским двухчасовым концертам около четырех часов.

В общем, как выразился Игорь Бутман, когда представлял композицию «Средство от усталости»: «Мы ее играем, когда нам особенно тяжело… Сыграем, и тогда нам становится еще тяжелее».

…Очень интересно наблюдать за тем, как преобразовывается на концерте звук. На сцене стоят отличные музыканты и играют качественный джаз. Звучат знакомые и незнакомые мелодии. Все правильно, все хорошо… Но при этом ты понимаешь, что пока еще не происходит ничего необычного. Все слишком правильно.

И вдруг что-то меняется. Примерно также самолет отрывается от взлетной полосы. Только что он еще двигался по земле, и вот он уже летит. Раза три за концерт «самолет» уж точно отрывался от земли и уносился за горизонт. Однажды это было, когда музыканты взялись за «Блюз для Рэя», посвященный Рэю Чарльзу. Но прежде Игорь Бутман пустился в воспоминания: «С Рэем Чарльзом нам повезло выступать, курить… ну и выпивать…»

Перед концертом Игорь Бутман рассказал, в каком возрасте всерьез занялся музыкой. Ему исполнилось тогда 15 лет. «Когда я играл на репетиции, рядом сидели две интересные девушки и внимательно слушали, - произнес он. - Думаю: «Неплохо. Надо заниматься джазом».

Все правильно. Почему бы и нет?

 


ДАВЛЕНИЕ ДЖАЗА («Псковская правда- Вече»)

Один день в Пскове музыкант Игорь Бутман провел с большой пользой.

Под защитой

Например, Игорь Бутман навестил пациентов детского гемодиализного центра Псковской областной больницы. Это не был визит вежливости. Бутман входит в Попечительский совет Фонда помощи и защиты детей и подростков «Мы вместе!», благодаря которому полгода назад в Псковской областной больнице появилось два аппарата, замещающие работу почек. В Попечительский совет входят Федор Бондарчук, Ольга Слуцкер, Сергей Шойгу

Бутман был бы не против того, чтобы провести и мастер-класс для детей из музыкальных школ. Но с такой просьбой к нему никто не обращался. Так что преподавателям надо иметь в виду: такая возможность имеется. Следите за афишами. В следующий раз музыкант обещал привезти в Псков «16 разъяренных джазменов» своего биг-бэнда. Не исключил он и того, что когда-нибудь выступит в Пскове с Ларисой Долиной. Вероятность его приезда в Псков возрастает еще и потому, что он не против поучаствовать в музыкальном фестивале «Crescendo».

Так играть нельзя?

В день концерта мы встречались с Игорем Бутманом дважды. Днем он приехал в редакцию «Псковской правды» и провел пресс-конференцию. Зашла речь и о «Crescendo», где арт-директор Денис Мацуев непременно устраивает джазовое шоу. Его игра у одних вызывает восхищение, а у других – недоумение. А как относится к джазовым импровизациям Мацуева Игорь Бутман?

- К Мацуеву отношусь с огромным уважением, - ответил Игорь Бутман. - Он мой товарищ и потрясающий глубокий музыкант. Мы с ним играли вместе на вручении премии Янковского, и я получил невероятное удовольствие.

- И все же, чувствуется разница между классическим музыкантом и джазовым?

- Конечно, чувствуется.  Денис не называет себя джазовым музыкантом. Он – классический пианист, импровизирующий в джазовой манере. О моей игре, когда я играю классику на саксофоне, тоже существуют разные мнения. Когда я играл музыку Глазунова, то сторонники классического звука говорили, что так нельзя играть. А потом я прочитал, что Глазунов написал тот Концерт под влияние джаза. Он слушал джаз под конец жизни во Франции. А я-то, из-за своего неуважение к предмету «Музыкальная литература», думал, что он написал этот Концерт в конце XIX века, и из-за этого чуть не подрался с одним здоровым афроамериканцем, с которым играл в оркестре Лайонела Хэмптона.

Несколько раз за день Бутмана спросили о партии «Единая Россия», в которую он вступил в 2008 году. Зачем ему надо такое тесное сотрудничество с властями?

- Что в этом позорного? – насторожился знаменитый саксофонист. – «Единая Россия» - это же не гестапо. Я принимаю участие в жизни своей страны в маленьком отделе джазовой музыки. Вот если бы я стал коммунистом… Но я против коммунистической идеологии.

- Гитарист Александр Ляпин рассказывал мне, как в 1982 году записывался альбом «Аквариум» «Табу». По его словам, вы заболели, все время спали, а потом проснулись,  вам сделали укол, и вы сыграли гениально. Так оно и было?

- Я действительно тогда был болен. У меня резко упало давление. Почему – не могу понять, но мне стало очень плохо. Доктор сделал какой-то укол, запись отменили. Мы пошли в какое-то кафе. Я выпил кофе и мне стало легче.

- Игра с Виктором Цоем и Борисом Гребенщиковым – это было мимолетное общение или что-то серьезное?

- Ближе к мимолетному общению. С ними меня познакомил Сергей Курёхин. С нас начиналась «Поп-механика». На всю округу я был единственным саксофонист их возраста. Если посмотреть, то и сейчас моего возраста в России саксофонистов почти нет.  Есть молодые замечательные – до тридцати лет, и те, кто старше меня лет на десять. Так что конкурентов нет.

- В апреле в Пскове выступал ваш брат Олег. У него и его жены Натальи зашел шуточный спор: где же они сейчас живут – в Нью-Йорке или Москве? Аргумент Натальи был такой: «Но машина-то наша – в Нью-Йорке!»

- У меня машина в Москве, - улыбнулся Игорь Бутман.

- Вы закончили Бостонский  музыкальный колледж Бёркли. Сейчас там все стали грамотные, играть умеют, а новых идей нет, какие были при Чарли Паркере или Майлсе Дэвисе. Родоначальники джаза университетов не заканчивали. Так куда сейчас движется джаз?

- Конечно, обучение в Америке поставлено на очень высоком уровне. Музыкантов все больше и больше. Они хорошо обучены, но не такие яркие индивидуальности. То же самое можно сказать и о классике. Раньше был Бах, а кто сейчас?  Но обязательно появятся талантливые люди, которые выведут музыку на новый этап. Пока идет подготовка. Все обучились играть, они востребованы… Джаз сейчас ищет свои пути, также как и академическая, рок и поп-музыка. Но обучение все равно хорошее дело. Не все, кто учится музыке – становится музыкантом. Они учатся музыкальной культуре. Многие хотят быть преподавателями музыки. У нас музыкальных педагогов не так много, многие методики устарели. Поэтому в России такая слабая общая музыкальная культура.


Так играть можно


Большой концертный зал Псковской областной филармонии вечером 21 октября  заполнен не был. Это можно объяснить  как не слишком высокой общей музыкальной культурой, так и не очень высоким материальным благосостоянием потенциальных слушателей.

Квинтет* под управлением Игоря Бутмана продемонстрировал – чем именно отличается джаз высокой пробы от так называемого ресторанного джаза. Отличие – в полете фантазии и полете звука. Исходный материал – тот же самый. На прощание была сыграна даже «Колыбельная Большой медведицы», с вкраплениями из заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши». Авторы исполненных пьес - от Рэнди Брекера до Евгения Крылатова, от Джеймса Брауна до Геннадия Гладкова. С песни «Луч солнца золотой», взятой из мультфильма «Бременские музыканты», легко сделать эстрадную пьесу. Но  ничего похожего не было. Игорь Бутман, Александр Беренсон и остальные участники квинтета 2 часа 10 минут без перерыва устанавливали на сцене высокую джазовую планку, которую будет трудно кому-нибудь сбить.

Отдельно надо сказать о конферансе. Игорь Бутман умеет создавать нужное настроение. Рассказывая о пьесе «Прекрасное далеко» Евгения Крылатова, он иронично произнес:

- Мы играли эту пьесу с Чиком Кориа и Джоном Патитуччи. Но лучше у нас получается без них. Во всяком случае – чаще. Они ее без нас почему-то не играют. Потому что не могут. А мы без них – играем…

В Пскове за последние лет двадцать выступило много хороших саксофонистов. Но, пожалуй, такого звука и полета фантазии не было с тех пор, когда здесь еще в советские времена проходил концерт ансамбля «Аллегро». На саксофоне тогда играл Игорь Бутман.

*

Квинтет Игоря Бутмана выступил в Пскове в таком составе: Игорь Бутман (саксофон), Александр Беренсон (труба), Иван Формаковский (фортепиано), Виталий Соломонов (контрабас), Эдуард Зизак (барабаны

 

Фото Андрея Степанова (pravdapskov.ru)

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий