Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Проповедь с «петлей на шее»

«…А сплетни ниткою незримой
Петлю на шею мне плетут:
«Калека, контра, поп, судимый…
И до сих пор еще он тут?»»

Павел Адельгейм, 20 сентября 1972 года


Павел АдельгеймВ Москве издана книга «Своими глазами» псковского священника Павла Адельгейма. Ее представили в Псковской областной универсальной научной библиотеке. При советской власти за нее могли посадить. И не только автора, но и распространителей.

Сейчас все намного гуманнее. 200 рублей заплатил и - читай. Так что внешние отличия двух эпох очевидны. Если же вдуматься, то за тридцать лет мало что изменилось.

 На представление новой книги отца Павла Адельгейма в Псковскую областную универсальную научную библиотеку пришли люди совершенно разных взглядов. От единороссов до сторонников «Другой России». Плечо к плечу сидели воинствующие атеисты и апологеты православия. Не обошлось и без агностиков. Правые и левые. Депутаты и оппозиционеры. Все были тут. Одни больше интересуются церковной политикой, другие – стихами Павла Адельгейма. В старой-новой книге «Своими глазами» можно прочесть и стихи, и политические высказывания. А все вместе это называется повестью в трех частях.

Личность Павла Адельгейма привлекает многих. Особенно неравнодушен к нему митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Он очень внимательно следит за творчеством о. Павла и, в сущности, является его рецензентом. Рецензии, как правило, носят обвинительный уклон, вплоть до обвинения в сатанизме.

Очевидно, что эти два священника псковской епархии – Евсевий и Павел – представляют два полюса православия. Первый – государственник, по сути – чиновник с диктаторскими замашками. Второй – вечный оппозиционер, несогласный, для которого важно не гламурное православие казенного типа, а христианская община.  Различия настолько велики, что кажется,  будто эти два человека представляют разные религии.

Характерно, что о. Павел в своей «подрывной» деятельности всегда старался опираться на закон. Церковному закону посвящены многие его работы. Он более законопослушен, чем его противники. Он, например, выполняет решения Церковного суда, участником которого он стал в 2010 году.

И все же именно о. Павел оказывается в стороне от генеральной линии, которую представляет в Псковской области митрополит Евсевий.

Проводникам генеральной линии нужно не исполнение закона (светского и церковного), а беспрекословное исполнение воли начальства (церковного и светского).

Когда  Павла Адельгейма спросили о том, чем он объясняет нынешний повышенный интерес к музейным ценностям, он ответил:

- Тем, что это материальные ценности.

Многие нынешние священники – материалисты в самом приземленном смысле этого слова. Их интересует движимое и недвижимое имущество. Они строят для себя рай на земле.

В недавно изданной книге Павла Адельгейма важно не только то, что псковский священник смотрит вокруг «своими глазами». Глаза есть у многих, но не каждому хватит духу об увиденном рассказать. Павел Адельгейм один из тех немногих людей, который умеет отстаивать свои взгляды. И как следствие – тюремный срок по политической статье при Брежневе, потеря ноги, прочие бедствия, через которые он прошел. И проходит до сих пор (достаточно вспомнить покушение на его жизнь).

Павел Адельгейм в своей повести рассказывает о «церкви молчания», когда священники заключали негласный союз с властью  и становились частью государственной авторитарной машины, подавляющей духовную свободу.

Когда в СССР началась перестройка, Павлу Адельгейму показалось, что времена «молчащей церкви» безвозвратно ушли. Сейчас он уже так не думает. Теперь ему кажется, что на новом витке исторического развития все повторяется.

На представление книги собралось около 130 человек. Людей интересовали не только воспоминания, но и нынешняя ситуация в церкви. По мнению Павла Адельгейма, «на смену коммунистической идеологии пришло не православие, а православная идеология». Священник согласился, что «с внешней стороны происходит возрождение. Восстанавливаются храмы, прихожан не преследуют, большие начальники сами посещают церковь…»

- Но говорить о возрождении церковной жизни было бы неправильно, - считает Павел Адельгейм. - Церковная жизнь разрушается.

 

* Павел Анатольевич Адельгейм (род.  1 августа 1938 года) — священник РПЦ, протоиерей, клирик Псковской епархии, богослов, публицист. Известен своими публичными выступлениями по проблемным вопросам внутрицерковной жизни.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий