Входящие данные

ЗамуруевИз Петра Ильича Чайковского юрист так и не получился. В департаменте юстиции он запомнился тем, что постоянно что-то насвистывал, «входящие данные не записывал, исходящие бумаги не отмечал…»

Как потом оказалось, некоторые входящие данные он все же записывал. Причем не только с удовольствием, но и с вдохновением. И его музыка до сих пор звучит по всему миру.

В Псковской областной филармонии 14 октября вспоминали о 170-летиии со дня рождения Чайковского. Для должного эффекта пригласили лауреата международных конкурсов скрипача Родиона Замуруева, которого псковичи хорошо знают. Его приезд гарантировал не только успех, но и качественное исполнение.

Успех и качество не всегда соседствуют. Провинциальная публика бывает так доверчива. Но Родион Замуруев действительно способен расшевелить не только публику, но и оркестрантов. Это очень редкое качество для солиста.

Таким образом, «Концерт для скрипки с оркестром» Чайковского и «Вокализ» Рахманинова в этот вечер звучали так, как надо, и больших скидок на то, что Родиона Замуруева сопровождал симфонический оркестр Псковской областной филармонии, делать было не надо.

Родион Замуруев известен тем, что в его репертуаре особое место скрипача занимают произведения современных авторов. Иногда композиторы пишут для него специально. Но скрипач хорош еще и тем, что и общепризнанную классику он может сыграть современно, но без вызывающей пошлой подачи. Он не только знает эту музыку, но и чувствует ее.

Чем чаще псковский оркестр будет выступать с такими музыкантами как Родион Замуруев, тем лучше.

СРЕДСТВО ОТ ДЕПРЕССИИ («Псковская правда-Вече»)

В Псковской областной филармонии вспоминали о 170-летии со дня рождения П.И.Чайковского

Горный воздух

В 2007 году, выступая с симфоническим оркестром Псковской областной филармонии, скрипач Родион Замуруев*  исполнил произведения Паганини  и Сен-Санса. На этот раз, 14 октября, репертуар был русский: «Концерт для скрипки с оркестром» Чайковского и «Вокализ» Рахманинова. «Концерт для скрипки» Чаковский написал, когда впал в депрессию. Она была вызвана женитьбой на Антонине Милюковой.

Выходить из депрессии лучше где-нибудь в Швейцарии.

Сбежав от молодой жены, композитор сразу же почувствовал себя лучше, о чем немедленно написал баронессе фон Мекк. Восхищаясь озером и Сайвойскими горами,  он признался, что после нескольких дней пребывания у него появилась «жажда к равнине, к широкому горизонту, к безбрежной дали».

Для Чайковского просторные равнины ассоциировались не с Россией, а с Италией. «Причем всего более меня соблазняет Неаполь», - написал Чайковский в письме. А на нотной бумаге появился скрипичный концерт, в котором есть и восхищение горами, и «жажда к равнине». Чрезвычайно оптимистичное произведение было сыграно Родионом Замуруевым и псковским оркестром таким образом, что это исполнение можно смело признать средством от депрессии. Тратиться на поездку в Швейцарию слушателям было не обязательно.

Первоначально этот «Концерт»  Чайковский посвятил знаменитому скрипачу Леопольду Ауэру. Но тот так и не решился сыграть его. Тогда Чайковский быстро сменил одно посвящение на другое, переадресовав его другому знаменитому скрипачу – Адольфу Бродскому. И тот не подвел. Не подвел спустя 138 лет и Родион Замуруев.

Петь – не обязательно

Еще одна Антонина (но не Милюкова, а Нежданова) должна быть упомянута в связи с «Вокализом». Ученик Чайковского Рахманинов написал его специально для этой оперной певицы. Но очень скоро «Вокализ» сделался так популярен, что оперное сопрано при исполнении «Вокализа» стало необязательным . И его начали исполнять на чем угодно. Известно множество вариантов – от переложения для хора с оркестром до переложения для аккордеона. Да что там, «Вокализ» исполняют даже на терменвоксе.

Но одно из самых известных переложений – для скрипки с оркестром. И здесь снова имеет смысл отметить Родиона Замуруева и симфонический оркестр Псковской областной филармонии (им в этот вечер дирижировал Геннадий Чернов). Общий музыкальный язык снова был найден. Так бывает не со всеми солистами, выступающими с симфоническим оркестром Псковской областной филармонии.

* Родион Замуруев. Концертирует с семи лет. Лауреат международных конкурсов в Германии, Чили, Бельгии. Записал несколько дисков, изданных американскими фирмами «Sterling Classics» и «Marco Polo».

В качестве приложения мы публикуем статью, опубликованную в «Городской газете для жителей Пскова» в апреле 2007 года. Она посвящена предыдущему выступлению в Пскове Родиона Замуруева
Редакция


РОМАНТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

В Псковском академическом театре драмы им. А.С. Пушкина 4 апреля состоялся концерт Симфонического оркестра Псковской областной филармонии. Дирижировал Геннадий Чернов. В центре внимания был лауреат международных конкурсов скрипач Родион Замуруев (Москва).

Однажды немец, итальянец и француз…

Если вы хотели провести романтический вечер, то свечи зажигать было не обязательно. Зато обязательно следовало заглянуть в псковский театр, где звучала музыка исключительно композиторов-романтиков – Шумана, Паганини и Сен-Санса.

В первом отделении на сцене еще не было Родиона Замуруева. Но был симфонический оркестр, игравший Четвертую симфонию Роберта Шумана. Ее исполнение вызвало в зале неоднозначные отзывы. И это лишний раз доказывало, что роль личности в истории, в том числе и в музыкальной истории, все еще велика, и ничего с этим поделать нельзя.

По нарастающей

Шуман переделывал свою вторую симфонию в четвертую в сложные для себя времена. Впереди маячила психиатрическая лечебница. Воды Рейна звали его к себе. Но симфония вышла возвышенная. С грозовыми тучами и ошеломительными молниями. Впрочем, в исполнении филармонического оркестра это было не столь очевидно. Но сказать, что оркестр звучал плохо, никак нельзя. Скорее, он звучал тяжеловато, не волновал. Грозовые тучи имелись, но нависали они слишком низко. Поэтому публика, вежливо поаплодировав, начала рассуждать на тему: «не успевают сыграться», «вот при Александре Разумове были времена!» и т.п. Но что теперь об этом говорить? Тем более что впереди всех ожидали едва ли не самые известные скрипичные произведения - Концерт № 2 для скрипки с оркестром Никколо Паганини и Интродукция и Рондо капприччиозо для скрипки с оркестром Камиля Сен-Санса. Они настолько известны, что исполнять их – большой риск и настоящее приключение.

Мир приключений

По общему мнению, приключение удалось. Особенно это касается музыки Сен-Санса. Здесь нашему оркестру важно было не помешать Родиону Замуруеву преподнести слушателям изысканное французское блюдо. И, по возможности, помочь стипендиату фонда Мстислава Растроповича рассказать музыкальную историю, не исказив смысла и духа. Получилось. В этот вечер вообще получалось многое. Родион Замуруев старался следовать за композитором, не давил виртуозностью. Музыковеды могли бы порассказать о «динамичности, эмоциональной выразительности и певучести тембра». И это было бы, наверное, правильно. Правильно, но неромантично. Так что о динамичности и тембре - ни слова. Важно другое – то, что Родион Замуруев вынес над головой скрипку
и, вместе с нашим оркестром, в середине недели устроил праздник для тех, кто этого праздника ждал.
                                                                                                                  

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий