Командная игра

Алексей ОгринчукВ прошлом году в октябре-ноябре  «Городская среда» пять недель подряд рассказывала о V Международном фестивале «Crescendo», проходившим в Пскове пять дней. Тогда казалось, что больше сюда такие музыканты в таком количестве не приедут. По объективным причинам. Таковы правила фестиваля. Каждый год у «Crescendo» новая столица. Москва, Петербург, Екатеринбург… В 2009 году был Псков, в 2010 – Тюмень.

Но Псков снова оказался на этом большом музыкальном пути. Семь лет назад Денис Мацуев очень удачно приехал на 1100-летие первого упоминания Пскова в летописи. Другой бы приехал, отыграл и забыл. Отправился куда-нибудь в Париж или Нью-Йорк.

Мацуев, конечно, отправился. И туда, и во многие другие места. Но прежде решил вместе с генеральным директором Российского государственного театрального агентства Давидом Смелянским ежегодно проводить в России фестиваль молодых российских музыкантов. Как правило, выступают они за рубежом. В России их мало кто знает. Положение надо было исправлять.

Давид Смелянский на недавней пресс-конференции в псковской гостинице «Рижская» назвал информацию о том, что идея фестиваля «Crescendo» родилась на Псковской земле - мифом. И тут же поправился: «Миф, который на самом деле – правда».

Про миф и правду – это как раз очень по-псковски. У нас таких мифов полно – со времен рождения княгини Ольги и князя Владимира. Главное, чтобы от них была польза.

С Ольгой и Владимиром – не знаю, а с «Crescendo» все получилось - лучше не придумаешь.

Точнее, придумать можно все что угодно, но воплотить с размахом по силам только фигурам вроде Смелянского и Мацуева. В ход идет влияние, дружба…

Есть и еще одна причина того, что российские музыканты со всего мира каждую осень приезжают в Россию. Денис Мацуев постоянно говорит: «Мы команда».

Одно дело сидеть где-нибудь в Роттердаме или Лондоне и солировать в престижном зале. Другое дело – приехать в русскую провинцию. Татьяна ВасильеваРазница огромная, и сравнение в пользу России, прежде всего потому, что на несколько дней вместе собираются давние друзья и знакомые. В Калининграде, Пскове, Тюмени… Это приключение, способное превратиться в праздник. Тем более что в итоге все равно все приедут куда-нибудь туда. В Париж, Тель-Авив, Нью-Йорк… В этом году зарубежной столицей «Crescendo» станет Рига.

А в 2012 году Давид Смелянский вообще обещал полноценный тур по США – Чикаго, Бостон, Нью-Йорк. Но начало неизменно будет в Пскове.


В этом году фестиваль посвящен памяти Георгия Гараняна. Один из своих последних концертов он сыграл как раз в Пскове. О нем вспоминали те, кто играл с Гараняном в прошлом году: Андрей Иванов, Дмитрий Севастьянов… На сцене Большого концертного зала Псковской областной филармонии они исполнили композицию, которую играли раньше вместе с саксофонистом Георгием Гараняном. Саксофон в этот вечер не звучал. В отличие от валторны  и альпийского рога (Аркадий Шилклопер), виолончели (Борислав Струлёв), рояля (Денис Мацуев)… В конце джазового шоу на сцене появилась американская певица Шенда Рул.

Сравнивать исполнительский уровень нынешнего и прошлогоднего фестивалей, наверное, не совсем корректно. Поэтому очень хочется сравнить.

Мне кажется, что в этом году состав ровнее и сильнее. А появление почти ветерана Аркадия Шилклопера и одного из лучших гобоистов мира Алексея Огринчука вообще сделало «Crescendo-2010» чем-то особенным.

Были и организационные особенности. Ими восхищаться уже не хочется. Опять слишком много бесплатных пригласительных, которые ходят из рук в руки и не всегда находят того, кого надо. Отсюда и пустые места в зале. В первый день фестиваля, когда журналистов по-хамски изгнали с мест, которые им были заранее предназначены, я оказался на 14 ряду и стал считать пустые кресла. Из 50 мест вокруг меня были заняты только 16.

Но такие вещи, видимо, неизбежны. Уровень исполнительского мастерства артистов и уровень организации не обязательно должны совпадать. К тому же, давно известно, что журналистов, рассказывающих о культуре, в основном пытаются использовать как пропагандистов концертов или спектаклей. То есть приветствуется информация, заранее размещенная в СМИ. Любой же анализ после концерта – неуместен. И это значит, что неуместно и присутствие на концерте. Идеальный вариант – опубликованный пресс-релиз и фотография. А фотографии, и вправду, иногда бывают очень выразительны.


(окончание следует)

Мацуев и Шенда РулИДЕТ ВОЛНА («Псковская правда-Вече»)

В Пскове состоялось торжественное открытие VI Международного фестиваля «Crescendo»*.

Новая традиция

Некоторые до сих пор уверены, что с помощью фестиваля «Сrescendo»** «Псков становится столицей поиска талантов». По крайней мере, такие слова прозвучали 18 сентября со сцены Большого концертного зала Псковской областной филармонии.

В действительности, музыканты, выступающие на «Сrescendo», уже давно играют классическую музыку на мировом или европейском уровне.  Искать их не надо. Музыкантов давно открыли. И для слушателей это дополнительный плюс.

К примеру, Алексея Огринчука называют лучшим гобоистом мира. Гитарист Дмитрий Илларионов номинировался на премию «Грэмми». О Денисе Мацуеве и так почти все знают… Так что три дня в Пскове выступали лучшие российские музыканты. Если перечислять их титулы, то это займет целую страницу.

В Псков фестиваль «Сrescendo» приехал, казалось бы, вопреки сложившейся традиции. До 2010 года он каждый раз открывался в каком-то новом российском городе. Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде… Псков же принимает фестиваль второй год подряд. Причем организаторы еще раз подтвердили, что положено начало новой традиции. Отныне «Сrescendo» всегда будет начинаться в Пскове, а далее музыканты отправятся по разным городам. В прошлом году это были Москва и Нью-Йорк, а в этом – Тюмень, Москва и Рига.

Открытые двери

Открылся фестиваль «Сrescendo» в субботу 18 сентября. Ведущий концерта Святослав Бэлза зачитал приветствие от президента Дмитрия Медведева, который пожелал всем «вдохновения, удачи и незабываемых впечатлений».

Отдельные слова надо сказать по поводу удачи. Стоимость билетов на концерты по псковским меркам была высока,  а относительно дешевые билеты - труднодоступны. Таким образом, удачей для зрителей было то, что утром 19 сентября Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Дмитрия Шостаковича (дирижер – Николай Алексеев) вместе с Татьяной Васильевой (виолончель) и Алексеем Огринчуком (гобой) провели благотворительную открытую репетицию. Инициативу проявил Культурный центр Елены Образцовой. На репетицию пригласили учащихся из детских музыкальных школ и школы искусств, студентов областного колледжа искусств, воспитанников Псковского детского дома, Производственных Интеграционных мастерских им. Шмидца, Центра лечебной педагогики… Получился почти полноценный концерт. Денис Мацуев к тому времени еще в Псков не приехал. И тогда координатор проекта Михаил Юдин пригласил всех  еще на одну открытую репетицию. За час до вечернего выступления Денис Мацуев бесплатно сыграл для  пришедших в областную филармонию "Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Рахманинова".


Все три дня на сцене филармонии был рояль «Steinway & Sons». В Псков его привезли специально для фестиваля. Предполагается, что со следующего года в Псков со своим роялем никто больше приезжать не станет. Зимой в областной филармонии появится собственный «Steinway», и это позволит чаще приглашать в Псков пианистов мирового уровня. А вот виолончель Страдивари 1725 года вряд ли когда-нибудь получит в Пскове постоянную прописку. Зато определенно можно сказать, что ее можно услышать, когда на сцене – Татьяна Васильева. На фестивале она на инструменте Страдивари исполнила «Концерт № 1 для виолончели с оркестром» Сен-Санса.

После Пскова музыканты отправятся в Сибирь (с 29 сентября по 3 октября концерты будут в Тюмени). Гала-концерт 5 октября пройдет в Москве в Колонном зале Дома Союзов. А зимой «Crescendo» снова окажется не так далеко от Пскова – в Риге. Там концерты состоятся с 5 по 8 декабря.

И в Пскове, и в Тюмени, и в Риге фестивальные выступления неизменно будут заканчиваться джазовым шоу. Подробности о псковском джазовом шоу и других событиях фестиваля  читайте в следующем номере.

* Фестиваль представляет новое поколение русской исполнительской школы

** Сrescendo - музыкальный термин, означающий постепенное увеличение силы звучания

 

Андрей Иванов и Борислав СтрулёвСИЛА ЗВУКА («Псковская правда»)

На открытии VI международного фестиваля «Crescendo» ведущий концерта Святослав Бэлза заметил: «В Псков зачастили первоклассные музыканты».

Все правильно, зачастили. И чем дальше, тем чаще. Это и называется crescendo (музыкальный термин, требующий постепенного увеличения звуковой силы). Если сrescendo  должно быть продолжительное, то после этого слова в нотах ставят точки до того места, где оно должно прекратиться. На международной карте фестиваля «Crescendo» точек никто ставить не собирается. Продолжение следует. В Тюмени, Москве, Риге… И снова в Пскове, но уже в следующем году.

Нынешний фестиваль посвящен памяти Георгия Гараняна, который год назад выступал в Пскове в областной филармонии во время джазового шоу «Crescendo». Это был один из последних концертов известного музыканта и просветителя. О Георгии Гараняне вспоминали в Пскове все три дня фестиваля. Джаз прозвучал в понедельник 20 сентября, но уже 18 сентября Игорь Фёдоров  сыграл «Концерт для кларнета с оркестром» Арона Копланда, где джазовые мотивы слышались отчетливо.

Субботний концерт был построен на контрастах. Умиротворяющий Гайдн в исполнении Александра Бузлова (виолончель) и Копленд; всем доступный  «Концерт "Аранхуэс" для гитары с оркестром» Родриго (гитарист Дмитрий Илларионов) и «Концерт для фортепиано с оркестром Скрябина»   (пианист Игорь Четуев). Впрочем, всех объединял Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Дмитрия Шостаковича (дирижер – Николай Алексеев). Это тот самый знаменитый оркестр, который в августе 1942 года в блокадном Ленинграде впервые исполнил Седьмую симфонию Шостаковича (оркестр тогда принадлежал Ленинградскому Радиокомитету и руководил им Карл Элиасберг).

Контраст наблюдался не только на сцене, но и в зале. В первый фестивальный вечер аншлага не было. Зрителей пришло много, но свободные места, все же, оставались. Зато зрители понимали – куда пришли. Между частями произведений не аплодировали (на следующий день, когда при аншлаге выступал Денис Мацуев, часть публики оказалась менее подготовленная). Однако 19 сентября никто не приставал к журналистам, не мешал работать, не сгонял их с мест, которые значились в пригласительных, не называл «папарацци местного разлива»…

Когда-нибудь организация международного музыкального фестиваля  в Пскове действительно достигнет международного уровня и журналистов перестанут воспринимать как врагов. Возможно, некоторые журналисты до этого доживут.
И все же главное на таких концертах – музыка. На любой вкус, но непременно - исполненная на высочайшем уровне. И здесь придираться уже было не к чему. Хотя, конечно, среди слушателей всегда найдутся несколько человек, которым покажется, что «Мацуев уже не тот», но это уже из раздела курьезов.

19 сентября в БКЗ Псковской областной филармонии вместе оркестром под руководством Николая Алексеева  выступили Татьяна Васильева (виолончель), Алексей Огринчук (гобой), Денис Мацуев (рояль). Более того, в этот день они выступили дважды. Первый раз – на открытой репетиции, которую организовал Культурный центр Елены Образцовой. На утреннюю и вечернюю репетиции пригласили воспитанников Псковского детского дома, Производственных Интеграционных мастерских им. Шмидца, Центра лечебной педагогики… В дальнейшем, благотворительные акции с участием знаменитых музыкантов будут расширяться. Название crescendo обязывает.


ВЗРЫВООПАСНОЕ ИСКУССТВО («Псковская правда»)

Аркадий Шилклопер в ПсковеЗавершился псковский этап VI Международного фестиваля «Crescendo»

«Давид Яковлевич спокойно жить никому не даст, - произнес на пресс-конференции, посвященной VI Международному фестивалю «Crescendo, и.о. председателя областного комитета по культуре Александр Голышев. - Давид Яковлевич решил по-доброму взорвать провинцию и превратить Псков в оперную столицу».

Речь шла о генеральном директоре Российского государственного театрального агентства Давиде Смелянском и музыкальном фестивале русской музыки, который со следующего года каждый июль собираются проводить в Псковском кремле. Но почти  то же самое можно сказать и о самом фестивале «Crescendo». В 2010 году он снова открылся в Пскове. Состоялось два концерта и джазовое шоу. Прошли две открытые репетиции. Взрыв был достаточной силы, чтобы волна дошла до Сибири. Продолжение последует в Тюмени, Москве и Риге.

Взрывная волна, конечно, затронула не всех псковичей. Кому-то не достались билеты (дорогие или недоступные), кто-то не оценил игру, кому-то вообще подобная музыка чужда. Но такого количества значительных музыкантов Псков давно не принимал. Некоторые из них, выступая в разные дни, едва успевали друг с другом поздороваться и мчались на вокзал. Виолончелист Борислав Струлёв вообще едва успел на джазовое шоу. И моментально в него вписался, придав концерту ускорение и добавив юмора.

Выступления проходили три вечера – 18, 19 и 20 сентября. И все три вечера публика в зале была разной. В первый день, когда в афише не значилось «раскрученных» телевидением звезд, зрители были более подготовлены. На следующий день «на Мацуева» пришли люди, многие из которых классическую музыку слушают, мягко говоря, не часто. Их реакция была другая. Но общая атмосфера оставалось все той же – праздничной.

Особая история с джазом. Цены на билеты, достигавшие 3 тысяч рублей, сделали свое дело. Было много «богатых и знаменитых», пока еще не готовых живо откликаться на импровизации. Но и здесь музыканты во главе с арт-директором «Crescendo» Денисом Мацуевым сумели немного расшевелить зал. Особый вклад внес Аркадий Шилклопер и его внушающий почтение альпийский рог. А когда на сцену вышел Борислав Струлёв, все окончательно нормализовалось. Шенда Рул закрепила успех.

Остались, впрочем, скептики, которые не готовы воспринимать это как джаз высокой пробы. Для таких людей происходящее скорее напоминало цирковые номера (барабанщик стучит по контрабасу, классический пианист стучит по клавишам рояля). Но такое отношение идет от стереотипов. В этом смысле, новички в зале куда благодарнее искушенных зрителей. Новички не знают «как правильно» и реагируют более непосредственно.

В общем, как заявляют организаторы, «фестиваль "Crescendo" направлен на пропаганду русского исполнительского искусства и призван собрать воедино известных молодых музыкантов, которые уехали из России в другие страны и стали звездами мирового музыкального искусства». Пропаганда работает. Молодые музыканты с радостью приезжают – из Америки, Англии, Германии, Голландии… «Лично для меня «Crescendo»  – главное событие сезона», - сказал гобоист Алексей Огринчук. Так могли бы сказать и многие псковичи, которые смогли услышать в эти дни Алексея Огринчука, Татьяну Васильеву, Дениса Мацуева, Игоря Фёдорова и многих других.

«И так у вас будет каждый год», - напомнил Денис Мацуев на прощание.

 

Фото Андрея Степанова (pravdapskov.ru)

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

GqoIBz0B1Pp | o5zqw7n8jn@gmail.com | 09:13 - 17.04.2014
Such an imrssepive answer! You've beaten us all with that! http://fokzbii.com [url=http://qwicoba.com]qwicoba[/url] [link=http://xoeapmpdp.com]xoeapmpdp[/link]
OZdBwQAzBgI | t39st6a6@yahoo.com | 02:19 - 16.04.2014
I'm not worhty to be in the same forum. ROTFL
Uj2LtPbb | s94lk0f05@mail.com | 14:27 - 15.04.2014
You have the monopoly on useful inanomftion-arer't monopolies illegal? ;) http://ptsubozb.com [url=http://zjxkyufagz.com]zjxkyufagz[/url] [link=http://fufhnlehsi.com]fufhnlehsi[/link]
xi28kkox | 8cdw0ylq9@hotmail.com | 12:30 - 15.04.2014
I will be putting this dazizlng insight to good use in no time.
505iB7whI | wfn6672ozox@gmail.com | 16:58 - 14.04.2014
I thank you humbly for shirang your wisdom JJWY