В читальном зале Центральной городской библиотеки вспоминали псковского художника Александра Шершнёва. Ему бы исполнилось 55 лет. Александра Шершнёва не стало год назад
В память о художнике в библиотеке устроили выставку его работ. В основном, это экслибрисы. Их в России сейчас мало кто делает. Особенно на таком высоком уровне.
Экслибрисы Александр Шершнев делал с 1967 года. Два года назад здесь же, в читальном зале, он об этом рассказывал подробно. Много шутил, а серьезным сделался только тогда, когда заговорил о своем учителе - Валентине Васильеве. О Васильеве и на этот раз присутствующие вспоминали не раз («он оказывал магическое воздействие, был безоговорочный кумир»).
Всего Александр Шершнёв создал около 540 экслибрисов. Многие из них находятся в частных коллекциях и никогда не выставляются. И в этом нет ничего удивительного. Таково их предназначение.
И все же никогда нельзя было сказать, что работы Александра Шершнёва спрятаны в частных библиотеках. Они демонстрировались в 19 странах. Многие ли псковские художники участвовали в 134 международных выставках?
Для того чтобы сделать гравюру - мало иметь талант. Необходимо терпение. Одно неточное движение - и работа безнадежно испорчена. Художник Владимир Кузнецов вспомнил, что тоже когда-то пробовал делать гравюры. Терпения как раз и не хватило.
А теперь, чтобы издать работы Александра Шершнёва (да и Валентина Васильева) - не хватает денег. Именно на эту скользкую денежную тему разговор неизбежно вывел присутствующих. Велся он примерно в таком духе:
- Надо найти спонсоров и издать.
- Кто бы был против... Но вы учитываете, что существуют авторские права, а они принадлежат родственникам.
- А где родственники?
- В Москве. У жены остались линогравюры. То, что она хочет и то, что мы можем - не обязательно совпадет. Не все так просто.
- Наследники - ненадежные хранители.
- Договоримся... Надо написать письмо, чтобы на издание альбома выделили денег.
- Кому написать?
- Как кому? Турчаку.
- Ему не до нас. Надо в банки обратиться.
- Банки? Ну их в баню...
- Согласен. Давайте лучше скинемся. Даже человеку бомжатистому достать из кармана рублей двести не так уж и сложно.
Наконец, перед присутствующими выступил председатель Псковского отделения Союза художников России Виктор Лысюк. Он тоже советовал особо на всякие письма не рассчитывать.
И тут получилось что-то вроде легкой пикировки между Виктором Лысюком и журналистом Александром Донецким.
- Зачем же вы как Союз существуете? - поинтересовался Александр Донецкий.
- Провокационный вопрос, - неожиданно обиделся Виктор Лысюк. - Вы сами-то что лично сделали?..
Александр Донецкий был несколько озадачен.
- Я пришел почтить память художника, - последовал ответ.
Память, конечно же, рублями и даже долларами не измеришь. Особенно когда нет ни того, ни другого. Но сбор подписей на всякий случай был начат. Подпись поставить значительно проще, чем сделать гравюру. Особого терпения и усидчивости здесь не требуется.
К сожалению, без пробивной силы таланту всегда было непросто. А если художника уже нет на свете, то без друзей-энтузиастов и родственников вообще ничего не произойдет. Ждать, пока чиновники прозреют и поймут, что им надо делать - бессмысленно. Так что, возможно, споры получились не такие уж и бесполезные. Тем более что велись они среди многочисленных работ Александра Шершнёва. Все они черно-белые, но яркие. Они словно бы постоянно перемигивались и подсмеивались. То есть, вели себя так, как очень часто вел себя Александр Шершнёв - легко и непринужденно.
Алексей СЕМЁНОВ