Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Суровость восточного обряда

Георгий Агеев- Этот текст вместо меня должен был произносить Медведев, - улыбаясь, произнес директор Национального филармонического оркестра Георгий Агеев.

На пресс-конференции он говорил сразу за троих – за себя, за Дениса Мацуева (который заскочил на пять минут) и за Владимира Спивакова (который так и не пришел). По версии г-на Агеева, президент, если бы он вдруг случайно вэто время заглянул в Дом Советов, должен был произнести что-то одобрительное в адрес русского Севера, к которому Псков почему-то принято относить.

И все же Георгий Агеев был не слишком щедр на дежурные комплименты. Его то и дело подталкивали к ответам, которые были бы выгодны нынешним псковским властям («не правда ли, Псков за последнее время сильно изменился?»). Директор уклонялся от прямого ответа и произносил: «Я понимаю, что вы от меня ждете. Но я этого не скажу…»

Видимо, гостиница «Гелиопарк» произвела на участников концерта настолько сильное впечатление, что добрые слова он приберег для других городов.

Отдав должное солистам, с которыми оркестр выступил в Пскове, Георгий Агеев коротко обрисовал общую картину российского музыкального пространства.

- Три скрипача на всю страну осталось, - сказал директор оркестра. - У Спивакова вообще нет учеников…

На секунду Георгий Агеев спохватился и добавил:

- Я, конечно, не маркиз де Кюстин

Никто в этом и не сомневался. На табличке было написано не Астольф Луи Леонор де Кюстин, а всего лишь Георгий Агеев. Так что его критика российской действительности была мягкой и не выходила за рамки приличия.

И тут Георгию Агееву неожиданно предложили взять под свое покровительство музыкальный фестиваль в Пскове. В смысле, найти спонсоров.

- Нам, наверное, надо быть всюду, - озадаченно произнес Георгий Агеев.

График выступления Национального филармонического оркестра России расписан на долгие месяцы вперед. Псков за два года дважды принимал оркестр во главе с Владимиром Спиваковым. Возможно, примет и еще.

Но парад больших артистов – это еще не гарантия развития культуры. Если в маленьком французском Кольмаре Национальный филармонический оркестр России регулярно проводит международные фестивали, то это означает, что там проводится системная работа. В том смысле, что туда не завозят рояль на полдня, а потом увозят обратно. Там фестиваль, прежде всего, проводят для своих. Причем развивают не только музыкальный вкус, но гостиничный бизнес, и многое другое… Все это в итоге и называется культурной средой.

В Пскове же пока большинство культурных мероприятий подается как нечто, что лишено культурной основы и напоминает набеги или налеты. Приезжают, выступают и исчезают. А культурная среда остается все той же. На концерты попадают избранные.

«Суровость восточного обряда благоприятствует искусству; церковное пение звучит у русских очень просто, но поистине божественно». Так сказал маркиз де Кюстин. Стоп, это уже совсем не о том.

 


НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ («Псковская правда – Вече»)

В Пскове музыканты мирового уровня с некоторых пор выступают регулярно

Свежий ветер

Перед концертом в Псковской областной филармонии Владимир Спиваков, Денис Мацуев и Хибла Герзмава, отыграв открытую репетицию для детей-инвалидов, минут на пятнадцать вышли подышать на улицу. Грозовые тучи, в тот час сгустившиеся над Псковом, их вдохновили. Виртуозно отгонять жару дирижерской палочкой не научился пока даже Владимир Спиваков. За него это попытался сделать ветер. На улице стало чуть прохладнее, чем в душном зале.

- Учитывая вашу склонность к футболу и джазу, на какую музыку вы бы сымпровизировали, если бы делали саундтрек к финалу чемпионата мира по футболу «Испания - Нидерланды»? – задал я вопрос Денису Мацуеву.

На секунду Денис Мацуев задумался. Финальный матч не произвел на него сильного впечатления.

- Это было бы что-нибудь скучное, - наконец ответил он.

Зато и Мацуев, и все остальные участники концерта могли гарантировать, что в Пскове ничего скучного не прозвучит.

Под открытым небом

Директор Национального филармонического оркестра Георгий Агеев часа за два до концерта подробно рассказал журналистом о своем оркестре. Существует он всего семь лет, но репутацию самого высокого уровня себе давно завоевал. С оркестром выступали Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина, Рене Флеминг… Одной из любимых солисток для филармонического оркестра стала Хибла Герзмава.

- На мой взгляд, она - лучшее сопрано России, - произнес Георгий Агеев. - По-моему, лучше, чем Нетребко.

Учитывая то, что накануне в Псковском кремле Большой театр представил оперу «Псковитянка», я спросил Георгия Агеева о том, как за рубежом проходят масштабные классические концерты на открытом воздухе, в частности – как располагаются зрители?

Директор оркестра был дипломатичен. Он не стал обсуждать рассадку зрителей в Псковском кремле, но отметил, что в целом  разница между нашими и западными площадками существенна. В России «часто бывает, что плохо слышно, подзвучку у нас не умеют делать…» Многое зависит от времени года. В Москве, например, это часто происходит на День города, то есть на сентябрь.

- Представьте себе: Красная площадь, ливень, - живо описал картину Георгий Агеев. - В зале слушают два сумасшедших зрителя… У нас все непредсказуемо.

Пожалуй, все-таки не все. Предсказать огромное стечение зрителей на концерты звезд мировой классической музыки в Пскове было просто. В общем, зрителей было намного больше, чем два. Сумасшедшие среди них в глаза не бросались.

Индустрия дна

Обсуждая состояние классической музыки, Георгий Агеев назвал несколько проблем. И мирового масштаба, и российских.

- Индустрия записи симфонической музыки лежит на дне. Никто ничего не записывает и ничего не продает, - объяснил он. – Оркестры теперь сами занимаются изданием и сами продают. Но мы недавно два диска записали. Причем не на свои деньги, а по заказу крупнейшей фирмы звукозаписи Sony Music.*

Судя по всему, подготовка классических музыкантов сейчас в России тоже лежит на дне.

По словам Георгия Агеева, «музыкальные школы терпят невероятный кризис. На музыкальном рынке нет ни альтистов, ни скрипачей, ни духовиков. Гобоистов экстра-класса на всю Москву – два человека, а для ведущих оркестров необходимо 12. Трагедия огромная…»

Еще одна проблема, о которой говорил директор национального филармонического оркестра, касается состояния провинциальных залов и гостиниц. Их низкий уровень затрудняет развитие концертной деятельности. В качестве положительного примера Георгий Агеев привел французский семидесятитысячный городок Кольмар, в котором Национальный филармонический оркестр России выступает регулярно, занимая одновременно 5 гостиниц самого высокого класса. В почти двухсоттысячном Пскове ни одной подобной гостиницы пока нет. Также как и нет ни одного концертного рояля (Денису Мацуеву приходится привозить рояль с собой). Но, тем не менее, Национальный филармонический оркестр, в отличие от большинства других российских оркестров, туры по России совершает регулярно. В этом году было уже сделано два полноценных концертных тура. Возможно, в следующем году оркестр снова приедет в Псков. И тогда, скорее всего, с ним в качестве солиста будет выступать не пианист, а скрипач. Скрипку в Псков привести проще, чем рояль.


* С 23 мая по 7 июня 2010 Национальный филармонический оркестр России записал два новых диска. На одном записаны Первый фортепианный концерт Чайковского и Третий фортепианный концерт Рахманинова (вместе с пианистом Николаем Токаревым), на другом «Симфонические танцы» Рахманинова, «Ромео и Джульетта» и «Итальянское каприччио» Чайковского, симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Выход в свет новых дисков планируется на осень 2010 года.

 

Фото: Андрей Степанов, pravdapskov.ru

 

 

Алексей СЕМЕНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий