Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

«Самое важное – начать бояться первым»

Дофин Карл - Максим ПлехановФранцузский драматург Жан Ануй был две тысячи десять раз прав, когда написал: «История - бесконечная череда ужасов и сплетен». И тот, кто после спектакля «Жаворонок» недоумевал – зачем петербургский режиссер Семён Верхградский выбрал для постановки в псковском театре драмы «неактуальную» пьесу «Жаворонок», видимо, смотрел не на сцену, а на солдат на балконе.

Режиссера, конечно, не очень интересовала история Жанны д’Арк - потому что любая история, в том числе и Жанны, бесконечная череда… Более того, Жана Ануя история орлеанской девственницы интересовала еще меньше.

Пьеса полна иронии, которая не в силах вызвать смех или слезы, но способна хотя бы кое-что временно расставить на свои места. Жан Ануй не рассчитывал на костюмный спектакль. Он так и написал: «В костюмах лишь дан намек на средневековье, но никаких изысков ни в цвете, ни в покрое».

Семён Верхградский пошел дальше намеков. Герои его «Жаворонка» одеты довольно ярко и богато, по-средневековому (если не считать черных футболок с вызывающей надписью «Жаворонок»). Еще более солидно смотрятся декорации, включая двигающиеся витражи. Никто не скажет, что художник Валерий Мелещенков отнесся к своему делу без фантазии.

В итоге получилась солидная, хотя не очень ровная постановка, где первая часть выигрышней второй. Плюсов в ней больше, чем минусов. Правда, нет уверенности, что режиссерский замысел воплощен в полной мере. Семён Верхградский, судя по всему, рассчитывал на повышенную эмоциональность. Отсюда и песня Галича о декабристах в конце, отсюда и портрет Галича, спроецированный на задник. Но дело в том, что Жан Ануй в своей пьесе на эмоции не опирался. Его «Жаворонок» - интеллектуальная игра, поданная в доступной широкому зрителю форме. То есть автор тянет в одну сторону, а режиссер – в другую. И как результат - некоторый разрыв между публикой и актерами. Искры не высекаются, непосредственной реакции не чувствуется.

И все же в целом спектакль не кажется неуместным. Он – для тех, кто в театре тоже привык думать. Основное достоинство «Жаворонка»: режиссер не собирался устраивать развлечение. Кроме того, в скромной псковской труппе нашлись актеры, способные сыграть роли дофина Карла (Максим Плеханов), Кошона (Владимир Свекольников), Фискала (Роман Захаров)… Даже Роман Суриков в роли архиепископа пришелся к королевскому двору. А после антракта на сцену на несколько минут врывается Лаир (Эдуард Золотавин), и это придает «Жаворонку» временное ускорение и оживление. На фоне многих других спектаклей псковского театра «Жаворонок» летит и не падает.

Сложнее оценивать игру Карины Облаковой в роли Жанны. Вроде бы, так и должна выглядеть Жанна. Но вот должна ли она ТАК говорить, достаточно ли красок, чтобы нарисовать не набросок, а полноценную картину?

Поэтому мнения зрителей разошлись: надо было сжигать Жанну или не надо?

И здесь на помощь Жанне приходит Жан (Ануй). Он сбивает не только огонь костра, но и пафос. И не только в конце пьесы, но и по ходу дела. Он вообще в своей пьесе разбил (в смысле – разделил) историю на части и посмотрел на нее со стороны. Со стороны оказалось виднее и слышнее.

Дофин откровенно играет в дурака («надо же себя как-то защищать»). Его жена и любовница в буквальном смысле занимаются шапочными разборками с дофином. Мать-королева-сводница изрекает: «Любовь – занятие не для порядочных женщин». Трон скрипит, каждое государство, каждый человек получает персонального бога – для личных нужд (в той же «Бургундии тоже есть свой маленький бог - шустрый, хитрый, с его помощью герцог всегда выходит сухим из воды»). Каждый хочет извлечь выгоду - даже Жанна, до того, пока не настало время умирать.

Но отличие Жанны от остальных в том, что она уже ничего и никого не боится. Она уже отбоялась. «Самое важное – начать бояться первым», - дает она практический совет. Чем быстрее начнешь бояться, тем быстрее закончишь. Этот совет на все случаи жизни. («Дурачье, они чуть не сожгли Жанну д'Арк!» – справедливо возмущается капитан Бодрикур голосом Юрия Арановича). Человека, который дает такие советы, не стоит сжигать на костре. Это слишком неэкономный расход топлива.

Алексей СЕМЁНОВ

 


Служба спасения Франции («Псковская правда-Вече», № 113)


Псковичей давно «перекормили княгиней» Ольгой. Поэтому появление на сцене Псковского академического театра драмы им. А.С.Пушкина спектакля, где действует совсем другая святая - Жанна д’Арк, - это уже неплохо (день ее памяти католики отмечают 30 мая).

Впрочем, к религии  старая пьеса французского баска Жана Ануя имеет лишь косвенное отношение, зато к современности - прямое. Так что петербургский режиссер Семён Верхградский предложил псковским зрителям не просто остроумный спектакль, но нечто большее. Несмотря на неизбежные изъяны, «Жаворонок», скорее всего, - лучший спектакль, поставленный в этом сезоне в псковском театре. Сценография и костюмы Валерия Мелещенкова добросовестно работают на замысел. Черные футболки с надписью «Псков. Драмтеатр. Жаворонок», которые носят все герои спектакля, сшиты не зря. Стыдиться их уж точно нечего. Особенно это касается Максима Плеханова, сыгравшего дофина Карла. Его игра в дурака заслуживает отдельной похвалы. Дофин и актер отлично поняли друг друга.

Дофин Карл с исполнении Максима Плеханова умеет управлять и предавать. «Представь, туз, - говорит Карл Жанне (Карине Облаковой). - Туз, если тебе угодно - это бог, но только свой в каждом лагере… В каждой масти по тузу… Ты думаешь, англичане не молятся так же усердно, как и мы? Думаешь, у них нет бога, который их охраняет, защищает и посылает им победу?». Молодой Карл давно уяснил, что Бог - со всеми и похож на арбитра, считающего очки. Единственный человек, который не хочет этого понимать – Жанна. Она не играет в карты, хотя, судя по диалогу с капитаном Бодрикуром (Юрий Аранович), зубы заговаривать тоже умеет. Но главное, Жанна, преодолев страх, способна идти поперек мнения большинства.

Еще больше чем черные футболки, псковским актерам (Владимиру Свекольникову, Виктору Яковлеву, Роману Захарову, Роману Сурикову…) идут монашеские сутаны. Получился ансамбль, где у каждого – инструмент со своим тембром. Возможно, секрет качества игры таится в сутанах? А что если все роли во всех спектаклях, независимо от тематики, играть в монашеских сутанах? Получилось бы что-то вроде хора «монахов» Gregorian. Псковский драмтеатр определенно прославился бы. Но пока что этого не произошло, и поэтому из-за неоднородности труппы отдельные актеры, в сутаны не облачившиеся, играют словно бы в разных спектаклях. К тому же, над сценой пока еще раздаются посторонние голоса. И они совсем не напоминают голос Михаила Архангела, который слышала Жанна, но зато они здорово похожи голос суфлера (нельзя же подумать, что суфлер это и есть Михаил Архангел?)

Жаль, что в спектакле обошлось без родителей Жанны д’Арк. У Жана Ануя отец Жанны говорит лежащей у его ног дочери: «Эй, дохлятина! Ну что, будешь теперь Францию спасать?» Таких острых эпизодов в спектакле не достает. Семён Верхградский обошелся без родителей Жанны и без «дохлятины», но неожиданно добавил портрет и песню Александра Галича, попытавшись наглядно соединить три площади – Руанскую, Сенатскую и Красную. Концовка получилась слишком прямолинейной и публицистической. Логичнее было бы остановиться на огнетушителе в руках Бодрикура. А актуальной публицистики и без того Жан Ануй в «Жаворонке» написал много. Достаточно вспомнить высказывание: «В наши дни все покупается, в том числе и великие победы». «Жаворонок» в псковском драмтеатре – не великая победа, но уж точно не поражение.


Фото: Александр Сидоренко, pravdapskov

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

CCLISQfV8tX | 1bh67z8wvcq@hotmail.com | 06:01 - 17.04.2014
Well done to think of somheting like that http://yiqkuwlle.com [url=http://jnbxevcbcwq.com]jnbxevcbcwq[/url] [link=http://oibmfundiyd.com]oibmfundiyd[/link]
Rz539b1eYl2 | vt4t75fe35@gmail.com | 13:20 - 16.04.2014
Always the best content from these prgoidious writers.
Xq8dUelJe | nf2ncawuhhz@hotmail.com | 11:25 - 16.04.2014
Life is short, and this article saved valubale time on this Earth. http://fuftyivrxqt.com [url=http://myriqkm.com]myriqkm[/url] [link=http://iozoatgmzn.com]iozoatgmzn[/link]
9BUcPy2X8R | 8s6zqobnpp@mail.com | 09:11 - 15.04.2014
I'm shekcod that I found this info so easily.
0IY8zjPeVO | yl5pk34mfw@mail.com | 04:33 - 15.04.2014
Yo, good lokoin out! Gonna make it work now.