В детско-юношеской областной библиотеке открылась выставка «Грим-асы» актера и режиссера Виктора Бердникова.
На открытии Виктор Бердников подчеркивал, что никакой он не художник. Да, наверное. Правда, сейчас вообще трудно сказать, кто художник, а кто - наоборот
В этом смысле, Виктор Бердников точно не художник. Он вообще за кисть не берется, а рисует с помощью пальцев.
Актриса Нина Семёнова на открытии привела слова одного театрального художника, который, узнав, что Бердников рисует гримом, спросил: «У него что, красок нет? Пойди, купи ему акварель…»
Пробовал Виктор Бердников акварелью. И обычными красками пробовал. Но не хватило терпения. А на привычный актеру грим, оказывается, терпения хватает уже несколько десятилетий. На картон он грим наносит не кистью, а руками. Или «гвоздиком».
Театральный на его картинах не только грим. От театра он в своих портретах отказываться не собирается. На них либо портреты актрис (Саши Комоловой, Нины Семёновой), либо персонажи – Мастер, Маргарита, Пьеро… Да и те люди, которые к театру отношения не имеют, напоминают театральных героев… В портретной галерее друг с другом соседствуют голова мертвого петуха, нарисованная в детстве через два дня после полета Юрия Гагарина в космос, расстрига, мама, Иуда, бабушка, бывшая жена в образе паломницы, дружок в красной футболке с дыркой, автопортрет с помидором у виска, сумасшедшая Леля, Жан-Луи Барро…
Грим – это то, что для актера близко к телу. Ближе только кожа. Может быть, поэтому Виктор Бердников решил рисовать гримом, с которым всякий актер – в близких отношениях. По его словам, вначале цели его были исключительно эстетские… Он разглядывал знаменитые фаюмские портреты, живопись Модильяни… Удивлялся, вдохновлялся. Позднее появилось желание осмыслить то, что хочешь запечатлеть. Портретное сходство с оригиналом для него не важно. Свою маму он нарисовал внешне не похожей. Он рисовал не маму, а «нежность мамы». Мягкие краски для грима эту нежность подчеркивали. Не портрет, а – лик. Да и все остальные тоже лики.
Особое внимание Виктор Бердников уделяет глазам. Чтобы рассказать о человеке побольше, он раскрывает эти глаза как можно шире. В ответ, желательно, тоже пошире раскрыть глаза.
Выставку он возит по городам, где у него есть друзья. В Пскове они есть. Когда-то Виктор Бердников работал в нашем драматическом театре.
Друзья в ответ говорят: «В его картинах наивность, смелость, чистота… Я бы постеснялся так нарисовать, а он – нет. Поэтому у него и получается…» Кроме того, друзья отметили хорошее сочетание: детская библиотека, детская живопись…
Хотя живопись все-таки не детская, в смысле – не простая. Люди на портретах – довольно грустные. Виктор Бердников, правда, поправляет: «Не грустные, а мыслящие». Так это почти одно и тоже. Нельзя же, осмысляя жизнь, не грустить по поводу происходящего с людьми. И не только сейчас, а вообще.
Виктор Бердников принялся рассказывать о некоторых своих рисунках, стал пояснять их названия… Не просто портрет Иуды, а с некоторым вызовом - «Иуда. Катарсис». «Мы все в жизни кого-нибудь предаем, - заметил он. – Животных, птиц, насекомых…»
В завершении Виктор Бердников подарил сотрудницам темно-красные розы и оставил свои работы здесь на месяц. Такие вот «Грим-асы» преподнес Пскову апрель.
ФОТО: Алексей СЕМЁНОВ
Алексей СЕМЁНОВ