Госдума приняла в основном чтении новый законопроект об «иностранных агентах». Законопроект называется «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
До этого так называемые иноагенты тоже имели существенные ограничения деятельности - не столько юридические, сколько фактические.
«Иноагентам» получать государственную финансовую поддержку нельзя.
Преподавать в государственных и муниципальных образовательных организациях - нельзя.
Заниматься просветительской деятельностью с детьми - нельзя.
Выпускать информационную продукцию для детей - нельзя.
И далее в том же духе. Смягчающие поправки в ходе недолгого обсуждения были отвергнуты, потому что в условиях проведения «специальной военной операции» в Украине «либерализация данного законопроекта недопустима».
Вряд ли кто-нибудь всерьёз думал, что смягчающие поправки одобрят.
И всё же стоит ещё раз напомнить: «иноагентом» в России может стать кто угодно. Но только в том случае, если он в чём-то перед властью «провинился». Для этого не обязательно принимать зарубежное финансирование или получать какие-то указания от иностранцев. Надо всего лишь кому-то когда-то перейти дорогу. И если этот «кто-то» человек с влиянием, то о вас рано или поздно вспомнят. Реестр обновляется регулярно.
Всё остальное - формальности. Найти предлог несложно. Вот, например, Мария Борзунова с телеканала «Дождь» (тоже признанного иноагентом) формально попала в реестр потому, что получила в течение полутора лет три перевода от своего знакомого журналиста (3 операции на сумму 1290 рублей). Ходили в кафе, общались, кто-то за кого-то заплатил, потом деньги вернул... Но журналист имел американское гражданство. Значит ли это, что Мария Борзунова - американский агент?
Не совсем. Она ведь не только с американским гражданином в кафе ходила. Бывало, что и с белорусской гражданкой... И даже чаще, чем американцем (минюст узнал о 18 операциях за полтора года на сумму 10.270 рублей).
Пройдёт совсем немного времени, и такие пустяки как оплата обеда в кафе перестанут интересовать минюст РФ. Новые поправки таковы, что даже если вы вообще не ходите в кафе, тем более - с иностранцами, вам это не поможет. И если вы не получаете зарубежные гонорары - тоже не поможет.
Влияние - вещь эфемерная. Банковские операции становятся не интересны. Если анонимный чиновник из минюста решит, что вы попали под иностранное влияние, - так тому и быть.
Этот аноним видит вас насквозь и читает мысли на расстоянии. Он их контролирует. Так ему кажется.
На фото: Мария Борзунова.
Алексей ВЛАДИМИРОВ