Образно говоря

Иванюк1 апреля 2010 года в выставочном зале Псковского регионального отделения Союза художников России открылась выставка псковского художника Игоря Иванюка.

Игорь Иванюк один из немногих наших художников, кто способен удивить. Причем сделать это несколько раз подряд. В некоторых его новых работах, написанных за последние два года, имеются даже сюжетные повороты. В каком-то смысле, это литература без слов. В современной литературе не очень принято злоупотреблять описаниями природы. Игорь Иванюк тоже не злоупотребляет. От написания пейзажей он отказался, уступив дорогу фотографам. И сосредоточился на том, что сфотографировать пока еще невозможно.

В его картинах то и дело появляются домовые, призраки… Огородное пугало, оно же – чучело, вдруг взлетает к облакам, а человек опускается на дно.

То, как человек опускается на дно, сфотографировать как раз можно. Дно всюду, кислорода не хватает, но зато хватает равнодушия. Многие задыхаются или опускаются. И художник описывает это в красках, стараясь осмыслить происходящее.

Иногда, чтобы разобраться в окружающем мире, требуется сторонний взгляд. С помощью зеркальных приемов и изощренных искажений Игорь Иванюк удаляется в сторону или в прошлое, в былинные и мифические времена. Но вскоре снова возвращается, чтобы еще кого-нибудь сбить с толку.

На открытии выставки перед собравшимися стал выступать искусствовед Владимир Галицкий и сразу же перепутал Иванюка с Макеевым, тем самым сделав то, что, казалось бы, сделать невозможно.

К своим героям Игорь Иванюк подходит рационально. К примеру, несколько новых работ посвящены бизнесменам. «Это категория Иванюклюдей для меня непонятная», – начал рассказывать художник. То есть, таким образом, Игорь Иванюк пытается этих людей понять. Также как и многое другое. То, что непонятно, рано или поздно должно попасть на холст, под микроскоп.

Иванюку, по его словам, интересны «люди со сломанной судьбой». И здесь важно, в каком месте судьба сломана. Через колено ее ломали или более изощренно. И что после этого человек чувствует. Способен ли он вообще что-нибудь чувствовать?

Не уверен, что алкоголики на одном из полотен Иванюка более несчастны, чем тот же бизнесмен возле своего автомобиля.

Но автор, судя по всему, не хотел, чтобы картины выглядели мрачно. Ему интересно многоцветие. Несчастий и в жизни хватает.

Художник еще с семидесятых годов любит рок-музыку, в частности – Led Zeppelin. И  в некоторых его картинах чувствуется ритм. И он все время меняется.

Иванюк- Мне всегда хотелось быть профессионалом, - сказал художник незадолго до открытия выставки. - Но в моем понимании профессионал – это человек, виртуозно владеющий карандашом, кисточкой, для которого вопросов и проблем нет.

- А если нет вопросов, то как же найти ответы? – спросил я его.

- Я же не говорю, что я стал этим профессионалом.

- Представим себе гипотетического профессионала. Профессионал – это не гений, а просто птица высокого полета.

- Нет, это почти гений.

- А тогда в чем отличие между профессионалом и гением?

- В гении есть та самая сумасшедшинка…

Степень сумасшествия или даже профессионализма я определять не берусь. Ясно другое – Игорь Иванюк знает что делает. Он готов прилюдно объяснять то, что он хотел сказать той или иной работой. Он показывает нам не оторванную реальность, а то, что имеется на самом деле. Но он выбирает свой собственный угол зрения. Как правило, это острый угол. Художник заостряет внимание. Отсюда и лица многих его героев. Заостренные носы, вытянутые подбородки… Художнику важно, чтобы его работы цепляли.

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий