Невольная улыбка

Алексей ТановицкийВ опере Римского-Корсакова «Псковитянка» звучит почти гамлетовский вопрос: «Быть Пскову или не быть?»

В год 500-летия Пскова к Московскому государству «Псковитянка» у нас очень востребована. Летом возле Псковского кремля Большой театр представит сценическое действие, а 19 марта 2010 года в Большом концертном зале Псковской областной филармонии прошло концертное исполнение оперы. Ведущие партии отвели солистам Мариинского и Михайловского театра Санкт-Петербурга.

Очень символично, что музыкальной иллюстрацией к вхождению Пскова в Московское государство стала именно «Псковитянка», в которой особой радости по поводу объединения русских земель не чувствуется. Псковичи в опере возмущаются, но не сильно. Безумству храбрых поем мы арию, от силы – две.

Независимая и неприступная героиня Ольга Токмакова гибнет от шальной пули. Воля сменяется неволей.

Диалог псковитянки и царя очень показателен. «Я недостойна целоваться с тобой», - поет Ольга (в данном случае – Екатерина Шиманович). «За перстенек уж верно поцелуешь», - отвечает Иван Грозный (Алексей Тановицкий).

В действительности, Псков присоединили на 60 лет раньше, в 1510 году. Но автор пьесы «Псковитянка» Лев Мей предпочел вместо Василия Ивановича вывести Ивана Васильевича. От перестановки слагаемых сумма не изменилась, зато личность  Ивана Грозного позволила более ярко представить драматические и мелодраматические события.

Первый русский царь – олицетворение российской власти. Она не менее бессмысленная и беспощадная, чем русский бунт. Более того, самые главные бунтари в России – как раз цари. Во имя порядка они тащат на дыбу все, что им кажется неуместным.

Время от времени бунтуют все – и правители, и народ. Отсюда и почти постоянное ощущение пустоты – «не время, а безвременье».
О времени свидетельствует бой часов, а о безвременье – тревожный набат.

Иван Грозный в опере все время на кого-нибудь обижен. «Мы не царствуем, а гости приезжаем». Подозрительный человек.  Казалось бы, вся власть в руках, а вокруг – пустота.

Потому и пустота, что вся власть в руках.

Царь голоден. Ему всегда чего-нибудь не хватает. «Есть ли где закусить в Пскове?» - плотоядно интересуется он (эту сцену можно использовать в качестве рекламы закусочных). Царю преподносят псковский пирог.

Москва псковский пирог с аппетитом съела. Также как и новгородский, и казанский…

В итоге царь издевательски произносит: «Дам тебе на калачи, корми его по праздникам». «Его» - это жениха псковитянки, посадничьего сына Михаила Тучу (Михаил Макаров). Это такой принцип – нахватать себе полномочий, а потом великодушно кое-что возвращать. По капле и по большим праздникам. Держать на поводке. Примерно так же существует российская власть до сих пор.

«Где мой посох?» - суетится царь. Посох – эта та самая вертикаль власти. Позднее этой вертикалью Иван Васильевич забьет до смерти своего сына.

Псковитянка по сюжету оперы – незаконнорожденная дочь русского царя. «Ольга Ивановна, то бишь Юрьевна».

Провинция в России так и остается словно бы незаконнорожденной. Родная, да не совсем.

Алексей СЕМЁНОВ


«Псковитянская» правда.

(Опубликовано в газете "Псковская правда- Вече", №53, 2010).

На концертное исполнение оперы «Псковитянка» в Большом концертном зале Псковской областной филармонии народ шел как на вече. Зал был переполнен.

Зрители, листая программку перед началом концерта, гадали: «Неужели убьют Псковитянку? Ладно - в Петербурге, но прямо у нас на глазах, в Пскове? Неужели осмелятся?»  Убили. Шальная пуля-дура пролетела именно тогда, когда это задумал композитор Римский-Корсаков. Солисты Мариинского, Михайловского и других петербургских театров были последовательны.

Теперь у любителей русской оперы остается одна надежда – на приезд артистов Большого театра, которые летом должны прямо возле Псковского кремля представить сценический вариант «Псковитянки». Может быть, тогда пуля просвистит мимо княжны Ольги Токмаковой.

К либретто знаменитой оперы руку приложили Чайковский и Мусоргский, а в основу легла пьеса Льва Мея. В итоге получилась историческая мелодрама, в которой действие происходит в 1570 году в Пскове и окрестностях. Псков в ней вроде как еще вольный город – Государь Великий Псков. До тех пор пока здесь не оказывается еще один государь – Иван Грозный (в исполнении солиста Мариинки Алексея Тановицкого). Двум медведям в одной берлоге не ужиться. Хотя наиболее решительно настроенные псковичи в опере вспоминают, что не то что на медведя, а на немцев с рогатиной ходили (в первой редакции «Псковитянки» царские цензоры республиканские взгляды псковичей заретушировали). Но царь все равно басит: «Не плач, я не медведь косматый».

Историю России по опере «Псковитянка» лучше не изучать. Авторы для удобства совместили 1510 и 1570 годы, тем самым великодушно предоставив Пскову еще 60 лет независимости. Но для такого условного жанра как опера это пустяки.

Еще более условной  «Псковитянку» в БКЗ делал задник с изображением нынешнего Троицкого собора, построенного в 1699 году, и колокольни XVII-XIX века. На картинке разве что не хватало кинотеатра «Октябрь» (без забора). Но главное в любой опере не задник и даже не сюжет, а музыка. Ее предстояло, желательно без потерь, донести до слушателей огромному коллективу. У участников этого коллектива оперный опыт - абсолютно разный. К примеру, известный камерный хор Lege Artis не то что в опере «Псковитянка» никогда раньше не принимал участие – он вообще обычно выступает без музыкального сопровождения. С другой стороны – лауреат всевозможных конкурсов Алексей Тановицкий, которому образ Ивана Грозного близок и привычен. Он единственный 19 марта на псковской сцене не просто пел, а играл, и противостояние двух государей – города и царя - закончилось в его пользу. Хотя Псков Иван Васильевич топить в крови передумал.

Бурные аплодисменты слушателей надо признать справедливыми. Музыка достигла цели точно так же, как шальная пуля достигла псковитянки Ольги (Екатерина Шиманович). Чем еще хорошо концертное исполнение? Тем, что не надо падать на сцену и умирать.

Фото: Андрей Степанов, pravdapskov.ru, на фото: Иван Грозный (Алексей Тановицкий)

* Оперу в трех действиях представили Симфонический оркестр Псковской областной филармонии (художественный руководитель и главный дирижер Геннадий Чернов), Санкт-Петербургский камерный хор Lege Artis (художественный руководитель Борис Абальян), академический хор Псковского областного колледжа искусств (руководитель хора – Инна Суровицкая) и солисты Петербургских театров.

 

Алексей Семёнов

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий