Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

«Древнерусский еврей»

Павел АнтокольскийОдно из самых моих запоминающихся театральных событий 90-х годов в Пскове - спектакль по стихам Павла Антокольского. Спектакль к псковскому театру драмы не имел никакого отношения. Поставили его артисты самодеятельного театра «Действующие лица», в котором играли журналисты, учителя, предприниматели... Показ состоялся на сцене 25-й школы.

«Пожар в театре»

Думаю, что спектакль мне запомнился не только из-за интересных режиссёрских находок. Тот спектакль для участников был не рядовым, а особенным. В первую очередь, для режиссёра, игравшего, к тому же, одну из ролей. Для него Антокольский был и остаётся одним из самых любимых поэтов ХХ века. Со времени показа прошло четверть века. Участники того спектакля разъехались по разным городам и странам. Тот самый режиссёр в июле 2016 года на несколько дней вернулся в Псков, и я ему сказал, что в областной библиотеке на третьем этаже открылась маленькая выставка книг с дарственными надписями Павла Антокольского. Выставку открыли к 120-летию со дня рождения поэта. Мы направились в областную библиотеку, в отдел по работе с редкими и ценными документами.

Павел Антокольский был человек театральный. Может быть, по этой причине сценичны не только его пьесы, но и отдельные его стихи. Он хорошо знал, как стихи звучат со сцены. И как они должны звучать.

Стихи - это звуки. Когда их просто читаешь глазами, они меняют свою сущность.

С режиссёром Евгением Вахтанговым Антокольский начинал работать ещё до революции, актёром. Вахтанговского театра тогда ещё не существовало, но была театральная студия. Антокольский и сам говорил: «Своё поэтическое летоисчисление я начинаю именно отсюда. Всё, сделанное мною в юности, пошло из этого опыта». Занимался он и режиссурой, служил в театре им. Вахтангова, был завлитом, сочинил три пьесы, делал инсценировки чужих произведений (например, Герберта Уэллса «Когда спящий проснётся».)Павел Антокольский

Одна из пьес Антокольского носит зажигательное название «Пожар в театре». А его первую пьесу «Кукла инфанты» готовили к постановке в 1917 году. Это была первая самостоятельная режиссёрская работа Юрия Завадского. До премьеры спектакль не дожил. Зато дожил следующий, и тоже по пьесе Антокольского. Это было продолжение сказки Шарля Перро «Кот в сапогах». Спектакль назывался «Кот в сапогах, или Обручённые во сне». Пьеро играл Завадский. Премьера спектакля состоялась в самый разгар Гражданской войны - 15 марта 1919 года.

Во время Великой Отечественной войны Антокольский руководил фронтовым театром, а в 1945 году стал режиссёром Томского драматического театра. Хотя знают его всё-таки больше как поэта. О спектаклях, поставленных и не поставленных, остались лишь воспоминания. А стихи при желании можно прочесть, в том числе и вслух.

В мемуарах Анны Масс упоминается один из самых тяжёлых эпизодов жизни Павла Антокольского. «После войны, когда началась государственная антисемитская кампания, Антокольский оказался в числе тех, кого причислили к "безродным космополитам", - вспоминала Анна Масс. - Газеты, ещё недавно с восторгом писавшие о его удостоенной Сталинской премии трагической поэме «Сын», теперь глумились над его стихами. Его перестали печатать, уволили из Литературного института, где он преподавал. Писали, что его стихи и поэмы проникнуты эстетством, упадничеством и пессимистическими настроениями, далекими от борьбы и жизни советского народа. Самым же серьёзным обвинением в этом наборе литературных пороков было то, что стихи его «обращены к западно-европейской тематике».

Но Павел Антокольский, по крайней мере, остался на свободе - в отличие от его сестры.

Российская реальность - это часто как раз «тюрьма, допросы, камера» Павел Антокольскийдля невинных людей.

«Испытания временем»

С псковской землёй Павел Антокольский связан, прежде всего, через Пушкина и Михайловское. Семён Гейченко как-то написал: «Когда Павла Антокольского в 1967 году в Михайловском спросили, какой день он считает самым радостным днем своей жизни, он ответил: "Пушкинский день поэзии в Михайловском". Величайшее из русских искусств - поэзия!».

Ярослав Смеляков в шутку называл его «древнерусским евреем». Но поэтом он был, безусловно, русским.

Антокольский был одним из основателей Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии в Михайловском. Когда он сюда приезжал, этот праздник гремел. Знаменитые поэты предпочитали на поляне в Михайловском читать не свои стихи, а стихи Пушкина. 

Вениамин Каверин - один из самых известных писателей, родившихся в Пскове - рассказывал о своём отношении к Антокольскому: «Мне нравилось в Антокольском всё. Он был артистичен. Я бы так сказал: театр был для него оружием поэзии, а поэзия была оружием театра Антокольского нельзя было не любить. Его все любили. В нём была открытость, прямота. Он не умел ни хитрить, ни лицемерить, он был верным другом...»

О Пскове Антокольский тоже писал. Он интересовался средневековой историей, много описывал её в стихах. Так что без Пскова, а заодно и без Великих Лук в его стихах не обошлось: «А Луки не были велики // Лишь в дымных избах испокон // Смуглели сумрачные лики // Псковских и суздальских икон». Или «На луговой речной излуке // В торгах, и в битвах, и гульбе // Рос городок торговый Луки. //Три лука на его гербе».

Эти строки я прочитал, когда открыл наугад одну из книг, представленных на псковской мини-выставке. Мы расписались вПавел Антокольский ведомости, и нам разрешили взять из-под стекла несколько книг - полистать. На книгах были дарственные надписи автора. «Сказки времени», «Два века поэзии Франции», «Повесть временных лет», «Испытания временем», «Пушкинский год», «Стихи и поэмы»...

Одни книги поэт подписал для читателей Псковской областной библиотеки, другие - псковскому литературному критику Валентину Курбатову, которому Антокольский дал рекомендацию в Союз писателей... А рядом лежало прижизненное издание Гавриила Державина - в автографом автора. Как ни странно, но Павел Антокольский некоторое время жил в том же веке, что Державин и Пушкин.

Курбатов в своей книге «Подорожник» вспоминает: «Даже печальнейшее, последнее, недописанное стихотворение, завершившее его посмертное издание, было о той, позвавшей его в Псков, любви: «Нечем дышать, оттого что я девушку встретил, // Нечем дышать, оттого что врывается ветер...». 

Родившийся в ХIХ веке поэт напишет: «Нечем дышать, оттого что я старше, чем время...».

Антокольский в стихах писал «псковскИх», с ударением на последний слог. Поэтому у него звучит: «Пора псковскИх и новгородских // Посадников и гусляров, // Погостов вдовьих и сиротских, // Мужицкой крови братский ров».

Одно из исторических стихотворений Павла Антокольского начинается строками: «Здесь шла история России, // Шла как могла вразброд, навзрыд...» 

Она и сейчас здесь идёт, и тоже навзрыд и вразброд.

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий