Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 2021 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Чистое везение

Дни ПобедыВ ожидании начала спектакля «Дни Победы» зрители, пришедшие в Народный дом им. А.С. Пушкина (Псковский академический театр драмы), в полголоса разговаривали о новом театральном зале.

Не то чтобы это был совсем новый зал. До недавнего времени он назывался «медиа-холл». В нём с 2014 года устраивались лекции, кинопоказы, пресс-конференции, мастер-классы... Бывало, показывались спектакли - для совсем маленьких детей или взрослые, но экспериментальные, вроде спектакля «Онегин-жест» в 2018 году (в стиле «утренник в детском саду»).*

*А.Семёнов. «Чёрное сердце». http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=3636

И всё же сейчас зал изменился. Из белого превратился в чёрный. Улучшилась акустика. Появились прожектора и металлическая винтовая лестница - как на Малой сцене. В новом зале сцены нет, а лестница - есть.

Но спектакль, которым новый зал открылся, экспериментальным назвать трудно. И это уже хорошо. В современном театре играть среди зрителей - в порядке вещей. Сверхкрупные планы превращают спектакль почти что в кино. Хотя не всякому артисту и зрителю такое приходится по душе. Требуется дополнительное напряжение.  Не всем нравится, когда герой спектакля стоит в полуметре и, обращаясь лично  к вам, смотрит в глаза.

Да и артисты должны вести себя иначе, чем на сцене. Естественнее - стараясь не отличаться от окружающих зрителей. Особенно когда играется такой спектакль как «Дни Победы». Изначально это были монологи о войне Ксении Степанычевой, созданные на основе интервью участников и свидетелей Второй мировой войны. Формально это документальная пьеса, а по сути - воспоминания.

Но спектакль режиссёра Веры Поповой - это уже скорее не монологи, а почти диалоги. Текст значительно сокращён и соединён по-новому. Получается перекличка, разговор. Временами голоса сливаются в хор.

Герои спектакля внезапно возникают среди зрителей и растворяются среди них. Иногда поднимаются на второй ярус или рассаживаются на винтовой лестнице.

По тёмному залу расставлены десяток белых столов и стулья. Вы пришли в гости, расселись, начли смотреть старое чёрно-белое кино - американо-английский фильм 1941 года «Леди Гамильтон». На экране Вивьен Ли и Лоуренс Оливье. В советский прокат этот фильм как подарок от создателей вышел в марте 1943 года. На экране любовная история с участием леди Гамильтон и адмирала Нельсона. Но у нас рядом своя любовная история. Мальчик Вася (Камиль Хардин) влюблён в девочку Виолетту - скрипачку, играющую «Баркаролу» Чайковского. Он и она идут в кино, а там - «Леди Гамильтон»

«И вот там такой момент, - рассказывает юный влюблённый герой, -  сидят они в портовом кабачке, а у него эта повязка чёрная на глазу, и она его спрашивает:  «О чём думает адмирал?» - а он отвечает: «Адмирал влюблён». Ну прямо как про нас с Виолеттой!..»

Война и любовь часто идут в паре.Дни Победы

С одной стороны, баркарола - это песня беззаботного лодочника. Но это и июньская пьеса из цикла Чайковского «Времена года». В июне гитлеровская Германия напала на СССР. Только представьте умиротворяющие звуки «Баркаролы» и одновременно кадры начала самой ужасной войны. В эпиграфе «Баркаролы» - стихи Алексея Плещеева. В полном варианте этого стихотворения есть такая строфа: «Много они нас терзали, // Мучили много, друг мой:// Те - своей глупой любовью,// Те - бесконечной враждой».

Герои псковского спектакля - молодёжь, некоторые - почти дети. Мы слышим их первые шаги на этой земле, когда они становятся взрослыми. Первая в твоей жизни война. Первая в твоей жизни любовь. И одно от другого неотделимо. Первые чувства - самые сильные. Но искусство войны требует жертв.

Однако есть любовь как спасение.

Название пьесы и спектакля «Дни Победы» - многозначительно. Речь не об одном единственном дне. Все, кто произносит в этот вечер слова, - победители. Они войну пережили. Каждый её день. Им есть что вспомнить. Они остались живы, хотя во многом это чистая случайность, как говорит в конце спектакля один из героев - связист Серёга (Александр Овчаренко). Могли погибнуть, но повезло («Не понимаю. Чистое везение»).

Погибнуть - могли, а проиграть войну - нет.

«Дни Победы» первоначально собирались подготовить к 75-летию Победы, но помешала пандемия.  Часто бывает, что спектакли к памятным датам выглядят неубедительно.  Мешает излишний пафос, театральные штампы, груз прошлых спектаклей на заданную тему. Псковские зрители со стажем таких спектаклей повидали немало. Но «Дни Победы» на типичный юбилейный спектакль похожи меньше всего. Пафоса нет совсем. Нет ни дежурного металла в голосах артистов, ни дежурного набора военных песен. Звучат другие песни. В прежние годы такой бы спектакль назвали антивоенным. Его и сейчас можно считать таким. Война отступает.

Влюблён не только адмирал, но и юнга.

Влюблённость в жизнь помогает выжить в условиях, когда, казалось бы, смерть сильнее.

У многочисленных спектаклей на тему войны бывают и другие родовые травмы. Авторы тех постановок боятся шутить. В Днях Дни ПобедыПобеды» шутит сама жизнь.

«Нас с мамой во время блокады спас Тухачевский, - рассказывает лучезарная девочка Таня (Линда Ахметзянова). - Тот самый, которого расстреляли в тридцать седьмом, как врага народа - а в сорок втором, в самую страшную первую блокадную зиму... он нас спас». Оказывается, её отец-архитектор сделал прижизненный  барельеф маршалу Тухачевскому. Но желатиновую форму, в которой отливался барельеф, пришлось разбить кувалдой. Маршал оказался «врагом народа» и был казнён. А через несколько лет, во время блокады Ленинграда, когда голодающие люди уже начали есть столярный клей, мама героини вдруг вспомнила про разбитые крошки желатина. Их не выбросили. «И мы этого разбитого Тухачевского потом варили и ели...», - вспоминает Таня.  

Абсурд на войне - это отдельная тема. Стихия войны богата на абсурд и всё время подкидывает что-нибудь эдакое. Появляется немецкий трофейный конь по кличке Фашист. Но это в самом начале он был Фашист, а потом перековался, пройдя дорогами войны и утопая в грязи. Двужильный конь вместе с людьми вытаскивал из этой непролазной грязи артиллерийские орудия. Его полюбили, и он превратился в Илюшу.

«Мы все его полюбили», - это тоже рассказ о войне. Живая душа против мёртвой.

Было интересно - обойдут ли создатели спектакля скользкую для 2021 года тему? Кем же на самом деле был верховный главнокомандующий? За последние годы сталинисты набрали силу и больше не стесняются.

Нет, тему не обошли. Вспомнили, например, наркома военно-морского флота СССР Николая Кузнецова, вопреки указанию высочайшего начальства заблаговременно объявившего на флоте готовность № 1. Поэтому советский военно-морской флот встретил нападение фашистов в полной боеготовности.

И совсем уж вызывающе звучат в конце спектакля  слова героя, которого играет Александр Овчаренко. «Вот в пятьдесят третьем, когда Сталин помер, то-то праздничек был! - говорит он. - Прямо, второй День Победы».

Вот здесь-то и понимаешь окончательно, что множественное число в названии спектакля - это очень важно и придаёт всей постановке несколько другой смысл. Война ведь шла на два фронта. Оккупантов силами народа победили за четыре года, а вот со своим народом «политическое руководство» справиться не смогло - хотя и погубило немыслимое количество людей.

Связист-гвардеец Серёга получил от государства не только медали «За боевые заслуги» и «За отвагу», но и тюремный срок - за любовь к венгерской девушке Маргите. Он честно хотел на ней жениться, честно приехал в советское посольство. Но там ему дипломат по фамилии Пушкин объяснил: «Мой вам совет - бросить её, и забыть раз и навсегда, иначе вы не плохо кончите, а очень плохо».

Нельсон полюбил леди Гамильтон, а Серёга - Маргиту. Кончилось это действительно очень плохо. Арест, срок, побег, срок, Колыма...

В этом спектакле нет очевидного сюжета, поэтому преждевременно раскрыть информацию о сюжете невозможно. Спойлеров можно не опасаться. Самое главное сказано в названии.  Всё закончится хорошо - победой. Осталось только определиться, что мы в это слово вкладываем.

Не всякому удаётся пережить двух диктаторов - своего и чужого. Не каждому поколению удаётся усмирить всепожирающую войну. «Усатому кирдык пришёл, - вспоминает оказавшийся под Магаданом молодой фронтовик. - Помню, все аж норму перевыполнили, на радостях!.. Я до такого и дожить не надеялся. Эта ж курва усатая, сколько ж он народу погубил, это ж... не сосчитать!.. И в войну, и после... а уж до войны!.. И говорить нечего. Вся Колыма костями выстлана...»Дни Победы

Война - это не штурм ряжеными реконструкторами фанерного рейхстага. И даже не штурм настоящего рейхстага, который был всего лишь одним из заключительных эпизодов самой кровопролитной войны. Война - это десятки миллионов человеческих и нечеловеческих историй. Война - дело молодых, а мировая война - дело всех. Авторы «Дней Победы» взяли шесть таких историй и рассказали их человеческим языком.

Человек - это не разменный материал и не пушечное мясо. И настоящая Победа - это не праздничный салют, не военные парады и не груды наград.

Победить - это не только одолеть врага, но и сохранить в себе человеческое достоинство, не предать любовь, не позволить себе превратиться в того, против кого ты воевал. Зло живуче и многолико. Бдительность терять нельзя.

«Во все времена существовали люди - безумцы, - которые хотели до основания разрушить то, что создано другими людьми», - как говорится в фильме «Леди Гамильтон». Но верно и другое: во все времена жили те, кто мог останавливать этих безумцев и сам при этом не терял головы.

***

У сражавшегося с Наполеоном  Горацио Нельсона тоже была последняя большая победа. Он был смертельно ранен, но, как сказано в фильме «Леди Гамильтон» британского режиссёра Александра Корда, «Он успел узнать, что мы победили... Его последние мысли были о Вас, миледи. Он тревожился за Вас».

Выжить на войне или в концлагере, наверное, - чистое везение. А вот сделать так, чтобы зло отступило - это закономерность.

 

Создатели спектакля: режиссёр Вера Попова, художник Александр Стройло, художник по свету Андрей Козлов, музыкальный руководитель Роман Столяр, спектакль ведёт Мария Кузьмина. Роли исполняют: Сергей (Александр Овчаренко), Вася (Камиль Хардин), Таня (Линда Ахметзянова), Рая (Наталья Петрова), Юра (Евгений Терских, Лев Орешкин), Володя (Максим Плеханов), Эмма, леди Гамильтон (Вивьен Ли), вице-адмирал Горацио Нельсон (Лоуренс Оливье).

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий