Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Остаться в стороне

Пушкинский театральныйЧетверть века в Пскове февраль был самым насыщенным в культурном смысле месяцем. Спектакли, лекции, кинопоказы, выставки, концерты, театральные лаборатории. На Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль приглашались ведущие театры страны. МХАТ им. Чехова, Театр на Таганке... В лучшие годы приезжали иностранные режиссёры и театры.

Пётр Фоменко, Олег Ефремов, Эймунтас Някрошюс, Михаил Левитин, Анатолий Васильев, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Адольф Шапиро, Марк Розовский, Вениамин Смехов, Геннадий Тростянецкий, Сергей Арцыбашев, Иосиф Рейхельгауз, Иван Поповски,  Руслан Кудашов, Тимофей Кулябин, Дмитрий Волкострелов... Старая школа, новая школа...Выступали и совершенно неформатные фигуры - такие как Пётр Мамонов.

Фестиваль придумал и много лет развивал Владимир Рецептер. Несколько лет назад его отставили в сторону, существенно поменяв формат. Но и тогда никому не пришло в голову, что февраль - неподходящее время для того чтобы устраивать в Пскове театральный фестиваль. Ведь не случайно же именно в феврале он столько лет проходил. Пушкина здесь хоронили именно в феврале (он умер 29 января - 10 февраля по новому стилю). Но вдруг в конце 2019 года выяснилось, что неуместно делать театральный фестиваль, приуроченный ко Дню памяти Пушкина.

Были времена, когда Деклан Доннеллан (Declan Donnellan) привёз в Пушкинские Горы свой свежий спектакль «Борис Годунов» с Евгением Мироновым в роли Самозванца, а потом ещё и отстаивал на заседании театральной лаборатории право на такую постановку.

Кипели страсти, ломались копья, насылались проклятья, лились похвалы, летали подмётные письма, издавались книги... Так было много лет. Некоторые спектакли ставились специально для этого фестиваля, на который съезжались не только режиссёры, актёры, литературоведы, театральные критики, но зрители из соседней Эстонии, Латвии, Петербурга. На лекциях и спектаклях часто не хватало даже приставных стульев.


В Пскове и Пушкинских Горах можно было встретить тех, кого в Петербурге и Москве увидеть было почти невозможно.

Но в 2020 году в театре всё по-другому. Не нашлось денег. Хотя формально фестиваль не отменили, а всего лишь перенесли - на лето. Фактически, совместили с другим фестивалем, который многие годы был известен как Всесоюзный, а потом Всероссийский праздник поэзии.

Нынешний художественный руководитель Псковского драмтеатра режиссёр Дмитрий Месхиев объяснил: «Летом туристический поток в разы больше, а значит, увидеть постановки смогут больше зрителей». Надо полагать, речь идёт об уличных представлениях, потому что залы и зимой были переполнены.

«Мы - старые осквернители классики - стали (некоторые из нас) хранителями её, что ли, - сказал когда-то, приехав в Псков на фестиваль, Пётр Фоменко. - А черт её знает - что лучше?»

Сегодня для некоторых лучше забыть прошлое. Начать с чистого листа. Сделать вид, что то, что было когда-то - просто вчерашний день, а то и недоразумение. Было и прошло.

В последнее время в Пскове избавились от нескольких фестивалей, включая Crescendo. Причины всё те же: нет денег.

То есть деньги, конечно, есть, но они теперь нужны для чего-то другого. Сменилась власть, и стало очевидно, что личные интересы важнее интересов культуры. У влиятельных людей теперь другие задачи.

И здесь самое важное, как на происходящее реагирует публика. Что на эту тему говорят деятели культуры? Не от чиновников же ждать реакции?

Но в том-то и дело, что публика молчит. Такую реакцию заранее можно было предсказать. Люди довольствуются тем, что есть.

Если нет ничего, то они и этим довольствуются. Такова данность. Из неё исходят власти.  За последние лет двадцать регулярно исчезали художественные галереи, фестивали и тому подобное. Всегда это сопровождалось робким ропотом, не более того. Во многом это связано с тем, что культура воспринимается многими как некое украшение. Гирлянда. Когда гирлянда горит, то красиво, но если она потухла, то ничего страшного.

А молчание деятелей культуры объясняется тем, что они воспринимают культуру как источник дохода. Не возделывание, воспитание, образование и развитие, а источник дохода. Народ догадывается, что пусто место не будет. Исчезнет одно, рано или поздно появится другое. Так бывает, когда сносят старинное здание, а на его месте вырастает новое. Горстка градозащитников суетится и возмущается, но большинство проходят мимо.

Народ привык подстраиваться или оставаться в стороне.

На недавнем открытии юбилейной выставки самого известного псковского художника Валентина Васильева его вдова сказала, что архив Васильева отказался принять Псковский музей-заповедник. В первом ряду на открытии сидели руководители Псковского музея-заповедника. Они тоже произносили речи, сделав вид, что слов об отказе произнесено не было.

Сразу же после торжественного открытия я спросил представителя музея: как же так?

Ответ был таким: если не приняли, то по уважительной причине. Либо качество не устроило, либо складывать было некуда.

То, что происходило на открытии этой выставки «Магический резец», иллюстрирует нынешнее состояние псковской культуры. Просвещённая публика делает вид, что всё хорошо. А если что-то нехорошо, то непонятно кто виноват. Виноваты какие-то обстоятельства.

Культура для многих её любителей - только эстетика. А этика здесь вроде бы ни при чём. Такой подход позволяет отсидеться, отмолчаться, отшутиться, в конце концов. Отвязаться. Отгородиться. Процветает культура именно такого рода.

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий