Продление полномочий

Путин и ЛукашенкоОбъединение (пусть и не до конца) России и Беларуси - один из немногих вариантов, который неизбежно поднимет рейтинг российской власти. Так что этот вариант всегда будет рассматриваться - чтобы по этому поводу ни говорили руководители двух стран. В политических играх объединение (поглощение) во все века было востребовано.

Редакция.

РОССИЯ - БЕЛАРУСЬ. КОГДА ФАКТ УТЕЧКИ ВАЖНЕЕ ЕЕ СОДЕРЖАНИЯ

В понедельник газета «Коммерсант» обнародовала интеграционные планы правительств России и Беларуси. В начале месяца стало известно, что премьеры обеих стран согласовали документ, который называется «Программа действий Беларуси и Российской Федерации по реализации положений договора о создании Союзного государства». Тут важно отметить, что государство это не шатко, не валко  «создается» уже двадцать лет, а периодическая активизация усилий в этом направлении всегда обусловлена актуальной политической повесткой.

Нынешний всплеск интеграционных процессов эксперты вполне обоснованно связывают с проблемой пролонгации Владимиром Путиным своих властных полномочий после 2024 года. То есть после очередных президентских выборов в России. Рабочая гипотеза заключается в том, что Путин, оставив пост главы российского государства, возглавит государство новое, рожденное путем слияния двух братских народов. Учитывая, что очевидным образом тренд на строительство новой «русской империи» является для нынешнего президента нашей страны приоритетным, такое предположение вполне имеет право на существование. Реализация данного сценария как бы убивает сразу двух зайцев - позволяет сохранить власть в полном объеме и удовлетворяет имперские амбиции. Другими словами - позволяет оставить «значимый след в истории страны».

Надо сказать, что практически на всех этапах детали переговоров между руководством обеих стран обнародовались далеко не сразу. Это в первую очередь связано со сложностью процесса. Александр Лукашенко больше всего в жизни дорожит своим суверенным правом распоряжаться вверенной ему республикой по собственного усмотрению, и делегировать это право «большому русскому брату» он, разумеется, не хочет. Однако и игнорировать попытки Кремля Лукашенко не в состоянии - экономика Беларуси, которая в тридцать раз меньше российской, находится в крайне тяжелом положении.

Поэтому, когда десять дней назад прошло сообщение о том, что премьеры обеих стран в очередной раз «согласовали параметры будущей интеграции», пресса большого внимания этой новости не уделила. Однако сегодня неожиданно были обнародованы вполне любопытные детали. Итак, как следует из программы, уже к 2021 году в Союзном государстве появится общий для обеих стран Налоговый кодекс, будет учрежден единый банковский надзор (про единый эмиссионный центр пока ничего не говорится), внешнеторговая деятельность станет осуществляться по общим согласованным правилам, а вся «социалка» будет унифицирована. Уже сегодня утром многие издания отметили, что такая интеграция фактически означает создание конфедеративного государства. Другой вопрос - насколько эти мощные планы реалистичны и, соответственно, должны ли мы к ним относиться всерьез?

Надо понимать, что Александр Лукашенко - самый ненадежный партнер, какого только можно себе представить. Он человек хоть и поразительно хитрый, но при этом достаточно вздорный и непредсказуемый. То есть Лукашенко любой проект может разломать в любую минуту, что, конечно, создает серьезные проблемы для Путина. И, тем не менее, детали переговоров обнародовали. Возникает вопрос - зачем?

Во-первых, Кремлю крайне важно периодически напоминать своим западным контрагентам, что Владимир Путин никакая не хромая утка, а гордо парящий над своими просторами орел, что никуда он в 2024 году не уйдет. Дескать, даже не надейтесь! Кроме того, это - сигнал российским элитам - у нас все стабильно, мы держим руку на пульсе и готовим разные сценарии пролонгации властных полномочий. В этом смысле очень характерно, что все утечки в прессу о конфигурации будущего государства касаются исключительно экономического блока. Про силовиков там ни слова. И понятно, почему. Кремль не хочет вносить лишнюю нервозность в деятельность структур, значение которых на фоне постепенно набирающей мощь протестной волны значительно возросло. Как будут сливаться центробанки обоих государств, российским генералам абсолютно все равно. А вот что произойдет в сфере силовых правоохранительных ведомств, несомненно, их волнует. А им сегодня, по мнению Кремлю, надо волноваться о другом - как защитить власть от гнева народа...

Ежедневный журнал

 

 

 

Александр РЫКЛИН

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий