Музыкальные и околомузыкальные итоги 2009 года

Денис МацуевЕще раз вспомним о фестивале «Creshendo» и о том, как легко превратить рок-оперу «Иисус Христос – суперстар» в «Митрополит – суперстар».

Не от всех традиций надо отказываться. От традиции подводить музыкальные итоги прошедшего года – вообще отказаться невозможно.Вспоминать о хорошем всегда приятно. В «Городской газете» было такое правило – рассказывать о лучших концертах. Теперь такое правило есть и в «Городской среде».

Классика

Самое простое – оценить то, что происходило в Пскове в 2009 году на классической сцене. Концертов высокого уровня было много, но все затмил (или, точнее говоря, озарил) осенний фестиваль «Creshendo». Пять дней на сцену Большого концертного зала Псковской областной филармонии выходили музыканты мирового уровня – Денис Мацуев, Максим Рысанов, Борислав Струлёв… Все пять вечеров оказались по своему примечательны, но, на мой взгляд, наиболее многообразным получился воскресный концерт. Во многом, это произошло благодаря Академическому оркестру Московской филармонии и его художественному руководителю и главному дирижеру Юрию Симонову. Оркестр с одинаковой легкостью держал в своих руках музыку таких разных композиторов как Бела Барток и Ежи Петербургский. Держал и в нужный момент выпускал. И благодарная публика ловила это богатство на лету.

Альтист Максим Рысанов, исполнявший Концерт для альта с оркестром Бартока, позднее скажет, что был удивлен такой восторженной реакцией публики на столь сложное произведение. Отчасти эта реакция объясняется тем, что столь сложные произведения на псковской сцене периодически все же звучат, но так, как это сделал украинский англичанин Рысанов – они, возможно, здесь еще не звучали ни разу. По крайней мере, это касается Бартока. Когда еще представится возможность этому восторгаться?

Возможно, публика, в конце концов, устала бы от непростой музыки, но организаторы такую опасность предусмотрели. За «легкий жанр» в этот вечер отвечал баянист Айдар Гайнуллин, исполнив с оркестром три танго: «Утомленное солнце» Ежи Петербургского, «Oblivion» и «Libertango» Астора Пьяццоллы.

Кроме Максима Рысанова и Айдара Гайнуллина в воскресенье зрители услышали скрипача Графа Муржу, пианистку Екатерину Мечетину и виолончелиста Сергея Суворова. Хотел бы я увидеть человека, который бы сказал, что это был не лучший концерт 2009 года в Пскове.

Джаз

С лучшим псковским джазовым концертом 2009 года все еще проще. Опять надо вспомнить фестиваль «Creshendo», на котором, благодаря его арт-директору Денису Мацуеву, один день посвящается джазу.

Было некоторое опасение, что академические музыканты на найдут нужную волну и не поддержат на высоком уровне полноправных джазистов – Георгия Гараняна (саксофон), Андрея Иванова (контрабас) и Дмитрия Севастьянова (барабаны). Так часто бывает – академические музыканты играют джаз либо слишком правильно, по нотам, либо ударяются в другую крайность и скатываются в пародию. Но то, что звучало в БКЗ,  обошлось без крайностей и уж пародийные номера точно не напоминало.

Можно только повторить то, что я говорил в октябре: «Особенность джазового "Crescendo" в том, что здесь очень тесно переплелись джазовая горизонталь и академическая вертикаль. Но крест на джазе поставлен не был. "Классики", наверное, еще не слишком искушены в свинге, но их опыты совсем не напоминают ученические. Они входят в джаз не в парадную дверь, а прямо в окно, вышибая стекло ногами. И радуют не столько своей виртуозностью, сколько глубиной. В том числе и неожиданными поворотами». В этом смысле, особенно мощно играли Денис Мацуев и Борислав Струлёв.

Этот джаз трудно назвать филармоническим и, тем более, ресторанным (ресторанный джаз в наше время живет и побеждает). Музыканты продемонстрировали, что необязательно исполнять сладкий поп-джаз, чтобы привести публику в восторг.

Рок

Качественных рок-концертов псковичи в 2009 году тоже дождались. Возможно, чего-то грандиозного (вроде выступления Дамо Сузуки в 2008 году) не произошло. Но усилиями Александра Ляпина, групп Рада & Терновник, Сегодня ночью, Мои ракеты вверх и SunSay, год нельзя назвать потерянным.

Причем наметилась тенденция: лучшие рок-концерты, так или иначе, тоже были замешаны на импровизации. О некоторых сюрпризах не подозревали даже сами музыканты.

Акустический концерт, который дала в мае группа Рада & Терновник, прошел в неожиданном месте - клубе «Троицкий мост». Место непривычное, но так сложились обстоятельства.

Рада Анчевская играла образами, словно игрушками. Поэтому и «недоигранность игрушек остается вечно с нами». Но игры и в «Троицком мосту», и на других ее концертахх получаются недетские. Если сильно прислушаться, то можно уловить любовь к жизни и смерти одновременно. В каком-то смысле, ты попадаешь на свадьбу жизни и смерти (одна из самых сильных песен, прозвучавших на псковском концерте, - свадебная «Черная птица»). И здесь самое важное – что в результате всего этого получится. Какой осадок останется? Что делать дальше? Какой свет будет исходить от путеводной звезды?

Противоположное настроение царило в клубе «TIR», когда там в мае выступала петербургская группа Сегодня ночью. Без двадцати час ночи со сцены зазвучало: «Сколько стоит первым в топах быть? / Сколько тех, кто их создал, убить? / Разрежьте же нас на интриги / Ножами разных религий…» И стало окончательно понятно, что слушать Сегодня ночью лучше как раз на концертах. На них группа звучит жестче и разнообразнее.

Как и положено, первоначально у микрофона солировал Никита Козлов. В основном, звучали вещи с альбома 2008 года «Проституция», который сами музыканты считают лучшим из четырех записанных. Возможно, так оно и есть. Куда-то делась гипертрофированная манерность. Так называемый «рокапопс» где-то растворился. Ка сказал когда-то автор многих текстов группы НиКель (Никита Елисеев): «Больше нет жеманства и заигрывания». Зато есть напор, который трудно остановить. Временами это даже озадачивает, потому что этот напор основан не голой энергии, а на умении играть.

«Я мечтал стать таким, каким стал, / Разочарован, по фотографиям судя. / Выключаю платный порноканал / И ложусь спать, революций не будет…», пел Никита Козлов.

Новый альбом и, соответственно, концерт группы Сегодня Ночью был посвящен очень востребованной в России профессии – проституции в широком смысле этого слова. Можно сказать, что в нашей стране платных (и бесплатных) порноканалов - множество. На одних шустрят политики, на других – юмористы, на третьих – пытаются петь. И пока находятся деньги оплачивать все это удовольствие – революций действительно не будет. В конце концов, отлично сдохнуть можно и без всяких революций.

Когда выступление подошло к концу, Никита Козлов обратился к кому-то из зрителей, сидящих за столом-швейной машинкой: «А вы не расходитесь. Вам еще предстоит шить».

А в сентябре клубе «TIR» презентовали  другой альбом - «Listen to mе» московской группы Мои ракеты вверх. Один из лидеров «Моих ракет» Алексей Горшков, по ходу концерта настраивая гитару, сказал, что постарается, чтобы было меньше слов, а больше дела. Дела было действительно много. Мои ракеты вверх стреляли явно не по воробьям, а по журавлям в небе. Причем не мелочились, а били залпом.

Двухчасовой концерт закончился камерно, под одинокие звуки клавиш, а «Мои ракеты» отправились дальше – вверх. Но месяца через три они вернулись – причем не одни, а с группой SunSay. Акустические изыски, которыми славилилась группа 5`NIZZA, в новой группе   Андрея (Sun) Запорожца сменились мощным фанковым звуком. SunSay  чем-то напоминал Jamiroquai.Андрей Запорожец

Но самое интересное началось после того, как на сцене возникли Мои ракеты вверх – без своего барабанщика, который из-за семейных обстоятельств срочно уехал. Его место, без всяких репетиций, занял барабанщик SunSay. Поэтому выступление «Моих ракет» не могло быть обычным. Траектория ракет слегка поменялась. Непривычным маршрутом лететь оказалось, по меньшей мере, познавательно.

Чуть позже на сцену поднимутся и почти все остальные участники  SunSay. Музыканты тут же договорятся, что будут петь что-нибудь всем знакомое.

Идеи возникали явно спонтанно, отчего эта часть концерта превратилась в благодарную игру на узнавание. Уровень игры был так высок, что этот концерт можно было бы назвать лучшим рок-концертом года в Пскове. Если бы не два весенних выступления в клубе «TIR» гитариста Александра Ляпина (прежде всего, известного по сотрудничеству с Поп-механикой Сергея Курёхина, Аквариумом и ДДТ). Наверное, звук его гитары - самый узнаваемый в российском роке. Холодноватый, освежающий, можно сказать – отрезвляющий. Этот звук он умудрился воспроизвести даже на внеплановом концерте 11 марта. Играл Ляпин на чужой гитаре, которую ему в последний момент нашли в Пскове.

Выступление получилось стихийным. Псковскому митьку Александру Бушуеву в тот день исполнилось 44 года, и он пригласил на свой день рождения друзей. В том числе и Александра Ляпина из Санкт-Петербурга. Ляпин и его жена мгновенно собрались и приехали. Как-то незаметно празднование дня рождения решили превратить в концерт, на который пришло довольно много людей.
Вскоре к Александру Ляпину присоединился псковский клавишник группы Довмонтов город Родион Коев. Искать общий язык им долго не пришлось, тем более что оба они – мотоциклисты (к концерту имел прямое отношение мотоклуб «Позитивная механика»).

Александр Ляпин«Вроде что-то получилось, - сказал Александр Ляпин сразу же после концерта. - Правда, все пальцы сбил, но это бывает...»

Однако это была только репетиция. Более подготовленный концерт Александра Ляпина состоялся в мае. В Псков он приехал уже не только со своей женой, но и со своей гитарой. Хотя без импровизации все же не обошлось.

Александр Ляпин любит импровизации и часто выступает с музыкантами, с которыми знакомится прямо на сцене. На этот раз к нему присоединились псковичи Аркадий Галковский (саксофон), Владимир Горобец (бас), Илья Кузьмин (гитара) и Григорий Галковский (ударные).

В первом отделении концерта, как и в прошлый раз, важное место было отведено ноутбуку и тем мультитрекам, которые на нем записаны. Это материал будущего альбома Rockмеханики. Живой звук гитары в данных обстоятельствах можно сравнить с консервным ножом, который распечатывал ждавшие своего часа мультитреки. Некоторые из них за прошедшие два с половиной месяца стали богаче, да и весь концерт, по сравнению с мартовским, был мощнее и разнообразнее.

После перерыва наступило лето (31 мая на глазах превратилось в 1 июня), и пьеса «Summertime» Гершвина, способная вызывать парниковый эффект, пришлась в тему.

Впрочем, несмотря на джазовые стандарты, которые один за другим запускали в зал Аркадий Галковский, Владимир Горобец, Илья Кузьмин и Григорий Галковский, полностью джазовыми я бы эти композиции назвать не решился. Гитара Александра Ляпина словно бы смещала центр тяжести и уводила в тень. Получалось, что лето хоть и наступило, но приятная прохлада пришла вместе с ним. Это дает мне основание назвать весенне-летнее выступление Александра Ляпина лучшим в 2009 году.

Ни то ни сё

В качестве неизбежной ложки дегтя надо упомянуть о выступлении, которое в 2009 году в Пскове не состоялось. По этой причине наш город прогремел на всю страну. Публикаций на эту тему было не меньше, чем о фестивале «Creshendo-2009».

В мае в Псков приехал с гастролями Санкт-Петербургский государственный театр «Рок-опера». Предполагалось, что театр покажет на сцене нашего драмтеатра рок-оперу «Иисус Христос – Суперзвезда».

Это событие по нынешним временам – вполне ординарное. Тот же театр ту же оперу в Пскове в 2004 году показывал. Никаких сложностей тогда не возникло.Иисус Христос - суперзвезда

Но в 2009 году второго пришествия «Иисуса Христа…» не случилось. Хотя афиши расклеили по всему городу. Билеты продавались с начала апреля. Но потом вдруг последовало заявление заместителя директора театра «Рок-Опера» Тамары Малышевой. По словам г-жи Малышевой, «председатель Государственного комитета Псковской области по культуре Зинаида Иванова потребовала произвести замену». Называлась и причина такой замены. Будто бы, «псковская епархия запретила».

Однако директор Псковского академического театра драмы имени Пушкина Татьяна Комиссаровская постаралась слова Тамары Малышевой опровергнуть. Церковь, по утверждению г-жи Комиссаровской, здесь ни при чем, просто «в зале слишком светло» (!!!) и технические возможности театра не позволяют эту рок-оперу показать.

Все это напомнило мне сцену заговора Анны и Каифы из оперы «Иисус Христос – суперзвезда». (Тим Райс в переводе Григория Кружкова и Марины Бородицкой).

«Каиафа. Сколько можно выжидать? Пора решать!

Анна. Что же мы боимся? Каиафа, дай лишь срок! Те, которых он увлек, опомнятся скоро.

Каиафа. Джизус нам опасен!.. А мы тем временем ведем пустые разговоры.

Анна. Зачем отнимать игрушку у детей. Пусть тешат себя иллюзией своей. Время есть...

Каиафа. Он ведет к расколу! Я не в праве отступать. Чтобы выжить, надо быть заодно, как прежде. Разве не понятно, что священство может пасть. Если мы утратим власть, гибель неизбежна!

Анна. Доложи совету! Лишнего не объясняй, хорошо обдумай все...

Каиафа. Так и порешили.

Анна. Так и порешили».

В общем, так и порешили. Тамара Малышева, рассказывая об отмене спектакля, пыталась, чуть ли, не оправдываться: «Спектакль освящен, в нем играют православные артисты…»

А если бы его не освятили? А если бы в нем играли католики, буддисты и, страшно сказать, - атеисты? Что это меняет?

Вместо «Иисуса Христа…» вторично показали «Юнону и Авось». Декорации в ««Юноне» и «Авось»» сложнее, чем у «Иисуса Христа…». Но, почему-то, технические возможности псковского театра позволили оперу Рыбникова-Вознесенского показывать. А Уэббера-Райса – не позволили. Почти мистика. Аномалия псковской сцены.

В конце концов, по какой бы причине не отменили показ рок-оперы, многие легко поверили в то, что «псковская епархия – запретила». И еще легче поверили в то, что «областная администрация – прислушалась». В итоге получилась виртуальная рок-опера, которую можно называть по-разному: «Митрополит – суперстар», «Председатель комитета по культуре – суперстар» и т.п., вплоть до «Губернатор – суперстар». Почву для распространения проверенных и непроверенных слухов совместными усилиями псковские епархия и областная администрация готовили много лет. На федеральном уровне примерно в том же направлении двигались Русская православная церковь и центральная государственная власть. Вот такое музыкальное созвучие.

* Интервью с Александром Ляпиным читайте в № 2 (2) 2009 года «Городской среды».
 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

abFhWQ6R | dkcn0g4339h@gmail.com | 03:17 - 12.02.2017
Thanks for being on point and on tarteg! http://gfexzeymdu.com [url=http://ukcsqbk.com]ukcsqbk[/url] [link=http://uberovdpyx.com]uberovdpyx[/link]
wuaNam8P96 | gl97zdwku@yahoo.com | 10:56 - 09.02.2017
Lot of smarts in that pogntis!
zIUE20et4 | 2gig71hf5ua@hotmail.com | 06:51 - 09.02.2017
August 30th 2012 - 2:p2kmBec5y, I bought two of the elongated hearts in silver from your booth at the Philly Bead Show. Love the idea of attaching the chaton, it really brings out some color in the earrings. Thanks for the tutorial and the opportunity to win the supplies to make the earrings.