Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Весна идет

История Кая и ГердыВ Пскове 12 декабря 2009 года на сцене Большого концертного зала областной филармонии  была показана романтическая опера Сергея Баневича «История Кая и Герды». Режиссер - Мария Бонч-Осмоловская. Главный дирижер - Геннадий Чернов.

Накануне участники спектакля и композитор встретились с журналистами.

С музыкой Сергея Баневича знакомо большинство людей, живущих на территории бывшего СССР. Для того чтобы услышать эту музыку, не обязательно идти в Мариинский театр (где «История Кая и Герды» идет уже тридцать лет) или в Псковскую областную филармонию.

Для этого надо быть всего лишь телезрителем, причем не обязательно почитателем канала «Культура». Наверное, самая известная музыка Сергея Баневича написана к советскому телефильму «Николо Паганини» (там звучит песня «Дорога без конца»). Всего композитор написал музыку к не менее тридцати телевизионным работам – от товстоноговского телеспектакля «Пиквикский клуб» до телесериалов «Крот I» и «Крот II».

Поэтому один из моих вопросов Сергею Баневичу касался саундтреков. С одной стороны связка Диккенс-Товстоногов, с другой - связка «Крот I»-«Крот II». Каково это - сочинять музыку к столь разным фильмам?

Сергей Баневич ответил подробно.

«Писать музыку к «Пиквикскому клубу» - это было наслаждение, - сказал композитор. -  Он, к сожалению, редко идет, но существует в видеозаписи. Что касается «Крота», то я тогда попался в эти сети. Бес попутал. Потому что если министерство заплатит тебе за оперу, то это двадцатая часть того, что заплатят в кино... А я написал тогда «Крота» для большого симфонического оркестра. Это было действительно очень эффектно… Все эти ужасы я смотреть не мог, а режиссер говорил: "Ты смотри, смотри…" Там кровь льется без остановки…»

И Сергей Баневич начал перечислять известных композиторов, написавших много киномузыки (Шварц, Артемьев, Геннадий Гладков, Рыбников, Шнитке…) Отметил музыку Энри Лалашвили, написавшего музыку к «Братьям Карамазовым» (а также к «Ликвидации» и «Статскому советнику»). И, конечно же, назвал Эннио Морриконе, чьим поклонником является. Баневичу даже говорили, что он подражал Морриконе. Но, по словам Исаака Шварца, «подражание – это плохо скрытое восхищение», и поэтому Баневича в свое время слова о подражании не смутили.

И все же, прежде всего Сергей Баневич пишет то, что принято называть «музыкой для детей». Его опера «Жил-был Коля» написана еще в 1961 году. Потом были «Белеет парус одинокий», «Фердинанд Великолепный»…

А псковичи увидели и услышали «Историю Кая и Герды», написанную по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева» (либретто Татьяны Калининой). Планы злобного тролля, вознамерившегося испортить праздник и перепутать музыкантам ноты, не сбылись.

Малыши, которые сидели близко к сцене, могли увидеть не один, а два спектакля. У них разбегались глаза. С одной стороны – тролли, разбойники, Кай, Герда и Снежная королева на сцене, а с другой – музыканты и их яркие инструменты прямо перед глазами (Псковский симфонический оркестр, из-за того, что в БКЗ нет оркестровой ямы, разместился в первых рядах).

На встрече с журналистами Сергей Баневич вспоминал свои впечатления от детских утренников, которые ставились в пятидесятых годах. Некоторые утренники способны были привести в ужас («утренник – понятие криминальное», - выразился композитор).

Отчасти именно эти впечатления и заставили молодого композитора Баневича когда-то обратиться к музыке для детей. Ему захотелось сделать нечто противоположное тому, что преподносилось детям. Тем более что у него были и другие - благоприятные - впечатления от посещения спектаклей. Например, от «Спящей красавицы». Маленьким детям, конечно же, не понять всех тонкостей музыки. Но остается ощущение праздника, чего-то необычного, огромного, красивого…

«Лучи "Спящей красавицы" прошли через меня», - вспоминал Сергей Баневич.

12 декабря через кого-то прошли уже другие лучи - «Истории Кая и Герды». Спектакль был сделан с любовью.

Прошлогодняя постановка, когда на сцене БКЗ под музыку Моцарта пели на русском языке, не внушал оптимизма. На этот раз представление получилось более гармоничным. Ощущения пропасти между композитором и сценическим вариантом его оперы не возникло. Задача была более скромная, но зато и более достижимая.

Сергей Баневич принадлежит к тем людям, которые убеждены в том, что искусство имеет воспитательное значение. И сюжет «Истории Кая и Герды» ему кажется сейчас более актуальным, чем тридцать лет назад. Тролли (Александр Подмешальский и Кирилл Костромин) по приказу Снежной Королевы (Анастасия Мещанова) разбили Зеркало Зла, и его осколки попали в сердце Каю (Станислав Леонтьев).

Не исключено, что сейчас в России, где-нибудь в районе Останкино, день и ночь работает целая фабрика по производству зеркальных осколков, которые запускаются в сердца.

Кай весь мир видит в искаженном свете. Герда (Светлана Кузнецова) перестает для него существовать. Это можно сравнить с нашим телевидением, с кривым зеркалом, глядя в которое люди получают искаженную картину мира. Карлики становятся великанами. Настоящие великаны исчезают совсем. Повсюду скачут тролли. Серость раскрашивается в привлекательные тона.

Сергей БаневичКстати, Сергей Баневич телевидение тоже на пресс-конференции упоминал. «Я возмущен тем, что на телевидении выделили отдельно канал "Культура", - сказал он. - Если человек культурный, то ты смотри это, а остальные будут смотреть то, что они захотят. Это неверно, это надо чередовать…»

Кай, получив осколочный заряд прямо в сердце, начинает насмехаться над бабушкой (ее тоже играет Анастасия Мещанова): «Я не люблю стариков. Они некрасивы. А бабушка ходит как утка. Ха-ха…» Внешняя красота важнее внутренней. Рациональный подход. Так сказать, целесообразность. Шоу на льду, ледниковый период… Вихри враждебные веют над нами… Ганс Христиан Андерсен когда-то написал про одного из «отморозков», которые не перевелись до сих пор. Но не всякому повезет встретить на своем пути Герду.


Кая сдувает куда-то на Шпицберген, а Герда пускается на его поиски и попадает к разбойникам. И здесь опять есть где разгуляться Александру Подмешальскому, облачившемуся в одежды атаманши (как будто перепрыгнувшей в этот спектакль из «Бременских музыкантов»), и Кириллу Костромину. Отрицательные персонажи, как правило, ведут себя более расковано, и поэтому запоминаются больше других.

Перевоплощаться пришлось и мужской части академического хора Псковского областного колледжа искусств имени Римского-Корсакова. Вначале они были мирными жителями города Оденсе в ожидании весны, а потом разбойниками – в ожидании добычи.

Но их планы нарушает маленькая разбойница (Мария Катаева), почти Пеппи Длинныйчулок, без выкупа отпустившая на волю Герду. И не одну, а вместе с Северным оленем (Александр Кузнецов).

Флегматичному Александру Кузнецову выпало петь арию «Нас убивает не любовь» (в тот момент, когда он выступал в роли Рассказчика). Зло обречено отступить на заранее подготовленные позиции. Что же касается любви, то все зависит от того, к чему эта любовь направлена. Иногда любовь убивает, иногда – возрождает.

По обе стороны сцены в течение всего спектакля на стены проецировались картинки с изображением героев спектакля. Маленькие и большие зрители попутно эти картинки рассматривали. Скучать никому не давали.

В перерыве спектакля почти никто из зрителей не ушел. Привычных критических замечаний не было, если не считать вскользь брошенной фразы: «Голоса слабые, оркестр заглушает». Но это скорее не из-за голосов, а из-за акустики.

Снежная Королева дала Каю ответственное задание: выложить из льдинок слово «вечность». Он приступил к делу ответственно и, наверное, выполнил бы его, если бы не Герда, которой удается использовать льдинки в мирных целях, и из них получается «я люблю». Наступает глобальное потепление. Снежная королева вынуждена отступить. Тролли разбегаются. Приходит долгожданная весна. В самом начале декабря это звучит многозначительно.

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

9QMMRcnOJq | 52u1a1s5pl4@mail.com | 07:18 - 16.08.2016
Action requires knwoeedgl, and now I can act! http://zjqakynstbi.com [url=http://pmplpbdw.com]pmplpbdw[/url] [link=http://mahetttrkln.com]mahetttrkln[/link]
FDhk5uWpvDQh | 9oxa0h1b@outlook.com | 20:26 - 13.08.2016
That's 2 clever by half and 2x2 clever 4 me. Thnkas!
aKfnaDbecCo | exea022yi99@gmail.com | 17:36 - 11.08.2016
Good to see a talnet at work. I can't match that. http://tkseitbtsiz.com [url=http://lhgiygo.com]lhgiygo[/url] [link=http://oscjcggwont.com]oscjcggwont[/link]
LG9xz0FbtzfW | thejlq1v@outlook.com | 10:52 - 11.08.2016
YMMD with that answre! TX
t5sMpkujI | 7g7vj3ibs@mail.com | 19:25 - 10.08.2016
Damn, I wish I could think of soenthimg smart like that!