Качественная особенность паразитизма

«Качественная особенность паразитизма, по сравнению с другими формами существования организмов, определяется своеобразием среды обитания, которой для паразита является другой живой организм (хозяин), активно реагирующий на присутствие паразита».
Паразитизм. Большая советская энциклопедия.

Бесогон-ТВНикита Михалков, посмотрев очередной выпуск программы британского блогера Пола Джозефа Уотсона, так воодушевился, что назвал этот блог «младшим братом нашего Бесогона».

Оживился не только Михалков. Запись рассуждений Уотсона о современной поп-культуре полностью показали на телеканале «Россия-24» - как раз в передаче Михалкова «Бесогон». В конце программы Никита Михалков скромно заметил: «Я по сравнению с Полом Джозефом Уотсоном Толерант Толерантович - по сравнению с его тоном, с его агрессией, с его возбуждением по поводу того, что он видит».

Похоже, Михалков не заметил: многое из того, что так пламенно проклинал Пол  Джозеф Уотсон, имеет прямое отношение не только к западному телевидению, но и к российскому. Более того, российская телепродукция, созданная за последние лет двадцать, часто бывает ещё более непотребной - бездарной, агрессивной, зомбирующей, унижающей нормального зрителя.

Но нет, Толерант Толерантович Михалков, по всей видимости, воспринимает «разоблачения» англичанина исключительно как разоблачения новомодных западных «ценностей». Уотсон говорит: «Поп-культура два последних десятилетия служила в качестве канализационной трубы, по которой течёт понос прямо в наши открытые рты...»

Со многим, что изрекает этот английский блогер, легко согласиться.  Особенно когда это касается конкретных примеров - всех этих диких и вульгарных реалити-шоу, отупляющего и развращающего шоу-бизнеса, выдуманных на пустом месте «звёзд»... Но когда начинаются рассуждения о том, почему это происходит, убедительность Уотсона куда-то пропадает.Уотсон

Забавно, что сейчас выступлением Уотсона восхищаются российские «патриоты», ностальгирующие по СССР, твёрдой руке Сталина и прочим вещам, которые противопоставлялись «загнивающему Западу». Они словно бы не слышат того, о чём говорит Уотсон. А он говорит: «С начала ХХ века сторонники опасной теории постмодернизма, исповедующие принцип марксистского нигилизма, начали брать контроль над обществом в свои руки... Постмодернисты хотят переформатировать общество по своему образу... Они делают всё отвратительно. Цель - полностью подорвать основы западной цивилизации».

 Пол Джозеф Уотсон несколько раз во время своего пламенного выступления называет главное зло. По его мнению, это «культурный марксизм»,  «марксистский  нигилизм»... Для тех, кто не понимает слов, на заднем плане появляется портрет Карла Маркса.

Людям, воспитывавшимся на марксизме-ленинизме и мечтающим о возрождении Советского Союза, странно солидаризироваться с Полом Джозефом Уотсоном.

Однако и сами высказывания блогера полны противоречий. Он много раз повторяет на разные лады о том, что упадок западной культуры произошёл в последние 20 лет, и противопоставляет эти годы предыдущим, когда в поп-культуре ещё были важны талант и самобытность. И в то же время он утверждает, что сторонники марксистского нигилизма начали брать контроль над обществом с начала ХХ века. Так всё же когда произошёл срыв и кто в этом виноват?

Когда Никита Михалков в СССР снимал фильмы, прославляющие чекистов, он попадал в сторонники марксистов-нигилистов или не попадал?

Но всё-таки нечто общее между российскими бесогонами и Уотсоном имеется. Пол Джозеф Уотсон - консерватор. Поддержал кандидатуру Дональда Трампа на президентских выборах в США, агитировал за Марин Ле Пен из партии Хёрст«Национальный фронт» во Франции. В этом смысле коренных противоречий между Уотсоном и Михалковым нет.

Однако если прислушаться к тому, что говорит Уотсон (и что транслирует «Россия-24»!), то невозможно не услышать много неприятного о телевизионных начальниках: «Они внушают идею о том, что это и есть фактическая реальность. Вы начинаете думать, что телевидение - это реальность, а ваша жизнь - ненастоящая. Вы делаете то, что говорит вам ящик... Патология становится фетишем... Когда мы поглощаем всю эту дегенеративную хрень, наш моральный фильтр выходит из строя. Чем больше вы смотрите телевидение, тем больше вы впадаете в депрессию... Нас разводят, чтобы сделать рабами...»

Если заменить кадры из западных телешоу на кадры из российских телешоу, оставив оригинальный текст Уотсона, то ничего принципиально не изменится. Более того, если взять российские теленовости и «аналитические» телепрограммы, то фейковой (альтернативной) реальности там больше, чем на западном телевидении. Про выходящий из строя моральный фильтр и говорить нечего. Патология в России уже стала фетишем.Олег Кулик

Праведный гнев Уотсона, обращённый на современное телевидение, транслируется по федеральному телеканалу. Наверное, подразумевается, что российский телезритель не способен проводить аналогии и делать собственные выводы. Он уже настолько зомбирован, что не увидит связи сказанного с российским телевидением.

Комментарии в интернете после этого ролика такие: «Поздно. Запад не спасти... война, быть может, поможет...» Если человек, написавший это, не шутит по-чёрному, то он просто насмотрелся российского телевидения, на котором Владимир Жириновский раньше предлагал сбросить атомную бомбу на Стамбул, а теперь, видимо, передумал и предложил сбросить атомную бомбу на резиденцию Петра Порошенко. По российскому телевидению и не такое услышишь. Патология.

Если судить по ролику Уотсона, то он тоже ностальгирует. Не по Советскому Союзу, конечно, а по контркультуре, по альтернативной музыке, по молодёжным протестам. Представляю, чтобы сказали об альтернативной музыке шестидесятых-девяностых годов многие российские сталинисты и марксисты. «Молодёжь уже не может выплёскивать злость посредством бунтарской музыки, - сожалеет Уотсон. - Талантливые музыканты не допускаются к сцене, чтобы не нарушить бесплодное статус-кво».

Не знаю как у них в Британии, но в России за бунтарские попытки выплеснуть злость можно и поплатиться. И что характерно, среди тех, кто в России контролирует телеканалы и культурные фестивали полно сторонников нынешней российской власти. Это те самые люди, которые на протяжении многих лет разлагают нацию своими вульгарными телепрограммами, фильмами, спектаклями, книгами... Они выбрали власть денег и перемены им точно не нужны. А тут на российском телевидении вылезает какой-то Уотсон и призывает: «Это необходимо свергнуть!». А Михалков с удовольствием вставляет сказанное в свою передачу. Понятно, что англичанин совсем не имел в виду российское телевидение. Свергать он собрался совсем в другом месте. Но российское телевидение за последние два десятилетия, во многом, превратилось в кальку некоторых западных телеканалов, причём не самых лучших. Своих качественных образовательных телеканалов у нас очень мало. Зато полно бессмысленных сериалов, которые снимают на основе не самых лучших западных образцов (лучшие старательно обходятся). Плюс все эти разговорные ток-шоу «для домохозяек», на которых «перемывают кости» и копаются в грязи. Российское телевидение не может жить без грязи и насилия.

На «Бесогона» и его «младшего брата» можно было бы вообще не обращать внимания, если бы не важность темы современной культуры. Уотсон справедливо говорит об отупляющей поп-культуре и постоянно понижающемся её уровне. И постмодернизм он упоминает тоже неспроста. Уотсон ведь переживает не только потому, что раньше по МТV крутили клипы талантливых альтернативных рок-групп, а теперь там демонстрируются тупые ток-шоу и сериалы. Он переживает за судьбу западной цивилизации (возможно, искренне переживает). Он отстаивает западные культурные ценности, но при этом подчёркивает, что к ценностям относит Бетховена, а не Бибера, Сикстинскую капеллу, а не Скульптура Гамильтонкартину «Христос в моче».

«Культура стала бессодержательной и похабной, - говорит он, и за его спиной возникает фотография пятиметровой задницы. - Гигантская задница была номинирована на премию Тёрнера. Это уже не умственная отсталость, а полнейшая идиократия... Они превращают то, что должно быть изысканным, в уродливое и отвратительное. То, что должно воодушевлять, сейчас делает нас бесчеловечными».

Гигантская задница - произведение, вошедшее в 2016 году в шорт-лист престижной британской премии Тёрнера. Автор - Антея Гамильтон. Задница сделана на основе 3D-сканирования тела «хорошо известного художника-графика».

«Вульгарность заменила талант. Чем больше вульгарности, тем лучше...»,  - считает Уотсон.

Случай с огромной задницей - довольно популярной у публики, обожающей селфи на её фоне - ещё не самый тяжёлый. Бывают и более радикальные примеры. Вернее, никакие они не радикальные. Как правило, так называемые художники ничем не рискуют и никого не шокируют. Для создания таких объектов не нужны ни талант, ни смелость.  Всё заменяет наглость. Цинизм. Вульгарность.

Уотсон винит в упадке культуры марксистов и постмодернистов. Один из теоретиков-основоположников постмодернизма Лесли Фидлер в своей программной статье 1969 года «Пересекайте границу, засыпайте рвы», опубликованной в журнале Playboy, призывал отказаться от модернистской элитарности Джойса и Пруста и спуститься с культурных небес на землю, засыпав «ров» между элитарным и массовым. Похоже, призыв был услышан.

Но понятием «постмодернизм» здесь не всё объяснишь. «Ров» между высоким и низким постепенно засыпали. Но вряд ли винить в этом стоит постмодернистов  типа Бориса Виана (сочинявшего задолго до статьи Фидлера), Умберто Эко илиРоссийское ток-шоу Бориса Акунина. Не они засыпали «ров» между добром и злом, подчёркивая, что между ними нет разницы, и что будто бы всё зависит от точки отсчёта. Не они уровняли высокое и низменное. Этим занимались и продолжают заниматься другие люди - более циничные и влиятельные. Те, кто контролирует гигантские денежные потоки и имеет власть. Политики, миллиардеры, издатели, телемагнаты...  В том числе и такие как любимец Уотсона Дональд Трамп - один из символов вульгарной телевизионной поп-культуры последних десятилетий. Трамп на протяжении 14 сезонов до 2015 года был исполнительным продюсером и ведущим реалити-шоу «Кандидат» на телеканале NBC, в 1996-2015 годах был владельцем конкурса красоты «Мисс Вселенная».

Как-то не вяжутся симпатии к Трампу и к Марин Ле Пен с симпатиями к молодёжному бунтарству.

Российское ток-шоуНо Уотсон прав в том, что современная культура и вправду утрачивает тягу к благородству и красоте, тяготеет к уродству и всему низменному и, вдобавок, часто воздвигает на пьедестал агрессивных бездарностей, о которых всерьёз начинают говорить как о художниках, писателях, музыкантах, философах... Но это такие художники, которые не умеют рисовать. Такие музыканты, которые не умеют играть или петь. Это певцы, умеющие петь только под фонограмму. Присоединим к культуре науку и вспомним о таких учёных, за которых другие написали диссертации.

Современность во многом отражают фальшивые художники, фальшивые писатели, фальшивые музыканты, фальшивые учёные, фальшивые журналисты, фальшивые политики...  По сути - паразиты, с помощью манипуляций в СМИ на протяжении многих лет создавшие себе репутацию «великих». Эта форма их существования. Они используют живой организм (в данном случае культуру, науку, политику), который активно реагирует на присутствие паразита. И реакция эта заключается в том, что организм деградирует.

***

Паразиты. Вот кто стоит у истоков культуры, служащей в качестве канализационной трубы, по которой течёт понос прямо в открытые рты...

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий