Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

«...и стала мне противна»

Чернов«А вы, Сережа, уже шедевры пишете». Так обратился общепризнанный композитор Пётр Чайковский к начинающему композитору Сергею Рахманинову. Возможно, это были ещё не шедевры, но и до них скоро дошло. Однако, если судить по дневникам и письмам, оба композитора, ставших безоговорочными классиками, сильно сомневались в своих талантах. И их коллеги тоже сомневались.

ОБ «ОСТРОЙ БОРЬБЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ФРОНТЕ»

Настоящая музыка это стихия, которую стараются укротить

Лет за пять до своей смерти Пётр Ильич Чайковский признался: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры». Так оно и получилось.  Премьера симфонии № 6, получившей название «Патетическая», состоялась в 1893 году за девять дней до смерти Чайковского.

«Последняя моя симфония»

Поначалу казалось, что Чайковский сочинит нечто другое по духу - жизнеутверждающее (симфонию «Жизнь»), а получился фактически Реквием. Это подтвердил и сам композитор, написав в письме: «Последняя моя симфония... проникнута настроением очень близким к тому, которым преисполнен "Реквием"».


В наше время для того чтобы симфония № 6 прозвучала достойно - в январе 2018 года к музыкантам симфонического оркестра Псковской областной филармонии присоединились музыканты академических симфонических оркестров Санкт-Петербурга и солисты камерного оркестра Новгородской филармонии.


За дирижёрский пульт снова встал Геннадий Чернов, десять лет возглавлявший псковский оркестр. По словам Геннадия Чернова, «можно сказать, что музыканты всего Северо-Запада объединили  усилия для того, чтобы впервые на псковской земле исполнить великие произведения русской симфонической музыки».


Имелось в виду, что на Псковской земле Шестая симфония Чайковского ещё не звучала. Не прошло и 125 лет со дня написания, как в псковских стенах при переполненном Большом концертном зале Псковской областной филармонии симфонию исполнили.


Но это было во втором отделении. В первом же было сыграно произведение ещё более известное - вообще одно из самых популярных в мировой музыке - Второй концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Солировал Мирослав Култышев - лауреат XIII Международного конкурса имени П. И. Чайковского (пианист получил в 2007 году вторую премию; первую в том году не присуждали).


32-летний петербургский пианист Мирослав Култышев, несмотря на свои достижения, в России известен меньше, чем заслуживает.


В одном из интервью Мирослав Култышев постарался объяснить, почему так происходит: «К сожалению, люди, которые стояли у руля ХIV конкурса, стоят у руля XV и которые, уверен, обязательно будут руководить всеми конкурсами Чайковского до скончания века, которые вообще с благословения нынешней власти de facto руководят всей музыкальной жизнью страны, подмяв под себя абсолютно всё, - делают вид, что XIII конкурса в 2007 году и конкретно меня как его победителя по специальности «фортепиано» просто как будто бы и не было».*


В том интервью, в частности, обсуждалось, почему его лучше знают во Франции или в Японии, чем в России. И пианист ответил: «Это вопрос не ко мне, а к региональным филармониям».


После псковского концерта вопрос к руководителям псковской филармонии отпал сам собой. Псков о Мирославе Култышеве узнал. И, если повезёт, услышит ещё.


Первое отделение вообще оказалось одним из лучших за последние годы в этом зале. И на сцене, и вне её. Никаких традиционных предупреждающих объявлений не делалось, но публика вела себя идеально, между частями не аплодировала, телефоны вовремя отключила и сосредоточилась исключительно на музыке. Это связано и с произведением Рахманинова, и с исполнением. Как выразился Геннадий Чернов, «на моей памяти с оркестром Псковской филармонии солисты такого уровня ещё не играли» (во втором отделении, когда рояль со сцены увезли, начались небольшие срывы; зрители не выдержали напряжения).


Некоторые СМИ после этого концерта сообщили, что «впервые в Пскове выступил выдающийся пианист, лауреат конкурса им. Чайковского Мирослав Култышев, который исполнил Второй концерт Сергея Рахманинова и знаменитую Шестую симфонию Петра Чайковского». Это типичная ошибка тех, кто приходит только на первое отделение концерта или вообще пишет заочно, невнимательно читая пресс-релизы. Мирослав Култышев в Пскове исполнял только Второй концерт Сергея Рахманинова.

«Вся часть эта испорчена и стала мне противна»

Во время одного из псковских этапов фестиваля Crescendo победитель XI конкурса Чайковского арт-директор Денис Мацуев, комментируя исполнение сложного квинтета Бартока, сказал: «Псковская публика готова принимать такие серьёзнейшие программы, и не обязательно играть каждый день Второй концерт Рахманинова».Култышев


Действительно, Второй концерт - не просто классика, а популярная классика. Это было видно и по псковскому концерту (отдельные зрители сильно раскачивались в такт, словно на рок-концерте). Более того, Второй концерт давно стал частью поп-культуры. Один из самых известных примеров - знаменитая баллада All By Myself американца Эрика Кармена (экс-Raspberries), популярная в середине 70-х годов ХХ века и спустя 20 лет снова ставшая хитом благодаря исполнению Селин Дион (4 место в США в Billboard Hot 100). В основе All By Myself - две мелодии - и одна из них взята из второй части Второго концерта Сергея Рахманинова. Она задаёт тон. Джейми ОНил исполняет ту же песню в фильме «Дневник Бриджит Джонс». Или возьмите песню Never Gonna Fall in Love Again того же Эрика Кармена с альбома 1975 года и сравните с третьей частью Второго концерта Рахманинова. Рахманиновские отголоски можно услышать. В общем, с некоторых пор наследники Сергея Рахманинова стали получать по 12 процентов отчислений от песен All by Myself и Never Gonna Fall in Love Again. То есть Рахманинов в самом начале ХХ века написал мелодии, которые в конце ХХ века превратились в хиты, звучавшие на коммерческих радиостанциях и танцполах.


Но в 1901 году до этого было далеко. Рахманинов за несколько дней до премьеры пребывал не в лучшем настроении. 22 октября 1901 года композитор в отчаянии написал музыкальному педагогу и теоретику Никите Морозову: «Ты прав, Никита Семёнович! Сейчас я проигрывал первую часть своего Концерта, и только сейчас мне стало вдруг ясно, что переход от первой темы ко второй никуда не годится, что в таком виде первая тема не есть первая тема, а есть вступление, и что мне ни один дурак не поверит, когда я начну играть вторую тему, что это вторая тема именно и есть. Все будут думать, что это начало Концерта. По-моему, вся часть эта испорчена и стала мне с этой минуты положительно противна. Я просто в отчаянии! И зачем только ты пристал ко мне со своим анализом за пять дней до исполнения этого Концерта?!»


Сергей Рахманинов ещё сомневался, что сочинил нечто достойное внимания. Но пройдёт совсем немного времени, и эта музыка с успехом станет исполняться по всему миру.


Как выразился музыкальный критик Артём Варгафтик: «Это произведение, скорее всего, хотя бы раз исполнялось на каждом из роялей, которые вообще есть на планете Земля».


Во второй половине ХХ века Второй концерт, все его части без исключения, разошёлся на цитаты. Эта музыка Рахманинова звучит в десятках фильмов - от «Весны на Заречной улице» до «Ширли-Мырли» и «Бинго-Бонго», от японского анимэ до старого советского мультфильма «Свинья-копилка». В «Свинье-копилке» слонёнок, обезьянка и остальные, устроившись на подоконнике, зачарованно замирают, когда слышат звуки Второго концерта. И только жадная гипсовая свинья-копилка, услышав: «Тише, музыка!», недовольно ворчит: «Музыка...» и, прежде чем позорно лопнуть, гремит помещёнными в неё монетами, поясняя: «Вот что для меня самая сладкая музыка!».


При звуках Второго концерта в мультфильме над городом вспыхивает радуга.


Второй концерт написан так, как будто это часть стихии, природного явления. Для того чтобы это ощутить, совсем не обязательно смотреть какое-нибудь кино. Внутренний мощный заряд образуется в руках хорошего музыканта. Важно лишь не испортить то, что заложил автор. Такое случается, когда исполнители действуют прямолинейно. В Пскове обошлось без прямолинейности. Мирослав Култышев из тех пианистов, кто уделяет внимание мельчайшим деталям - даже если неискушённая публика этого не услышит.


Было время - к счастью, не такое долгое, несколько лет - когда музыка Рахманинова в СССР не исполнялась. Рахманинов большевистскую власть не принял и в конце 1917 года Россию покинул. Как оказалось - навсегда. Но под запрет его музыка попала после того, как русские эмигранты, в том числе Рахманинов, в 1931 году обратились к Госдепартаменту США с просьбой воздержаться от закупки советских товаров (в это время в СССР продолжалась безжалостная коллективизация, погубившая миллионы людей). В ответ в СССР решили, что музыка Рахманинова «есть отражение загнивающего мелкобуржуазного духа, особенно вредного в условиях острой борьбы на музыкальном фронте». Ничего более абсурдного придумать было нельзя. Рахманинов, в том числе и его духоподъёмный Второй концерт, отражал загнивающий мелкобуржуазный дух? Такое способен написать только человек, который ничего кроме «Интернационала» понять был не в силах.

«Янки, пожалуй, лучше нас русских чувствуют и понимают Чайковского»

Когда Рахманинов оказался в США, то был удивлён тому, насколько там популярна музыка Чайковского. «Что меня в Америке приятно поразило и глубоко тронуло, это популярность Чайковского, - вспоминал он. - Вокруг имени нашего композитора создался прямо-таки культ. Не проходит ни одного концерта, в программе которого не стояло бы имя Чайковского. И что удивительнее всего, янки, пожалуй, лучше нас русских чувствуют и понимают Чайковского. Положительно каждая нота Чайковского им что-нибудь говорит».


Вчерне Чайковский написал симфонию № 6 за двадцать дней. Первая реакция публики - недоумение, быстро сменившееся запоздалым восхищением после скоропостижной смерти композитора. Всё-таки публике важно знать - жив автор или нет. Это меняет восприятие.


Однако ощущение Реквиема, в основном, связано с заключительной частью симфонии. Чайковский успел сказать своей родственнице - ученице Полины Виардо певице Сандре (Александре Панаевой-Карцовой), что четвёртая часть - молитва об умершем. Но, судя по тому разговору, происходившему за пять дней до смерти Чайковского, композитор умирать не собирался, говорил, что полон энергии и создаст «ещё много, много хорошего и лучшего, чем до сих пор».


А первые три части симфонии № 6 на Реквием совсем не похожи. Это скорее музыкальная автобиография Чайковского: детство, молодость, время и бремя славы.


Чайковский и Рахманинов были очень дальними родственниками (через двоюродного брата Рахманинова Александра Зилоти, его жену - дочь купца Петра Третьякова Веру, племянницу Третьякова Прасковью Коншину и её мужа - младшего брата Петра Чайковского Анатолия).


Но важнее другое. Кроме необыкновенного таланта Чайковского и Рахманинова объединяет строгое отношение к себе. Они в себе сомневались даже после творческих удач. И это позволяло им идти дальше - брать новые высоты.


Когда Рахманинов, которого многие считали лучшим пианистом современности, искренне, не на показ, произносит: «Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!», то это нормально. Нормально для автора и исполнителя уровня Рахманинова. Он знает и слышит то, что не знает и не слышит никто другой. Ему не зачем себя хвалить, пребывая в самодовольстве. Большие мастера время от времени склонны казнить себя - в переносном и прямом смысле. Они, конечно, тоже нуждаются в признании, в успехе, но их сложнее обмануть лестью. А тот, кто склонен без конца подчёркивать свой «звёздный» статус, в лучшем случае потухшая «звезда».
В Шестой симфонии, вроде бы, Чайковский описывал прошлое и ближайшее будущее. Но в действительно заглянул далеко вперёд.
За несколько дней до концерта дирижёр Геннадий Чернов ещё раз обратил внимание на то, что «истоки многих художественных средств, открытых композиторами ХХ века, можно найти в этом произведении». И это тоже признак большого композитора, который видит дальше других.


Важно только, чтобы потомки не были лишены слуха.

 

 

*О. Юсова. Интервью с Мирославом Култышевым // belcanto.ru, 25.02.2015.

http://www.belcanto.ru/15022501.html

 

 

Фото: Геннадий Чернов и оркестр. Псков, 27 января 2018 года. Фото Андрея Кокшарова.

Мирослав Култышев. Псков, 27 января 2018 года. Фото Андрея Кокшарова.  

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий