По нарастающей. Среда

Человеческий детеныш(Окончание. Начало в №№28,29,30,31) В среду 28 октября псковская часть фестиваля «Crescendo-2009» завершилась. В этот вечер публике снова пришлось выбирать – куда идти. В филармонию или в театр.

В Большом концертном зале Псковской областной филармонии в концерте-закрытии принимали участие Екатерина Мечетина (фортепиано), Денис Мацуев (фортепиано) Граф Муржа (скрипка), Сергей Суворов (виолончель), Айдар Гайнуллин (баян), Борис Бровцын (скрипка), Максим Рысанов (альт) и Андрей Иванов (контрабас).

Но на этот раз музыке я предпочел театр - спектакль «Человеческий детеныш» (фантазии на тему рассказов Редьярда Киплинга о Маугли.) Режиссер – Сергей Бызгу. Руководитель постановки – Руслан Кудашов. В спектакле были заняты студенты 3-го курса факультета театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии.

То, что происходило на сцене Псковского академического театра драмы имени А.С.Пушкина 28 октября, тоже было непосредственно связано с музыкой. Можно сказать, что зрители увидели и услышали - как музыка  рождается.

И это напомнило даже не Киплинга, а Толкина, его «Сильмариллион», где Илуватар сказал: «Я желаю, чтобы из этой темы, что я задал вам, вы все вместе создали Великую Музыку».

И все вышло именно так, как говорил Илуватар, который зажег в окружающих Неугасимое Пламя, и тогда возникли «силы в развитии этой темы – каждый, как думается и желается ему». А создатель сидел и внимал, и радовался, что «великая краса пришла в песню».

В спектакле люди играют зверей. И поэтому за полтора часа не произносится ни одного слова. Если не считать шипения: «Человеческий детеныш».

Звери рычат, звери воют… Закон джунглей суров и вряд ли справедлив.  Но среди зверей появляется человеческий детеныш, и со временем в диком мире происходят изменения. Наступает что-то другое, неведомое.

То же самое можно было сказать, используя слова Киплинга. Но режиссер выбрал более рискованный путь. Держать зал в напряжении только с помощью гибких тел и криков – на это надо осмелиться. Но спектакль «Человеческий детеныш» – не новый. Студенты, занятые в постановке, имеют идеальную возможность играть на сцене. Не выходить на минуту-другую, а находиться на сцене «от» и «до», почти все время. Играть и совершенствоваться, оттачивая мастерство прямо перед переполненным залом.

Можно изображать зверей, птиц и деревья с помощью этюдов, а можно жить на сцене, создавая единый ансамбль. То, что делают студенты в «Человеческом детеныше», напоминает очень качественную джазовую импровизацию. И не только тогда, когда у всех участников оказываются в руках тамтамы.

Хотя в джазе, разумеется, все более непредсказуемо. В спектакле же чрезвычайно важная роль принадлежит режиссеру, который все предусмотрел до мелочей. В «Человеческом детеныше» играют не только люди, но и свет. И именно так рождается музыка, а элементарные вещи становятся необыкновенными. Пластика, ритм… Все это присутствует не само по себе, а настроено на главную идею. Из хаотических звуков возникает мелодия, а из  страха – любовь.

Вначале – дикость, особо подчеркнутая в звуке (рычании, криках). Затем приходит музыка – первоначально грубая, визжащая. Мелодия рождается в муках… От  любви до ненависти – один прыжок зверя. Но любви все равно не избежать. Она появляется прямо из воздуха.

Это был образцово-показательный спектакль. Немного дыма, а все остальное – состоит из внутреннего огня. Этот огонь – в актерах, которые моментально превращаются в лес, в воду, в птиц, в животных, в людей…

А заканчивается все целым водопадом. Настоящая вода потоками льется на сцену, и под струями актеры отбивают ритм. Но внутренний огонь никаким водопадом не загасить.

Таким образом, театральное «Crescendo-2009» завершилось, а музыкальное – все еще нет. Оно перенеслось вначале в Москву, на Гала-концерт, показанный по каналу «Культура». После чего музыканты разъехались по своим делам, чтобы собраться в привычном составе уже в Нью-Йорке – 5 и 6 декабря.

5 декабря в Нью-Йорке в камерном концерте выступят почти все, кто играл в Пскове в среду 28 октября, за исключением Бориса Бровцына и Андрея Иванова, но с участием Алёны Баевой (скрипка) и Романа Болдырева (фортепиано).

Зато Андрей Иванов появится на сцене на следующий день. Он сыграет более привычный ему джаз – вместе с Денисом Мацуевым, Бориславом Струлёвым, Дмитрием Севастьяновым и Шендой Рул.

В обозримом будущем, наверное, подобного фестиваля Псков больше не увидит. Но отдельные участники «Crescendo-2009» в Пскове появятся непременно.
 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий