По нарастающей. Понедельник

Гайнуллин, Назиуллин, Рысанов(Начало в №№28 и 29). Можно сказать, что утро понедельника чем-то напоминало вечер вторника. В том смысле, что на вечер вторника 27 октября был запланирован джазовый концерт Crescendo-2009 с участием Георгия Гараняна, Дениса Мацуева, Айдара Гайнуллина… Концерт состоялся и был полон юмора и импровизаций.

Так вот, юмора и импровизаций было достаточно и во время утренней пресс-конференции в понедельник - с участием баяниста Айдара Гайнуллина*, альтиста Максима Рысанова** и кларнетиста Артура  Назиуллина***.


«Попробовал. Понравилось…»

Тон задал слегка опоздавший Максим Рысанов. Когда ему сказали, что это не совсем пресс-конференция, а пресс-гостиная, он демонстративно расслабился, можно сказать – рухнул на стол, тем самым задав тон всей беседе.

Вначале музыканты стали обсуждать прошедший накануне концерт.

Айдар Гайнуллин начал так:

- Я думаю, что все музыканты со мной согласятся….

- Ты вначале скажи, а потом мы согласимся, - проявил принципиальность постепенно просыпавшийся Максим Рысанов.

- …одно удовольствие выступать в таком замечательном зале, - продолжил Айдар Гайнуллин. - Чувствуется тесный контакт с публикой…

- Тебе легко говорить… Ты в конце концерта пришел, а мы были на разогреве, - продолжал «играть» в дуэте Максим Рысанов.

-  Да, было приятно, уже тепло, даже жарко. Спасибо всем, кто выступал передо мной.

Затем разговор зашел об акустике Большого концертного зала Псковской областной филармонии. Дело в том, что вовремя воскресного концерта на сцене появился микрофон.

- Это была моя идея – подзвучить, - уточнил Айдар Гайнуллин. – И это только усилило впечатление, потому что без микрофона не слышны все краски. Некоторые говорят, что «живой звук» лучше, чем с усилением. Но почему же он лучше, если его не слышно, если он сливается с оркестром, и все краски пропадают?.. На репетициях было совсем непросто, хотя зал был пустой. Но все равно мы не слышали полета звука, объема… Суховатый звук, не летит.

- Очень много материи в зале, - пояснил Максим Рысанов. - Сиденья мягкие.

Но музыканты во время фестиваля играли перед переполненным залом. А это значит, что кроме мертвой материи там появилась и живая материя.

- Я действительно был потрясен публикой, - сказал Максим Рысанов. - Потому что в моем случае это было очень трудное произведение. Концерт для альта с оркестром Бартока. Он очень мудреный, особенно первая часть… Идет без перерыва 25 минут, трудная оркестровка. Непонятная музыка, особенно для неподготовленной публики. Насколько я понимаю, в зале было много такой. Но слушали превосходно, и принимали шикарно. А после концерта подходили ребята, которые говорили, что вообще не были никогда на симфонических концертах, и они – в страшном восторге.

Я спросил у Айдара Гайнуллина:

- Что вам, в творческом смысле, дает совместная работа с Иваном Вырыпаевым - в кино и  в театре?

- Я очень благодарен Ивану, что он поверил в меня, в мои силы. Ему просто нравилось, как я играю. И он меня спросил: «Айдар, ты можешь написать музыку к моему фильму?» «Как же без профессиональной подготовки? Это же большая ответственность», - удивился я. - «Ну, попробуй…» Попробовал, ему понравилось… Мы подписали контракт. Удивительно, неожиданно. Потом был второй фильм, «Кислород». У меня было уже больше опыта, другие заказы в кино… Сейчас уже третий фильм – «Сибирь Монамур» - совместно с Францией, с участием Люка Бессона. Съемки уже завершились.

- А кто режиссер?

- Слава Росс.

Слава Росс – режиссер «Тупого жирно зайца», а в его новом фильме в главных ролях снялись Пётр Зайченко и Соня Олейник.

- А как театр?

- Каждый месяц я приезжаю в Москву. Мы играем в спектакле «Бытие №2» Ивана Вырыпаева. Это мой первый театральный опыт. Пока что я задействован только в этом спектакле.


«Я играл на свадьбе Ростроповича…»

Затем о себе и своей семье начал рассказывать Артур Назиуллин.

- У меня мама – альтистка, - сказал кларнетист.

- А у меня папа был кларнетистом! - обрадовался альтист Максим Рысанов.

- Начинал я в пять лет как виолончелист, - продолжил Артур Назиуллин. - Играл год-полтора. За мной таскали виолончель, это было неудобно, и я решил, что проще – кларнет… А самый удобный инструмент – флейта-пикколо. Поиграл и положил в нагрудный карман.

- А было бы здорово сделать флейту-пикколо как шариковую ручку, - мечтательно произнес Максим Рысанов. – Поиграл, и ею же подписал автограф.

И альтист жестом изобразил, что достает из нагрудного кармана флейту-пикколо и расписывается. Действительно, альтом подписывать автографы намного труднее…

- А что это за инструмент, на котором вы вчера играли? – спросили Айдара Гайнуллина. Ясно было одно: это может быть все что угодно, только не флейта-пикколо.

- Это называется аккордина, французский инструмент. Для меня очень важны различные тембры. Я же не только исполнитель, но и композитор. Сам записываю музыку к фильмам и спектаклям. У меня домашняя студия в Берлине. Если что-то супервиртуозное не получается, тогда я приглашаю музыкантов.

И баянист показала куда-то в сторону.

- Ты на меня-то не показывай, - рассмеялся Максим Рысанов.

- Нет, это я  в общем…

Заговорили о дирижере Юрии Симонове.

- Я первый раз работал с маэстро Симоновым, - сказал Айдар Гайнуллин. - Мне очень понравилось. Он очень необычный человек, со своим юмором, но при этом  профессионал самой высокой планки… Я могу сравнить его с Геннадием Рождественским, Незме Ярви… Во время исполнения Пьяццоллы я наблюдал, что он вытворял, как он танцевал…

Танцевальная тема неожиданно возникла в разговоре еще раз, когда я спросил Айдара Гайнуллина:

- Вы выступаете с абсолютно разными музыкантами. И не только музыкантами. У вас разброс – от Иосифа Кобзона до Ольги Арефьевой. Вам все равно - что играть?

Последовал неожиданный ответ:

- Да… Это все интересно, это обогащает… Мне приходилось и на свадьбах играть, и в ночных клубах. Но все это развивает музыканта. Ростропович, Гайнуллин Во-первых, ты можешь импровизировать потом, играть в любой тональности любую мелодию… Я играл на свадьбе Ростроповича.

В этот момент надо было бы сделать мхатовскую паузу, чтобы все осмыслили – сколько должно быть лет Айдару Гайнуллину, если он играл на свадьбе Ростроповича. Но баянист никакой паузы делать не стал и тут же раскрыл секрет:

-  Это была золотая свадьба в «Метрополе». Есть фильм Сокурова «Элегия жизни», и этот момент включен в фильм. Там я играю, а Мстислав Ростропович танцует - танго. Потом мы резко переходим на свадебный марш Мендельсона, и весь зал встает. Потом снова переходим на ритм танго. И все начинают аплодировать. Потом выходит Венгеров и тоже начинает танцевать со своей девушкой…


«Абсолютная импровизация…»

Участников пресс-гостиной заинтересовал вопрос физических нагрузок и восстановления.

- Я никогда в детстве не занимался по десять часов в сутки, - честно признался Айдар Гайнуллин. - Девять часов было, а десять – никогда. И то – один раз. До десяти я не смог дотянуть.

- Слабак! – разочарованно произнес Максим Рысанов.

 - Это было во втором классе – первый и последний раз.

- Лично я струнникам не рекомендую заниматься тяжелыми упражнениями, - дал совет Максим Рысанов. – Но есть музыканты, которые занимаются бодибилдингом. Как Владимир Теодорович Спиваков. Максим Венгеров тоже занимался бодибилдингом… Дозанимался, что стал дирижировать.

- Нет, он сейчас танцует, по-моему… - высказал свое мнения Айдар Гайнуллин, видимо вспомнив фильм Сокурова.

- У нас часто идет однообразная работа мышц, и они переигрываются, - продолжил рассказ Максим Рысанов. - Теряется ощущение в руках. Самый лучший способ лечения – точечный китайский массаж. У меня в Лондоне есть массажистка, которая в течение полутора часов абсолютно убивает. Я кричу, невозможно терпеть эту боль. Она узлы какие-то находит, давит их и говорит: «Главное, меня не бей». Это сильная, невыносимая боль. Я, таким образом, лечусь.

Судя по всему, лечение проходит успешно. Остается время на разучивание новых произведений.

Сделав лицо посерьезнее, Максим Рысанов заявил:

- Позавчера в поезде обсуждался вариант написания альтового концерта господином Айдаром…

Айдар Гайнуллин округлил глаза, а альтист, как не в чем ни бывало, продолжил:

- Правда, он это забыл…

Присутствующих заинтересовала одежда, в которой Максим Рысанов выступал в БКЗ в воскресенье.

- Это абсолютная импровизация, - ответил альтист. - Несколько лет назад я шел по Риму, зашел в магазин и увидел обыкновенную рубашку из необычного материала. И тогда я спросил хозяина магазина: «Нельзя придумать что-нибудь такое, чтобы было напополам с фраком? По колено». Он сказал, что придумает и, в конце концов, сделал вот такую тряпку… Если спросите, что означают узоры на рукавах, то они абсолютно ничего не означают.  Многие спрашивают: «Это ваша подпись?» Нет… Но скажу вам по секрету… Вообще-то эта информация не распространяется… Это вышивал Денис Мацуев, это его хобби – вышивать.

- Крестиком, - едва сдерживая смех, дополнил альтиста баянист. - Мы же подарили ему швейную машинку недавно.

- У него не хватило денег приобрести свою, - почти в джазовом стиле импровизировал Максим Рысанов. – После прошлогоднего «Новогоднего огонька».

- После «сенокоса». Но надо друзей выручать в трудной ситуации.

«Сенокос» был упомянут еще один раз. В нем крупным специалистом как раз и является Айдар Гайнуллин.

 - На телевидении гонорары совершенно другие, - сказал он. - На РТР, на «Первом канале»… Там от 10 тысяч евро начинается. За одно выступление. Особенно перед Новым годом.

«Специально для меня…»

Далее разговор перекинулся на музыкальные инструменты. У Артура Назиуллина контракт с канадской фирмой, у Максима Рысанов – с итальянской.

- Мой инструмент был сделан специально для меня, - сделал пояснение Максим Рысанов. – По заказу – итальянским мастером Джузеппе Гауданини в 1780 году. Просто он меня ждал все эти годы. Я перепробовал очень много инструментов, и как только взял в руки альт, который один дилер привез в Лондон из Америки, то… Дилер мне сказал: «Слушай, тебе надо обязательно попробовать». Я примчался, взял этот альт в руки и через минуту понял, что это мой инструмент, и что я сделаю ему предложение. Потом с ним была долгая канитель. Конечно, он стоит совершенно сумасшедшие деньги. Долго пришлось искать спонсора. В конце концов, его выкупила одна фирма и специально передала мне, чтобы я на нем играл.

- А у меня шесть баянов, - стал перечислять Айдар Гайнуллин. - Один студийный, два концертных – один в Берлине и другой в Москве, один для эстрады…

Итак, Айдар Гайнуллин выступает в театре, играет на свадьбах, пишет музыку для кино, снимается на телевидении… Было бы странно, если бы он не записывался на радио.

- Сейчас у меня проект с Чулпан Хаматовой, Ренатой Литвиновой и Маратом Башаровым: «Татарские сказки на русском языке»  для «Радио России», - развеял он сомнения.

- Мы с Айдаром – представители двух «ЛЛ», - углубился в татарскую тему не очень многословный Артур Назиуллин, и тоже не удержался от шутки: - Когда пишут мою фамилию с одной «Л» - я отказываюсь играть…

Фамилию «Назиуллин» организаторы пресс-гостиной написали правильно, и кларнетисту отказываться от вечернего выступления не было никаких причин. Поэтому он отправился на репетицию.

Но первым комнату покинул Максим Рысанов. Взглянув на часы, он обнаружил, что через минуту закончится завтрак. А музыкант еще не ел. Альтист моментально вскочил и, прощаясь на полной скорости, вылетел за пределы помещения. Уверен, что такую скорость в свое время не смогли бы развить ни Бела Барток, ни его ученик Тибор Шерли.

Новые и знакомые имена

Бэлза и До вечернего концерта оставалось еще шесть часов. Это если иметь в виду концерт в БКЗ. Но за два часа до этого в Псковском областном колледже искусств состоялся еще один концерт – «Новые имена» с участием молодых музыкантов – стипендиатов Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена».

Открыл концерт Святослав Бэлза.

Когда г-н Бэлза вышел на сцену, возле рояля уже стояла гжельская чаша, она же – очаг.  В чаше-очаге должен был зажечься огонь. В разное время ее зажигали патриарх всея Руси, римский папа, короли… На этот раз огонь зажигала Зинаида Иванова – председатель областного комитета по кульуре.

- Не так просто зажечь, - сказала она спустя полминуты.

Но вот огонь зажегся (позднее гасить пламя доверили самого юному из юных). Девять юных псковских музыкантов (Игорь Жданов, Анна Доценко, Лиза Федулова, Анна Дичко, Мария Шашина, Иван Кирьяков, Алексей Шкиль, Яна Абакумова и Владислав Смирнов) стали лауреатами и получили годовые стипендии Фонда «Новые имена» и поощрительные стипендии Дениса Мацуева. Вместе с дипломами им вручали и компакт-диски, записанные участниками «Cresсendo».

Затем Святослав Бэлза уехал готовиться к камерному концерту, а в колледже искусств начался концерт, участники которого показали, что их имена не только новые, но и многообещающие. Из псковских музыкантов (точнее – великолукских) почти по-взрослому сыграл Иван Кирьяков (фортепиано), а из москвичей – Илья Шмуклер (фортепиано) и Карен Асотрян (кларнет).

А если бы Анастасия Воротная (она, как и все остальные москвичи-участники концерта, учится в ЦМШ при Московской государственной консерватории) в тот же вечер села бы за рояль в БКЗ, то ничего удивительного бы в этом не было. Это уже был очень высокий уровень.

В перерыве следующего концерта, который  начался в БКЗ в 19.00, несколько зрителей стали рассуждать о том, что «когда мало Екатерина Мечетинаслушаешь такую музыку, то невозможно оценить мастерство музыкантов». С этим трудно согласиться. Понять все тонкости действительно невозможно, но оценить мастерство?..

Граф Муржа Концерт, прошедший в третий вечер «Cresсendo-2009», был подчеркнуто неброский, без каких-то изъезженных вдоль и поперек мелодий. Исключение – «Кармен», когда дуэт Артур Назиуллин (кларнет) и Екатерина Мечетина (фортепиано) сыграли Фантазии на темы из оперы «Кармен» для кларнета и фортепиано Бизе-Розенблатта. Но и то – «Кармен» на кларнете, это… Это очень своевременно.

Дебютантка «Cresсendo» Полина Лаптева (скрипка) исполнила вместе с Екатериной Мечетиной Сонату для скрипки и фортепиано Рихарда Штрауса, Артур Назиуллин, Сергей Суворов и вездесущая Екатерина Мечетина  выбрали для своего выступления Трио для кларнета, виолончели и фортепиано Брамса. А закончился концерт, в котором Екатерина Мечетина снова вышла на сцену, на этот раз вместе со скрипачом Графом Муржой и виолончелистом Сергеем Суворовым. Они сыграли Трио Чайковского «Памяти великого музыканта», иначе говоря – памяти Антона Рубинштейна.

Публика ждала исполнения на бис, но Святослав Бэлза на прощание произнес:

- После такого эмоционального исполнения не принято играть на бис.

Впрочем, особого огорчения в зале быть не могло. Впереди было еще два фестивальных дня.


* Айдар Гайнуллин - один из самых ярких представителей баянного исполнительства не только в России, но и в мире. Является лауреатом множества международных конкурсов. Сотрудничал с такими оркестрами, как: Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова (Москва, 1996 г.), камерный симфонический оркестр «Амадеус» (Москва, 2002 г.), Люксембургский филармонический симфонический оркестр (Люксембург, 2004 г.), Белградский филармонический оркестр (Югославия, Белград, 2005 г.), Государственный академический камерный оркестр под управлением Константина Орбеляна (Париж, 2005 г., «Chateau des Forgets» в проекте «Звезды Содружества»), Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета (Москва, 2006 г.), Немецкий симфонический оркестр (большой зал Берлинской Филармонии, Берлин, 2007 г.).Его партнерами были многие прославленные музыканты: М. Ростропович, Д. Уилсон, М. Венгеров, Д. Герингас, Мирей Матье и другие. На 63-международном кинофестивале в Венеции и получил специальный приз независимого жюри «Молодой золотой лев». В 2007 году эта работа музыканта была отмечена двумя наградами: Национальной премией кинокритики и кинопрессы «Белый слон» и Национальной премией «НИКА» в номинации «автор лучшей музыке к кинофильму». В 2007 году становится академиком кинематографических искусств. В 2009 году получил премию на ХХ Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в номинации «Лучшая музыка к фильму» («Кислород», режиссер Иван Вырыпаев).

**Максим Рысанов - музыкант, пользующийся репутацией одного из лучших альтистов мира, является обладателем престижной премии 2008 Classic FM Gramophone Young Artist of the Year, лауреат нескольких международных конкурсов, среди которых конкурс CIEM в Женеве и конкурс имени Тертиса в Великобритании. Победитель конкурса имени В. Букки (Италия), GSMD Gold Medal (Великобритания), конкурса камерных ансамблей в Кармеле (США) и конкурса дирижеров в Борнмуте (Великобритания). С 2007 года участвует в программе BBC New Generation Artist scheme. Сотрудничает с такими дирижерами, как: Неэме Ярви, Владимир Ашкенази, Александр Лазарев, Donald Runnicles, Василий Синайский, Jiri Belohlavek, Марк Горенштейн… Среди партнеров Рысанова по камерному музицированию такие музыканты, как Гидон Кремер, Миша Майский, Лейф Ове Андснес, Виктория Муллова, Максим Венгеров, Марк-Андре Амелин, Жанин Йенсен, Августин Дюмей и многие другие. Максим Рысанов имеет свой абонемент в Московской Филармонии, под названием «Maxima – Fest».

*** Артур Назиуллин - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского  и Высшей школы музыки  г. Любек (Германия),. Победитель Второго всероссийского открытого конкурса юных музыкантов «Новые имена» и обладатель приза «Талант» от компании «Sterling group» (Москва, Ханты - Мансийск, 2004 г.). Лауреат Международного конкурса кларнетистов (I премия, Москва, 2005 г.) и Young Artists clarinet competition Vancouver city (I премия, Ванкувер, Канада, 2007 г.).

 

 Фото: culture.pskov.ru

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

v27XMfUYN3 | myqtxymhn9e@hotmail.com | 09:17 - 17.04.2014
Superb intoamrfion here, ol'e chap; keep burning the midnight oil. http://flwamfg.com [url=http://uyhxpt.com]uyhxpt[/url] [link=http://dodeuxuphjn.com]dodeuxuphjn[/link]
3sEcHtTH | wtlp876rqb@gmail.com | 02:28 - 16.04.2014
Fidnnig this post solves a problem for me. Thanks!
sFjLxUoM | x0cx5eqni@yahoo.com | 14:37 - 15.04.2014
I don't even know what to say, this made things so much eaiser! http://nwiyqtwsqc.com [url=http://hestlvla.com]hestlvla[/url] [link=http://wynabujgavi.com]wynabujgavi[/link]
35t65p8etcX | bp1dnict4@gmail.com | 12:38 - 15.04.2014
Wow! Great to find a post knciokng my socks off!
NvjhugNolIG | 2batrpyu748@mail.com | 18:28 - 14.04.2014
More posts of this quyaitl. Not the usual c***, please