В галерее «На Бастионной» открылась выставка работ Любови Николаевой «Картинки провинциальной жизни».
Возле картин стоял известный художник Петерис Скайтскалнс. Он внимательно всматривался в глиняные изображения, сделанные на холсте.
- Ну как вам? – спросил я.
- Впервые вижу такое
- Хорошее впечатление?
Петерис Скайтскалнс предпочел не отвечать и направился дальше – смотреть и удивляться.
Более эмоциональным оказался другой художник – Валентин Решетов. Он быстро перебегал от одной картины к другой, а чуть позднее стал громко декларировать:
- Супер! Наконец-то появилось что-то новое! Я и сам хотел делать что-то подобное.
«Что-то подобное» - это лепнина на холсте. Материал – глина (правда, Решетов выразил сомнение, что это самый подходящий материал). Источник вдохновения – псковская деревня, в которую Любовь Николаева переехала жить несколько лет назад из Северной Осетии. Четыре года назад попробовала соединить холст и глину…
Любовь Николаева живет по принципу: «Где я есть, там и хорошо». По этой причине ее деревня – полная противоположность тому, что видит в псковской деревне художник Анатолий Жбанов. У того деревня утопает в самогоне, а у Валентины Николаевой – в добродушном веселье.
Самодеятельная художница рассказывает, что каждый ее сюжет основан на реальной истории. В этом нет сомнений. Но истории можно преподнести по-разному. Любовь Николаева предпочитает яркие краски. Ее деревня – почти идеальное место, сказка. Там есть многое, но главное – семейное счастье. У самой Любови Николаевой – трое детей, однако на картине рядом с женщиной, очень похожей на нее саму, она поместила семерых детей. И объяснила это так:
- Детей у меня трое, но они могут быть в разных местах, и кажется, что их семеро.
В этом, возможно, и заключается творческий метод Любови Николаевой: Преувеличение. Чтобы преувеличить, пришлось даже выйти за пределы плоскости холста,очутиться в другом измерении.
Многим такой подход понравился, некоторым – показался чрезмерным (краски – слишком яркие, подход – слишком сувенирный).
Очень важную роль на картинах Любови Николаевой играют детали. Например, неровный загар мужичка, который скачет на спине свиньи. Подобные детали заставляют относиться к работам более серьезно.
Нельзя сказать, что перед нами – глиняный гламур (хотя и он здесь присутствует). Нельзя сказать, что каждая картина – это только очередная серия бесконечного русского сериала. Художник приложила слишком много душевных сил, чтобы это не выглядело тускло. И слишком много глины, чтобы это не выглядело плоско.
Алексей СЕМЁНОВ