Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 
2016 2017 2018 2019 2020 
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
32 33 34 35 36 37 38 39 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Патриархальные типы

Дело в разрыве и смещении центра тяжести. Дескать, была Европа, а стала Евразия. Или Азиопа (это более точное, хотя и обидное название). Это какая-то неудобная Россия. В ней неудобно жить, но зато удобно рубить сплеча.

Оловянные солдатикиОловянные солдатики («Псковская губерния»)

Бывают времена, когда здравый смысл кажется лишним

Если бы я писал этот текст в Твиттер, то ограничился бы цитатой Джорджа Оруэлла: «Людям нужны не только комфорт, безопасность, короткий рабочий день, гигиена, контроль рождаемости и вообще здравый смысл; они также хотят, иногда, по крайней мере, борьбы и самопожертвования…».

«При таком взгляде на жизнь нет места, например, для патриотизма и военных доблестей»

Оруэлл высказался о том, что человеку иногда свойственно перерастать здравый смысл.

В 1940 году впервые на английском языке вышла книга Адольфа Гитлера «Майн Кампф», и Оруэлл написал рецензию. Вторая мировая война тогда уже шла, и многие недоумевали: откуда фашисты черпают энергию? Почему толпа с радостью соглашается на жертвы? Оруэлл коротко всё объяснил.

Высказывания Оруэлла спустя семьдесят пять лет звучат столь же пугающе актуально.

После распада СССР снова возобладала идея сытой стабильности. Почему-то считалось, что сытая стабильность - эта та стена, вдоль которой можно идти бесконечно.

Но это не так, и Джордж Оруэлл написал это всё в той же рецензии на человеконенавистническую книгу Гитлера:

«Все западные интеллектуалы и, конечно, все «прогрессивные» основывались на молчаливом признании того, что люди только об одном и мечтают – жить спокойно, безопасно и не знать боли. При таком взгляде на жизнь нет места, например, для патриотизма и военных доблестей. Социалист огорчается, застав своих детей за игрой в солдатики, но он никогда не сможет придумать, чем же заменить солдатиков; оловянные пацифисты явно не подойдут».

Попытка отлить «оловянных пацифистов» в девяностые и нулевые годы провалилась. В них никто не стал играть.

Российский обыватель два-три раза съездил в Египет (Турцию, Москву, ближайший областной центр), купил машину(смартфон, пылесос), взял кредит… И, вдруг, однажды с больной головой проснувшись на рассвете, понял, что всё равно несчастлив, и ему хочется чего-то эдакого, нематериального. Не водки.

В России о поиске национальной идеи рассуждали без конца два последних десятилетия. Но до тех пор, пока обыватель не устал от относительного комфорта, пока он слегка не пресытился, - ни одна идеология ко двору не приходилась.

И вот сегодня значительная часть российского общества усилиями федеральных СМИ впитывает новую-старую идеологию, до недавнего времени бывшую маргинальной.

Созданный на псковской земле «Изборский клуб» превратился в фабрику по выработке государственной российской идеологии. Очередное заседание «Изборского клуба» прошло в Омске. На нём с антизападной речью выступил омский губернатор Виктор Назаров («сейчас мы возвращаемся к традиционным консервативно-национальным взглядам и ценностям»).

Но самые важные слова произнёс не он, а военный эксперт «Изборского клуба» Владислав Шурыгин. «Сегодня мы существуем в условиях двух фронтов, - сказал он. - Один фронт - горячий фронт "холодной войны" — находится на востоке Украины, второй фронт находится внутри нашей страны».(1)  По мнению Владимира Шурыгина, единственный правильный путь для России в нынешних условиях – создание «мобилизационного проекта».

Война для сторонников такой идеи не средство, а цель.

Победа достигается не по итогам мобилизации, а во время её. Сиюминутная победа.

Люди отвлекаются от материальных проблем и сосредотачиваются на «возвышенном».

Война – это реактор по выработке «духоподъёмного» топлива.

Когда общество утверждается в мысли, что идёт война, – управление этим обществом максимально упрощается. По закону военного времени все несогласные автоматически превращаются во внутренних врагов, все внешние оппоненты – во внешних.

Чем труднее будет идти война с «внешними врагами», тем востребованней будут внутренние враги. 2015 год в этом смысле очень подходит.

2015 год – идеальный год для внутренних судебных и бессудных расправ.

«Мы - страна, где вырабатывается мировая божественная справедливость»

Чтобы как-то обосновать необходимость войны, надо всё время подчёркивать своё превосходство. Бросаться в бой с мыслью о том, что враг сильнее, - недальновидно. Отсюда и заклинания, подобные тем, что произнёс Александр Проханов на том же омском заседании «Изборского клуба»: «Мы - страна, где вырабатывается мировая божественная справедливость, в этом миссия русского народа и русского государства. Мы - страна, которая должна как можно быстрее реализовать новый уровень цивилизации, начать развитие».

Если мы действительно та страна, где «вырабатывается мировая божественная справедливость», то какие могут быть вопросы?

Всё, что вылетает из-под копыт «русской тройки», - заведомо божественно и справедливо. И в таком случае пусть те, кто попадёт под копыта, – не обессудят.

Кстати, тот же пафос сейчас присущ идеологическим противникам завсегдатаев «Изборского клуба». В популярной на Украине песне-гимне на стихи Анастасии Дмитрук «Никогда мы не будем братьями» есть такая строка, обращённая к жителям России: «Вас так много, а, жаль, безликие. Вы огромные, мы – великие».

2014 год стал годом, когда «великие» воевали с производителями «мировой божественной справедливости». Одни подпитывали других. Заряжались друг от друга ненавистью. Создавали всеобщую ненависть и, отчасти, преуспели в этом.

В небезызвестном Катехизисе члена «Евразийского Союза Молодежи»(2)  сказано: «Ты больше, чем человек. Ты  должен стать больше, чем человек… Господство начинается с себя, потом переходит на ближних, потом на дальних, и так – кругами – всё шире и шире, пока не дойдёт до морских границ континента. Мы евразийцы именно поэтому:  наша воля опрокидывает границы, она заведомо шире, чем отведено, позволено, отмерено, допущено. Поэтому наш символ – звезда абсолютной экспансии, выплеск солнечной энергии во  всех направлениях…»(3)

До какого-то момента это было всего лишь фэнтезийным текстом. «Звезда абсолютной экспансии» была тусклой.

Но потом «евразийцы» перестали ограничиваться только заседаниями в «Изборском клубе» и изданием сомнительных книжек. Они стали реализовывать свои идеи на поле боя, в качестве полигона выбрав Донецкую и Луганскую области Украины. Границы опрокинулись. «Сверхчеловеки», поработав над собой, занялись ближними.

Некоторые члены «Евразийского Союза Молодежи» доросли до правительственных постов (правда, в правительстве непризнанной ДНР). Самым заметным, наверное, ненадолго стал «замминистра иностранных дел» ДНР Александр Просёлков. Этот тот самый человек, который, нарядившись в форму офицера НКВД, в центре Ростова-на-Дону 6 мая 2013 года на акции «Смерть изменникам Родины» «расстрелял» воображаемых «предателей родины»: воздушные шарики, символизирующие Алексея Навального, Бориса Немцова, Геннадия Гудкова и Михаила Горбачёва.(4)  В конце июля 2014 года одного из участников донецкого заседания «Изборского клуба» Александра Просёлкова подкараулили и убили (по-настоящему) в так называемой Новороссии.

В Катехизисе «Евразийского Союза Молодежи» говорится: «Мы имперостроители новейшего типа, и не согласны на меньшее, чем власть над миром – которую, как известно, может дать только контроль над евразийским материком. Мы усвоили урок геополитики. И мы всерьёз решились идти трудными и великими путями большого пространства. Поскольку  мы – господа земли, мы дети и внуки господ земли. Нам поклонялись народы и страны, нашa длань простиралась в полмира, а подошвы топтали горы и долины всех континентов земного шара. Мы всё вернём назад. Таков белый завет Евразии…»(5)

Конечно, не все, прошедшие через пекло «Новороссии», считают себя «господами земли» и грезят о власти над всем миром. Более того, большинство ни о каком Катехизисе «Евразийского Союза Молодежи» вообще не слышали. Но, по сути, они ведут себя именно как господа, которым позволено если не всё, то многое.

Идея того, что Украина – неполноценное государство, с которым можно не церемониться, в России прижилась. С точки зрения «имперостроителей» Украина - слабое звено. Это такие ворота, через которые, миновав призрачные границы, можно проникнуть в другую реальность, после чего отправиться «трудными и великими путями большого пространства» в будущее. Точнее, в прошлое.

«Имперостроители» то и дело упрекают в мировой экспансии США, но в итоге всё равно новую идеологию сводят к строительству милитаристской империи – «такой как США, только лучше».

Они по-прежнему пыжатся догнать Америку.

Здесь как раз и сходятся интересы тех, кто правит Россией и тех, кто пока составляет молчаливое российское большинство: наступило время борьбы и самопожертвования.

Жертвовать собой, впрочем, по-настоящему пока готовы не все. Миллионов добровольцев, записывающихся в «ополчение», нет и быть не может. К тому же, надвигающаяся стадия партизанской войны (с внешним и внутренним врагом) не требует миллионов солдат. Но зато уже завербованы миллионы людей, готовых смириться с ухудшением материального положения.

Ради благополучной жизни правящей «элиты» обыватели жертвовать своими благами не хотят, но ради «величия государства», ради «высокой идеи» - уже готовы.

«Правые борются не против секса, а за секс»

Здесь важно назвать ещё один существенный тезис «евразийца». Об этом ещё  двадцать пять лет назад писал лидер нынешних «евразийцев» Александр Дугин в главе «Эротизм и империя» с примечательным подзаголовком «Секс как поле идеологической борьбы»: «Правые борются не против секса, а за секс, но за его интимно агрессивную, интериорную, солнечную, фаллоцентрическую и патриархальную версию. Существам с сексуальностью демократического типа это может не нравиться, так как “матриархальный” тип эротической организации действительно органически не совместим с “патриархальным” типом, как слабость несовместима с силой…»(6)

«Патриархальный тип» - это мужское насилие. Вплоть до изнасилования. Без него определённый тип закомплексованных мужчин не может самоутвердиться.

Тот же самый подход перенесён на политику.

Утверждается право сильного (сильного духом и сильного физически). Запад – слабая женщина, Восток – сильный мужчина. Таков в понимании этих людей нынешний расклад.

Россия будто бы выбирает Восток. Смещается в Азию. Не случайно же председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин в конце 2014 года приветствовал идею создания Азиатского суда по правам человека, потому что «Россия не только европейская, но и евразийская страна».

Европейский суд оказался для нынешнего российского государства слишком либеральным. Может быть, с АзиОловянные солдатикиатским судом повезёт?

Однако как доказать свою мужественность? В Катехизисе «Евразийского Союза Молодежи», в главе «Ты мужчина», говорится: «Значит, ты должен быть умным и смелым. Если это не так, – ты не понимаешь истин и не способен воевать, убивать и умирать за высокие идеалы, – ты не мужчина, а дерьмо. У тебя нет цены, ты отброс. Глупые и трусливые – это гумус Евразии, её цвет – сообразительные и сильные».(7)

В действительности, в обыденной жизни носители таких идей выражаются не столь витиевато. Но какие бы страшные слова они не произносили, дела их значительно страшнее.

Человек, не способный убивать, в таком случае перестаёт считаться мужчиной.

Если ты не умеешь убивать, то хотя бы научись умирать. Таков посыл «идейных» участников необъявленной войны.

Прошедший 2014 год в этом смысле оказался подготовительным. Идея насилия постепенно впиталась в сознание многих. Почва подготовлена. Ужас перед войной преодолен в мозгах миллионов людей. Война перестала казаться невозможной.

Это важнейшее и, видимо, самое страшное завоевание 2014 года.
***
Итак, «оловянные пацифисты», как говорил Оруэлл, альтернативой «оловянным солдатикам» быть не могут. А кто же тогда может?

Тот, кто не путает борьбу и самопожертвование с насилием и покорностью.

1. См.: Страна святых и героев // «Завтра», №1 (1102), 2015.
2. Евразийский союз молодёжи (ЕСМ, также используются наименования «евразийцы», «младоевразийцы», «неоопричники») - общероссийская молодёжная политическая организация. Создана в 2005 году как молодежная структура в рамках Международного Евразийского движения, возглавляемого членом «Изборского клуба» Александром Дугиным.
3. См.:  Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи // evrazia.tv, 16.02.2009.
4. См.: А. Семёнов. Язык врага, или Трансляция райской жизни // «ПГ», № 32 (704) от 20-26 августа 2014 г.
5. См.:  Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи // evrazia.tv, 16.02.2009.
6. См.: А.Дугин. Консервативная революция, М., 1994.
7. См.:  Катехизис члена Евразийского Союза Молодежи // evrazia.tv, 16.02.2009.

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий