Мама-анафема… Часть I

Мама-АнафемаВ Пскове в Городском культурном центре состоялся однодневный семинар «Свобода прессы и РПЦ».

Семинар проводил петербургский Институт региональной прессы при поддержке Фонда «Новая Евразия». Ведущим семинара был Евгений Бестужев,* а модератором дискуссии – Анна Шароградская.**


Первоначально предполагалось, что семинар будет носить несколько иное название и в центре внимания псковских журналистов окажется документальный фильм «Кровавые карикатуры».


Но здесь свое веское слово сказала Русская православная церковь (РПЦ), а точнее – руководители Псковской епархии. Они объявили, что псковский журналист Олег Дементьев предан анафеме. («В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игумении Елисаветы (Беляевой) автор статьи "Осиное гнездо" под золотыми куполами" в газете "Псковский рубеж" N3 (503) за 14-20 января 2008 года и в газете "Правда" N 5 2008 года по правилам Святой Православной Церкви и святых отцов, согласно духовному завещанию основателя монастыря преподобного Евфросина Псковского, сказавшего о том, "кто начнет обижать дом святых Святителей и преподобного Онуфрия, то да будет он под осуждением Святой Церкви... на это свидетелем Бог и отец мой духовный", решением Епархиального Совета Псковской Епархии от 14 июля 2009 года Дементьев Олег Владимирович отлучается от православного церковного общения и предается анафеме – проклятию»).

Наложившие анафему ссылаются на  «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденной Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года (Глава XV, п.3). Там говорится о взаимоотношениях Церкви и светских СМИ. Руководством к действию послужили строки: «В случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов ... епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) может ... предать каноническим прещениям виновных».

 

Псковские журналисты фильм «Кровавые карикатуры» (о карикатурах на пророка Мухаммеда) все-таки посмотрели и обсудили. Но прежде попытались разобраться с анафемой, которую будто бы наложила Псковская епархия на Олега Дементьева. При этом картина стала вырисовываться тоже какая-то карикатурная.

По мнению приглашенного на семинар протоиерея о. Павла Адельгейма,*** никакой анафемы никто не объявлял. Имеется лишь сообщение об «анафеме-проклятии», якобы вынесенное Епархиальным советом. Информация о том, что Епархиальный совет 14 июля 2009 вынес анафему, появилась на сайте епархии 17 августа 2009 года. Но о. Павел Адельгейм, ссылаясь на Устав РПЦ, сообщил, что Епархиальный совет не может налагать санкции на клириков и мирян. Такое право принадлежит Епархиальному суду и только в заданных границах (Устав РПЦ, гл. 10, ст.19). Таким образом, «решение, принятое некомпетентным органом, не опубликованное и не врученное, не имеет законной силы».


«Решения об анафеме не было, - повторил о. Павел. - А было только сообщение о нем. Я никакого документа на епархиальном сайте не видел. Найдите это решение…- И далее о. Павел неосторожно добавил: - Олег Дементьев послал запрос в епархию, и я вам даю голову на отсечение, что он ни то, что никакого документа не получит».

Некоторые из присутствующих предположили, что документа, может быть, и не было, но лучше ничего на отсечение не отдавать, потому что если и не было, то значит - будет. Решение может быть оформлено задним числом.


Однако следует учитывать, что за последние несколько недель об анафеме, наложенной на корреспондента коммунистической газеты «Правда», публично высказывались и другие известные священники.

Протодиакон Андрей Кураев в сюжете, показанном 31 августа на «Пятом канале», сказал, что «Митрополит Евсевий сделал вид, что патриарха для него не существует», имея в виду, что архиерей превысил свои полномочия. При этом в других своих выступлениях, в том числе и в своем блоге, Кураев отмечал, что «статья господина Дементьева действительно мало приличная». Андрей Кураев призывал «брать пример с Патриарха Алексия II, которому много раз приходилось сталкиваться критикой за годы своего первосвятительского служения. Но он никогда не отлучал никого из критиковавших его журналистов от Церкви. И никогда не подавал в суд ни на какие издания, поливавшие его грязью».


Другого мнения придерживается руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгения Соколова. Он уверен, что «у Церкви есть право отлучать своего чада от церковных таинств, если человек выходит за пределы канонов и догматов, то есть если он хулит веру».****

Вопрос только в том, является ли Олег Дементьев «чадом Церкви» и хулил ли он веру? И еще: является ли «выходом за канон» сотрудничество с газетой обкома КПРФ «Псковский рубеж»? Олег Дементьев не раз заявлял, что он атеист и, стало быть, вся история с анафемой окончательно превращается в фарс. Кроме того, корреспондент «Правды»  постоянно говорит о том, что его статьи направлены не против православной церкви, а против тех нарушений, которые, по его мнению, совершаются отдельными представителями РПЦ. Если внимательно с этими статьями ознакомиться, то в них действительно трудно найти нападки на веру. Тот же вывод можно сделать, если вчитаться в судебное  решение. Псковский городской суд (в некоторых публикациях его по ошибке именуют Арбитражным) вынес такое решение:

«14 апреля 2009 года Псковский городской суд Псковской области решил:

Исковые требования Беляевой Татьяны Ивановны, Епархиального Спасо-Елезаровского женского монастыря Псковской епархии Русской Православной церкви удовлетворить частично.

Признать не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Беляевой Татьяны Ивановны (Матушки Елисаветы), распространенные в газете «Псковский рубеж» № 3 (503) за 14–20 января 2008 года в статье журналиста Дементьева О.В. «"Осиное гнездо" под золотыми куполами» следующие сведения:

– «А матушка ведет себя вызывающе. Бегает по домам и спрашивает, кто будет продавать», «обладает она сильной энергией и действует как мощный рэкетир... Местного жителя Бориса Хохлова матушка просила продать дом, на что он не согласился. Она заставила написать завещание, что после его смерти все наследство ...достанется Татьяне Ивановне»,

– «с рабочими строителями не расплачивается, но те не могут подать на нее жалобу, поскольку находятся в России нелегально, без паспортов с российским гражданством»,

– «Были здесь узбеки, армяне, украинцы, с которых «снимала» по 30–35 тысяч рублей на пожертвование монастырю»,

– «Здесь на холме синий дом, который купили горожане. Она их запугала ... и они испугались и продали монастырю дом»,

– «приехав в Елизарово, первым делом отметила территорию монастыря. По словам первого заместителя главы Псковского района А.Г. Юхно, власти в этот момент за этим не следили, и сколько земли она прихватила, не известно»,

– «ходят слухи, что поставляет их (послушниц) «крутым» бизнесменам, взимая «за ночь любви» от 1,5 тысяч долларов. Почти все идет в доход монастыря, а сестрам достается мизер».

Признать не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию Епархиального Спасо-Елезаровского женского монастыря Псковской епархии Русской Православной церкви распространенные в газете «Псковский рубеж» № 3 (503) за 14–20 января 2008 года в статье журналиста Дементьева О.В. «"Осиное гнездо" под золотыми куполами» следующие сведения:

– «кроме сплошной агрессии по отношению к рядом живущим или работающим людям, доброго отношения нет», «руководство этого монастыря ведет себя агрессивно по отношению к населению, бросается деньгами на строительство и тут же скупает дома за бесценок», «привозят сюда детей каких-то депутатов Госдумы лечить от наркомании. Родители платили по 5 тысяч долларов в месяц за каждого»;

– «Ходят слухи, что поставляет их (послушниц) «крутым» бизнесменам, взимая «за ночь любви» от 1,5 тысяч долларов. Почти все идет в доход монастыря, а сестрам достается мизер».

Обязать учредителя газеты «Псковский рубеж» Псковское региональное общественное движение «Патриоты Псковского края» опровергнуть не соответствующие действительности сведения, распространенные в газете «Псковский рубеж» № 3 (503) за 14–20 января 2008 года в статье журналиста Дементьева О.В. «"Осиное гнездо" под золотыми куполами», путем опубликования за свой счет в ближайшем планируемом выпуске резолютивной части решения суда.

Взыскать с учредителя газеты «Псковский рубеж» Псковского регионального общественного движения «Патриоты Псковского края» в пользу Беляевой Татьяны Ивановны (Матушки Елисаветы) 10000 руб¬лей компенсации морального вреда.

Взыскать с учредителя газеты «Псковский рубеж» Псковского регионального общественного движения «Патриоты Псковского края» в пользу Епархиального Спасо-Елезаровского женского монастыря Псковской епархии Русской Православной церкви
10000 руб. компенсации морального вреда, 2000 руб. государственной пошлины, а всего 12000 руб.

Взыскать с Дементьева Олега Владимировича в пользу Беляевой Татьяны Ивановны (Матушки Елисаветы) 10000 рублей компенсации морального вреда, 100 руб. государственной пошлины, а всего 10100 руб.

Взыскать с Дементьева Олега Владимировича в пользу Епархиального Спасо-Елезаровского женского монастыря Псковской епархии Русской Православной церкви 10000 рублей компенсации морального вреда». 

               
«Анафема журналисту Дементьеву – не просто отлучение его от Церкви, - предупреждает протоиерей Евгений Соколов, - но и обращение ко всей псковской пастве молиться о его вразумлении. Анафема – это один из способов призвать человека к подлинному покаянию и служению Богу».*****

Но Олег Дементьев не согласен с таким предупреждением и обещает дойти до Верховного суда, а если потребуется – и до Страсбургского. Из чего, видимо, следует, что псковская паства еще не достаточно убедительно молится о его вразумлении.


Вся эта история напоминает анекдот, которому, казалось бы, место в соответствующем разделе газеты. Всерьез обсуждать поведение митрополита Евсевия (Саввина) и игумении Елисаветы (Беляевой) – бессмысленно. Более любопытны высказывания, последовавшие за так называемой анафемой. Наиболее характерно высказался все тот же протоиерей Евгений Соколов.


«Почему Церковь не проклинала никогда ни Сталина, ни Ленина, которые были крещеными людьми и гонителями Церкви? – задался вопросом протоирей. - Потому что она считала их своими заблудшими детьми. Церковь за них молилась. Она могла отлучить их от Церкви…»******


Могла, но не отлучила. Зато, если верить сайту Псковской епархии, отлучила другого коммуниста – Дементьева. Почему? Потому ли, что он в своем гонении Церкви превзошел Ленина и Сталина? Или потому, что в отличие от двух вождей – не крещен? Но если он не крещен, то его и отлучать было нельзя…


В общем, здравый смысл подключать к этому делу надо осторожно и только в нужных местах.


 Евгений Бестужев оценил «псковскую анафему» «как некий устрашающий ход, в основном рассчитанный на тех людей, для которыхМама-Анафема церковная анафема все-таки что-то значит, для людей воцерковленных». Но, по мнению эксперта, «это еще раз говорит нам об опасных тенденциях, которые наметились в нашей стране и в нашем обществе, и в принципе - угрожающих самому существованию светского правового государства. Кроме того, подобная ситуация угрожает самому институту Русской Православной Церкви. Потому что, находясь вне критики, в каком-то особо привилегированном положении, над законом, такой институт, безусловно, будет разлагаться изнутри, что сейчас, к сожалению, и происходит».


О разложении РПЦ стоит поговорить подробнее, но не сейчас. Хотя бы потому, что существенные проблемы имеются и у противоположной стороны, пытающейся вступать в диалог, то есть у СМИ. Об этом говорили на семинаре сами журналисты, обращаясь, в частности, к Олегу Дементьеву. По мнению некоторых присутствующих, статья была написана небрежно, что и привело, в конечном итоге к тому, что дело в суде было проиграно.


У Анны Шароградской по этому поводу было несколько иное мнение: «Журналист берет то, что лежит на поверхности, публикует информацию и отвечает за нее, – считает она. - А уже компетентные органы должны проводить специальное расследование, если для этого есть причины… На Западе журналист имеет право писать и публиковать то, что он считает нужным, только если он не делает это с клеветническими целями. Если же это клевета и подтасовка, то журналист несет уголовную ответственность. У нас же в стране журналист должен приложить справку, документ. И мы должны понимать, что это проблема отечественной журналистики…»


Олег Дементьев обратил внимание на то, что большая часть его статей состоит из прямой речи, в них нет комментариев. И, следовательно, он всего лишь передал точку зрения местных жителей. «Другими словами, вы напечатали слухи», - ответили корреспонденту «Правды» оппоненты.


Слухи ли это? Их можно было бы так назвать, если бы люди не готовы были идти в суд и подтверждать свои слова. Но суд оказался не готов их выслушать. Кроме того, сама статья стала одновременно и заявлением в прокуратуру, что подтверждает серьезные намерения всех тех, кто согласился обнародовать свои фамилии на страницах газет.


Каков же итог полуторагодичной тяжбы? Наверное, это все-таки информация об анафеме. Совершенно не важно, было решение о ее наложении или нет. В постмодернистском обществе достаточно и одного сообщения о том, что оно было. Датских карикатур многие мусульманские фанатики, поджигавшие посольства, тоже никогда не видели. Но это не помешало им в отместку убивать первых попавшихся людей, которые им ничего плохого не сделали. Первоначальные факты не важны. Важна кость, брошенная под ноги. А мясо (информационное) нарастет. Появятся интерпретаторы. Они расставят все как надо. О том, кому это надо, каждый решает сам.


* Руководитель отдела межрегиональных связей и ведущий эксперт Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра «Стратегия»
** Директор Института региональной прессы
*** Отрывок «Теория немоты» из доклада о. Павла Адельгейма читайте в этом номере
**** rusk.ru // Протоиерей Евгений Соколов: Анафема Дементьеву - это призыв молиться о его вразумлении, 20.08.2009
***** там же
****** там же

Фото: Алексей Семёнов

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

XMbc1ybu3 | z7k9br2x@mail.com | 03:12 - 12.02.2017
At last, sonmeoe who comes to the heart of it all http://eqtbutu.com [url=http://wxioietunl.com]wxioietunl[/url] [link=http://pkuhrsphgs.com]pkuhrsphgs[/link]
ccCtStqprIVf | vhhm22hgfq@hotmail.com | 10:52 - 09.02.2017
Good point. I hadn't thohgut about it quite that way. :)
h4Mxfja2BF | smrst8uw3w@hotmail.com | 04:23 - 09.02.2017
Wonderful exlainatpon of facts available here.
Георгий | iapro@mail.ru | 10:52 - 23.02.2010
Анафема может быть наложена только на крещеного человека. Об этом и говорил отец Евгений (который был абсолютно уверен, что Дементьев крещен). В противном случае - это абсурд.
Олег Дементьев | ermak.48@mail.ru | 18:54 - 12.09.2009
Корреспонденция требует продолжения и более тщательного подхода к отражению фактов. Нельзя упускать из виду, что отдельные представители РПЦ МП поставили службу "Золотому тельцу" превыше веры в Бога, который "присутствует" как-бы промежду прочим. Эта тенденция крайне опасна, потому что жители все видят и у них подрывается вера в справедливость, а у кого-то и в Бога. Более ответственно нужно относиться к информации поступающей из самых представительных организаций, так как в данном конкретном случае "подставленными" оказались ПЛН и ПАИ, опубликовавшие информацию об анафеме, хотя это можно было сделать только после утверждения Патриархом. Кроме того, налагать на меня анафему Епархиальное собрание не имело никакого права, т.к. я не крещен и не имею с РПЦ никаких отношений (не молюсь, не соблюдаю постов. не праздную церковны праздников и т.д.). Неюольшое замечание автору корреспонденции А.Семенову: я не являюсь членом КПРФ, хотя партбилет члена КПСС сохранил. Для меня важна истина в любом деле, и защита людей от беспредела, который стали творить отдельные священнослужители