Есть в Донбассе «Утёс»

ПореченковСледователи МВД возбудили дело по части 4 статьи 260 УК Украины (участие в составе незаконных военизированных формирований в нападении на предприятия, учреждения, организации или на граждан). За это российскому актёру грозит лишение свободы на срок от 7 до 12 лет. Кроме того, пресс-служба СБУ сообщает о возбуждении в отношении актера дела по статье 258-3 (участие в террористической группе или организации). Санкция по этой статье - от 8 до 15 лет. На Украине уверены, что «Пореченков будет объявлен в международный розыск и не сможет покидать пределы России без риска ареста и экстрадиции».

«Гуманитарная миссия» («Псковская губерния»)

Прицельная стрельба стала частью того, что принято называть гуманитарной миссией

«П.  – Здесь? На моей земле?
В.  – Мы не задумывали ничего плохого.
Э.  – У нас были добрые намерения.
П.  – Дорога для всех открыта.
В.  – Вот и мы так себе говорили.
П.  – Позор, но это так».
Сэмюэл Беккет, «В ожидании Годо».

Эта новость прогремела даже больше, чем горячая новость о том, что во время празднования Хеллоуина во Владимире сгорел клуб «Моника Белуччи». Ни одну роль Михаила Пореченкова (первые пять лет своей жизни будущий актёр прожил в Псковской области вместе с бабушкой) не обсуждали с таким жаром, как его роль, сыгранную в аэропорту Донецка, когда актёр, надев синюю каску с надписью PRESS и такой же бронежилет, начал стрелять из крупнокалиберного пулемёта «Утёс».

Это вам не роль Поццо в спектакле Юрия Бутусова «В ожидании Годо», за которую Михаил Пореченков получил «Золотую маску». Много ли людей увидели этот спектакль? Это вам не Полоний в «Гамлете», сыгранный Пореченковым в МХТ.

Съёмки Пореченкова в аэропорту, в котором ведутся бои, смотрят, пересматривают и комментируют много дней подряд.

Одни считают, что стрельба в Донецком аэропорту - бесспорно лучшая роль Пореченкова. Другие называют его «террористом», «идиотом», участником «людоедского маньячного видео». На Украине против актёра открывают уголовное дело. Латвия закрывает для Пореченкова границу.

Людей, оправдывающих Пореченкова, не меньше, чем тех, кто увидел в нём идиота с пулемётом.

Кинокритик Михаил Трофименков уверен, что заслуженный артист РФ «поступил как мужчина». Он любит оружие, и вот ему предлагают пострелять из пулемёта. «Ну, как не пострелять?!» - задаётся вопросом Михаил Трофименков. *

О своей любви к каскам с надписью PRESS Пореченков ничего не говорил. И вдруг ему предлагают надеть каску, прикрывшись надписью «Пресса». Ну, как тут не надеть? И актёр, он же – телеведущий, преспокойно облачается в каску и позирует с пулемётом, временами постреливая. Куда именно летят пули – не видно. Но на звание народного артиста, возможно, он уже настрелял.

Сторонники Пореченкова считают, что всё ясно и стыдится нечего. Имеются в наличии «фашисты», и их надо отстреливать. Для этого хороши все средства, включая стрельбу из пулемёта «Утёс».

Но дело в том, что Михаил Пореченков отрицает, что стрелял по людям, в том числе по фашистам – мнимым или настоящим. Он говорит, что стрелял в воздух, и это был салют. И вообще, он приехал в Донецк «с гуманитарной миссией».

Правда, на кадрах не заметно, что, прицелившись, актёр стреляет в воздух. Но это, возможно, фигура речи. Когда стреляют в человека, то, в сущности, тоже стреляют в воздух. Воздух бывает в человеке – пока тот не испустит дух.

Тот же кинокритик Трофименков после стрельбы в Донецком аэропорту вписал фамилию Пореченкова в ряд великих: «Марина Влади, Эрнест Хемингуэй, Андре Мальро, Эррол Флинн поступали так же, как Пореченков».

Эррола Флинна Михаил Трофименков упомянул очень кстати. Правда, он добавил, что в 1936 году знаменитый актёр сбежал из Америки в Испанию для того, «чтобы участвовать в войне против фашизма».

С «войной против фашизма» не всё так просто. Флинна как раз подозревали в симпатии к нацистам, потому что он приехал в Испанию к своему приятелю Герману Эрбену, которого потом обвиняли в том, что тот работал на немецких фашистов. Но дело даже не в этом.

С Гитлером уже в 1936 году было всё ясно. Человеку, воюющему против фашистов, в том числе и против немецких, нечего было стыдиться.

Но Пореченков оказался не в Мадриде 1936 года, а в Донецке 2014 года. Разница очевидна, хотя и не всем.

Российские власти и соответственно государственные СМИ пытаются балансировать. С одной стороны – «фашистская Украина», а с другой – признание выборов, льготы на газ и т.п. То ли воюем, то ли торгуем. А может, воюем и торгуем одновременно.

Вот и Пореченков тоже оказался в такой ситуации. То ли приехал с гуманитарной миссией, то ли пострелять. То ли стрельба это и есть гуманитарная миссия. То ли холостыми стрелял, то ли боевыми.

Ответы Пореченкова уклончивы. Аргументы его сторонников сомнительны.

По мнению Михаила Трофименкова, осуждение Пореченкова - «это, безусловно, травля, то, что называется либеральный террор». В связи с «травлей» Трофименков вспомнил ещё и Александра Баширова: «Скажем, обструкции подвергается и мой любимый актёр и друг Саша Баширов, который из пулемета не стрелял, а просто поехал туда же тоже с гуманитарной помощью, не пиарился никак, выложил одну, по-моему, фотографию с ополченцами, все равно на его голову обрушились громы и молнии».Баширов

Александр Баширов действительно ездил недавно на Донбасс – навестить своего сына, воюющего в рядах противников официального Киева. Конечно же, это не первые и не последние артисты, приезжающие на фронт – поддержать тех, кто воюет с «украинскими фашистами».

Но сколько бы артисты туда не ездили, ситуация всё равно останется двусмысленной, потому что для одной аудитории надо говорить одно, а для другой – другое.

Представляете, если бы какой-нибудь советский артист, съездивший на фронт во время Великой Отечественной войны, вдруг начал потом оправдываться и говорить: «Я не стрелял в фашистов. Это был салют, и вообще, я стрелял по мишеням».

А Пореченков оправдывается, получая дозу критики даже от тех, кто ему должен сочувствовать. Например, от журналиста Максима Шевченко, сказавшего «Русской службе новостей»: «Здесь нет состава преступления, как считает украинская сторона, здесь есть подстава для журналистов. Теперь это видео позволит украинской стороне стрелять по людям в касках с надписью "Пресса". Пореченков не продумал свой поступок. Он мог снять бронежилет и каску, а потом стрелять. Журналисты к оружию не прикасаются».

Артист и телеведущий Пореченков не первый и не последний, кто, прикрываясь журналистским статусом, позирует с оружием на передовой.

Однако сколько бы журналисты не стреляли на фронтах холостыми или настоящими патронами, - это всё равно пустяки по сравнению с тем, что делают те же или другие журналисты и артисты за пределами окопов.

Люди с настоящими журналистскими удостоверениями по заданию редакций с помощью телесюжетов и статей разжигают войну с такой силой, с какой её не разжечь с помощью пулемётного огня.

Примерно то же самое с помощью СМИ делают и известные артисты.

Как поёт Александр Ф.Скляр в песне «Когда война на пороге»: «Надо просто выбрать оружие, которым сражаться». Скляр посвятил песню «Новороссии и всем ополченцам» и вместе с Пореченковым отправился в Донбасс, по той причине, что «у всех своё место в истории, и лишь предателям места там нет». Так поёт Александр Ф.Скляр. Ему кажется, что сейчас в этом миссия артиста – поддерживать огонь неутихающей войны.

«Надо просто выбрать оружие, которым сражаться».

Михаил Пореченков выбрал 12,7-мм крупнокалиберный пулемёт «Утёс».

* См.: Кинокритик Трофименков: «Марина Влади, Эрнест Хемингуэй, Андре Мальро, Эррол Флинн поступали так же, как Пореченков» // Телеканал «Дождь», 31 октября 2014.  

Фото:
Михаил Пореченков с «гуманитраной миссией» приехал в донецкий аэропорт.
Александр Баширов среди «ополченцев».

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий