Книжный архив. Гришковец I.

Следы на мнеМы продолжаем вспоминать рубрику «Одна книга – два мнения», существовавшую в «Городской газете» в 2006 – 2009 годах. Каждые две недели в газете появлялись две рецензии двух авторов на одну книгу. Первую неделю книгу читал один человек, вторую неделю – другой. Потом они записывали свои впечатления и всё версталось в одну колонку.

В предыдущих трёх номерах «Городской среды» мы привели три сдвоенные рецензии на книги Алексея Иванова. Следующий автор – Евгений Гришковец. Он попадал на страницы «Городской газеты», а затем и «Городской среды»* ещё чаще, чем Алексей Иванов.

Редакция.

№ 43 (171), 23-29. 10. 2007.

Гришковец Е. Следы на мне. М., Махаон, 2007. – 320.

I.
 Гришковец неисправим. И это признак класса. Судя по всему, он должен был бы давно превратиться в гламурного героя… Он выступает в ночных клубах. Он записывает диски с модными музыкантами. Он всюду. На радио, на телевидении, в интернете, в кино, в театре…

Однако наше время его не берёт в оборот. Евгений Гришковец не поддаётся.

Наоборот, он сам формирует моду. Моду на настоящую жизнь. Очередную книгу он его рассказов можно назвать книгой о Родине. Возможно, это лучшая вещь, которую он написал.

Он рассказал всем о реальных людях, с которыми сталкивала его судьба. О соседях, преподавателях, друзьях, о грязном мужичке из пельменной… Назвал их настоящими именами. Выбрал для рассказов простые слова.

Получилась былина. Эпос. В очередной раз Гришковец сошёл с проторённого пути, но не изменил себе. И оказалось, что это трогательный моряк и хэдлайнер ночных клубов – ещё и писатель-деревенщик (рассказ «80 километров от города»). Причем такой неожиданный деревенщик, что мэтрам тягаться с ним будет трудно. Даже единственная опечатка в этой книге заслуживает уважения: вместо колуна, герой берёт в руки и колет дрова клоуном.

Герои «Следов…» - я яркие и вроде бы необычные люди. И в то же время, вы запросто могли их встретить. Может быть, вы даже один из них и есть. Или чем-то на них похожи. Но первым решился рассказать об этом всему свету именно Гришковец. И здесь ничего удивительного нет. Он свободнее большинства из нас. У него были хорошие учителя, такие как сибирский шабашник Михалыч. Или бельгийский доктор. Тот самый, что ел держа в левой руке нож, а в правой – вилку. «Мне семьдесят шесть лет, - сказал он когда-то Евгению Гришковцу, - и знаешь, я думаю, что заработал себе право держать вилку в той руке, в которой мне держать её удобно».

И Гришковец держит… Не вилку, так перо, то есть шариковую ручку (компьютером он, вроде бы, не пользуется). И выводит этой ручкой такие вещи, которые другому и в голову не придут.

Алексей ВЛАДИМИРОВ

II. Всё в этой новой книжке нескладно и небрежно, начиная с названия: «Следы на мне». Что имеется в виду? Морщины? Шрамы? Наколки? Может быть, Евгений Гришковец всё-таки подразумевал следы, которые остались в его душе? От встреч, впечатлений, переживаний. Читая рассказы, понимаешь, что так оно и есть. Но тогда сборник нужно было назвать «Следы во мне». Пусть и звучит несколько коряво, зато более точно.

А вообще, поразительно, до белой и чёрной зависти, как иной творческий человек умеет раскрутить себя на все, нет, не сто, а двести процентов.

Со времен успешного моно-спектакля «Как я съел собаку» в художественном мире Гришковца, по сути, мало что изменилось. Та же доверительная интонация, тот же  сбивчивый эмоциональный трёп. Байки про жизнь с множеством деталей и повторов. Так и представляешь автора сидящим за кухонным столом в узком кругу ближайших приятелей.

выпив глинтвейна, он, захлёбываясь от нахлынувших горлом воспоминаний, изображает в лицах тех, кто так или иначе «наследил» в его биографии, стал героем писательской судьбы. А где-то между бутылками, снедью и посудой работает диктофон. Остальное – дело техники. Набить на клавиатуре и отредактировать получившийся текст. Такая вот незатейливая литература.

Никакого вымысла. Без особых затей и эстетских претензий Гришковец наговаривает свои наблюдения. Как писатель, он когда-то вырос из устных перформансов и к ним же вернулся. Сюжеты его рассказов просты и прямолинейны, как хронометраж футбольного матча.

На какой-то минуте наш рассказчик понял бессмысленность грубого физического труда. На другой – осознал, как сложно строить добрососедские отношения с людьми, что окружают тебя в повседневности. На третей – познакомился с человеком, определившим выбор профессии. Так персонажи, ставшие поводом к рассказу, расцвечивают однообразные страницы индивидуального существования пёстрыми красками общей истории.

«Следы…» Гришковца, по материалу, по теме, по тону, очень напоминают детскую прозу. Вернее, тот повествовательный приём, который назван «сказом», то есть повествованием от первого лица, но не взрослого, а ребёнка. Поэтому рассыпающиеся на абзацы и предложения, внешне бессвязные, многословные, рыхлые истории вдруг обретают единую, объединяющую их художественную идею.

Мы видим факты глазами не нынешнего Гришковца, а того, далёкого уже жителя Кемерово. Это погружение совершается незаметно, как-то походя, без напряжения, и потому  воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Хотя ясно, что не всё так просто.

 

 

Боря БУГАЕВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

06NUZXnczi | s06g5e5tw@yahoo.com | 06:03 - 17.04.2014
IMHO you've got the right ansrwe! http://avcujm.com [url=http://simniiziooj.com]simniiziooj[/url] [link=http://skiotpnzrzt.com]skiotpnzrzt[/link]
6Gqkn7Kh | lwf4bhypq@outlook.com | 13:22 - 16.04.2014
That's a smart answer to a diflucift question.
aWY34V54bb | 6iz0ydxgs@gmail.com | 11:27 - 16.04.2014
Canlilg all cars, calling all cars, we're ready to make a deal. http://mmdmlxut.com [url=http://evkvhnpdoyl.com]evkvhnpdoyl[/url] [link=http://uujksosxyq.com]uujksosxyq[/link]
ElGZA9Vz | l51tqu76n@gmail.com | 09:14 - 15.04.2014
IJWTS wow! Why can't I think of thgins like that?
LLAx1WsQfaL | 0muwxbfyh@hotmail.com | 04:54 - 15.04.2014
That's an ineelligtnt answer to a difficult question xxx
И. | | 22:52 - 20.12.2013
На третей – познакомился ===ТРЕТЬЕЙ