Проблески кино

ОттепельДеградировать российское кино начало ещё тогда, когда оно не было российским, то есть – в советское время. На закате перестройки даже знаменитые режиссёры не справлялись с неожиданной свободой и снимали какие-то совсем уж неприличные фильмы. Однако именно тогда – на рубеже восьмидесятых-девяностых – были сняты два многосерийных телевизионных фильма, переживших ту эпоху: «Жизнь Клима Самгина» режиссёра Виктора Титова и «Белые одежды» режиссёра Леонида Белозоровича.

«Жизнь Клима Самгина» впервые показали по телевидению в марте-апреле 1988 года. В 1992 году были завершены съемки «Белых одежд». Стало очевидно, что телевизионный формат не мешает качеству.

Это было время заката отечественного большого кино. С конца 90-х на большом экране чрезвычайно редко появлялось что-то, на что было не стыдно смотреть. Не лучше дела обстояли и на телевидении. Началась эпоха сериалов. С одной стороны, это спасало актёров, режиссёров, сценаристов и всех остальных кинематографистов от безработицы, а с другой стороны – сбивало фокус, размывало профессиональные рамки. Целое поколение кинематографистов пропало, выродилось…

На Западе в это время тоже дела обстояли не очень благополучно. «Золотая эпоха» кинематографа давно прошла. Зрители молодели, фильмы становились однообразными, хотя технически более совершенными. Однако краха, на подобие российского, там не случилось.

Новый творческий всплеск пришел оттуда, откуда не ждали – с телевидения. Там, в кабельных сетях, началась новая жизнь кино – на этот раз многосерийного, экспериментального, неполиткорректного, авторского…

В России такое пока невозможно. В смысле, на поток хорошее телевизионное кино поставить нельзя по финансовым соображениям. Но отдельные прорывы возможны – под честное слово, используя профессиональные и дружеские связи. Появление фильма «Оттепель» Валерия Тодоровского – добрый знак.

Во многом, успех «Оттепели» кроется в сценарии, авторами которого стал Валерий Тодоровский, Алёна Званцова и Дмитрий Константинов. Когда есть что снимать, то можно попытаться снять полноценное кино.

Полноценное – значит неплоское, многоцветное, сделанное не под копирку и в то же время понятное большому кругу зрителей. «Оттепель» Тодоровского – не авторское кино в том неприглядном виде, в котором его принято демонстрировать на фестивалях или в рамках «Закрытого показа». Жанры в «Оттепели» смешаны умело,  второстепенных ролей в фильме нет вообще. Александр Яценко, Евгений Цыганов, Анна Чиповская, Евгений Волоцкий … Особо надо отметить юную Ольгу Штыркову в роли дочери Хрусталёвых Аси.

Даже музыка Константина Меладзе, от которого многие ничего хорошего не ждали, в фильме «Оттепель» прочно вошла в ткань фильма.

Сейчас говорят: почему «Оттепель»? Где политика?

Они что – Хрущёва хотели увидеть? Сегодня такого рода «исторических» сериалов показывают множество. Вам одного «Брежнева» мало? Недостоверность этих фильмов невероятная. Прежде всего, она выражается в художественной неполноценности.

«Оттепель» - кино художественно полноценное, и это уже очень много.

Одну из ключевых сцен с произнесением во время свадьбы фразы «Усатого вынесли из мавзолея» в каком-нибудь другом фильме сыграли бы пафосно и потому банально. Но у Тодоровского всё получилось

Теперь, после успешного показа, ждут второго сезона «Оттепели». Бывает, вторые сезоны могут быть лучше первых – здесь важно правильно использовать инерцию разгона. Но в случае с «Оттепелью» такой уверенности нет. Гораздо интереснее было бы увидеть другие авторские телевизионные художественные фильмы. К нестандартной творческой активности располагает безумие сегодняшней жизни. Правда, это же безумие одновременно способно затормозить творческий процесс, если это касается дорогостоящего и находящегося под контролем государства кинопроцесса.

 

 

Алексей ВЛАДИМИРОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

Денис Ковальчук | star-r@narod.ru | 12:03 - 18.12.2013
Не согласен. Марионеточное кино на потребу аудитории центральных каналов.