Начало

Элисо ВирсаладзеНачало нового филармонического сезона в Пскове получилось в значительной степени грузинским.

11 сентября 2013 года на сцене филармонии выступила Элисо Вирсаладзе, а на следующий день там же - Хор Гремской Духовной семинарии. Это было случайное, но счастливое совпадение.

Секреты портретной съёмки («Псковская губерния»)

Начало юбилейного филармонического сезона в Пскове отметили запоминающимся концертом

Открытие 70-го филармонического сезона в Псковской областной филармонии началось с выставки. Выставка была музыкальной и называлась «Музыкальные портреты». Портретов было как минимум три: Людвига ван Бетховена, Сергея Прокофьева и Элисо Вирсаладзе.

Был ещё и четвёртый портрет – коллективный. Портрет симфонического оркестра Псковской областной филармонии.

Регулярное сотрудничество с музыкантами уровня знаменитой пианистки Элисо Вирсаладзе  не может не сделать этот портрет более привлекательным.

Концертный рояль «Steinway», такой дорогой ценой - со второй попытки -доставшийся Псковской области,  теперь гарантия того, что пианисты мирового уровня на псковской сцене будут выступать регулярно.

Элисо Вирсаладзе – как раз музыкант такого уровня. Её исполнительское искусство высоко ценили Генрих Нейгауз, Александр Гольденвейзер, Святослав Рихтер…

Псковские слушатели в этот вечер тоже вели себя как ценители – в перерывах между частями не аплодировали.

Хотя было бы интересно услышать тот же самый Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Людвига ван Бетховена с другим оркестром. Сравнить.

Бетховен – композитор коварный. Его музыка величественна и, значит, может сбивать с толку. Величие часто путают с пафосом, превращая Бетховена в автора бесконечных гимнов.

А Пафос всего лишь сын Галатеи и Пигмалиона, «дитя страсти». Однако когда хотят эту страсть продемонстрировать, то, бывает, скатываются на скользкую музыкальную дорожку: играют технично, громко, как бы взволнованно. Но это - искусственная взволнованность.

Исполнительский талант Элисо Вирсаладзе в том, что её игра по-прежнему волнует, потому что чувства у исполнителя - искренние.

Искусство и искусственность здесь не пересекаются. Неуместные, но яркие искры не вылетают.

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 Бетховена таков: сидишь в зале и долго ждёшь первого прикосновения к клавишам. Оркестр вводит слушателя в нужное состояние. А потом фортепиано с оркестром подхватывают тебя…Дальше летишь в зависимости от подготовки.

Вещь написана давным-давно, в 1800 году. Пушкину был год. Павла I ещё не убили. Бетховенский Концерт для фортепиано с оркестром № 3 сейчас для нас – как дворец, построенный в то же далёкое время гениальным архитектором.

Неописуемая красота, которую, однако, можно испортить неосторожной реставрацией или какой-нибудь неуместной пристройкой. А то ещё можно возвести что-нибудь на заднем плане – огромное и чужеродное. Так ведь поступают не только современные архитекторы, но и современные исполнители, переосмысливая классику.

Тем важнее, что 70-й филармонический сезон начался в Пскове с выступления Элисо Вирсаладзе.

После перерыва она не ушла отдыхать, а села в зал – послушать псковский оркестр и Симфонию № 7 Сергея Прокофьева.

Симфония эта – совсем недетская. Замечание существенно, потому что Седьмая симфония была написана по заказу Детского музыкального театра Наталии Сац.

Конкурент Дмитрий Шостакович, побывав в октябре 1952 года на премьере Седьмой симфонии Прокофьева, написал ему поздравительное письмо: «Я желаю вам жить и творить, по меньшей мере, ещё сто лет. Когда слушаешь такие сочинения как ваша Седьмая симфония, становится гораздо легче и радостнее жить».

Музыкальный обозреватель журнала «Нью-Йоркер» Алекс Росс в книге «Дальше шум. Слушая ХХ век» назвал эту симфонию «нежным задумчивым прощанием с миром». Через полгода Прокофьева не стало.

Одно другому не противоречит. Прощаться не обязательно под мрачные хаотичные звуки.

Вроде бы, коллеги-композиторы даже советовали Прокофьеву написать оптимистичный финал этой симфонии. Всё-таки, последние годы тучи над Прокофьевым часто сгущались, первая его жена-испанка Лина была арестована в 1948 году (вышла на свободу только в 1956 году).

И Прокофьев написал светлый оптимистичный финал. Хотя вряд ли это была попытка обезопасить себя и своих близких.

Он просто так чувствовал.

Композитор Николай Набоков, знавший Сергея Прокофьева очень хорошо, сказал, что Прокофьев – «большой ребёнок, который должен говорить правду в любой ситуации».

Речь, в том числе, и о музыкальной правде.

Симфонический оркестр Псковской областной филармонии (главный дирижёр и художественный руководитель – Геннадий Чернов) донёс до слушателей нежную задумчивость, заложенную композитором, без существенных потерь.

Кажется, что наиболее удачные концерты псковского оркестра связаны как раз с исполнением музыки ХХ века.

Так это или не так – в этом можно убедиться уже в ближайшее время, когда во время фестиваля «Crescendо» псковский оркестр выступит в программе «Симфоджаз и звезды Нью-Йорка».

* Элисо Константиновна Вирсаладзе (род. 14 сентября 1942, Тбилиси) — грузинская и российская пианистка, педагог. Народная артистка СССР. Окончила Тбилисскую консерваторию (1960—1966). В 1966—1968 годах училась в аспирантуре Московской консерватории, где её педагогами были Генрих Нейгауз и Яков Зак. Работала с такими дирижёрами, как Рудольф Баршай, Кирилл Кондрашин, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Рикардо Мути, Курт Зандерлинг, Вольфганг Заваллиш и др. Выступала в камерных ансамблях с С.Рихтером, Н.Гутман, О.Каганом и другими выдающимися музыкантами.

Алексей СЕМЁНОВ