Разбуженный город

Денис Мацуев в ПсковеФестиваль Crescendo – не просто десант звезд классики и джаза. За четыре года, которые этот фестиваль проводится в Пскове, это можно сказать наверняка.

Одна из участниц фестиваля, московская певица Полина Орбах, написала у себя на странице ВКонтакте: «Провела отличное время в Пскове. Куча впечатлений, красот, знакомств и нереальный концерт, который взорвал Псковскую филармонию! Какая радость петь с такими музыкантами!»

Впечатления, красоты, знакомства и «нереальные концерты» - всё это касается не только участников, но и многих зрителей. Даже тех, кто не смог попасть на концерты (для таких в один из дней была устроена открытая репетиция, собравшая почти полный зал).

Когда очень талантливые и очень веселые люди приезжают в таком количестве в небольшой город и живут в нем несколько дней, то вокруг немного меняется пейзаж. Сами понимаете, что меняется он в лучшую сторону.

Святослав Бэлза - ведущий концерта, который проходил в Большом концертном зале Псковской областной филармонии 2 октября 2012 года, произнес: «Псков – вне очереди, Псков – в обязательной программе».

Г-н Бэлза имел в виду, что лучшие музыканты - участники фестиваля Crescendo, несмотря на то, что «губернаторы разных регионов уже выстроились в очередь», по-прежнему будут каждую осень на несколько дней приезжать в Псков.

«Не бывает плохих роялей, а бывают плохие исполнители»

Более того, возможно расширение географии фестиваля Crescendo за счет других городов Псковской области. По крайней мере, пианист и арт-директор фестиваля Денис Мацуев тогда же, 2 октября, незадолго до своего выступления, сказал: «На будущий год мы можем сделать концерты не только в Пскове, но и в других городах вашей области. Например, в Великих Луках. Насколько я понимаю, там будет юбилей. Мы обязательно его отметим. Crescendo нужен псковской публике. И власть это понимает. Я глубоко убежден, что живая классическая музыка лечит и дает то, что не дают телевизор, газеты, интернет, даже записи… Живой контакт с такими выдающимися молодыми исполнителями не заменить ни чем. Я вижу – какой здесь огромный спрос».

Дениса Мацуева спросили: насколько хорош в смысле акустики Большой концертный зал Псковской областной филармонии?

«Я всегда говорю - не бывает плохих роялей, а бывают плохие исполнители. И плохих залов не бывает, - ответил арт-директор Crescendo. - Конечно, когда акустика хорошая – концерт воспринимается по-другому. Но если ты добиваешься успеха в зале без акустики, то значит - всё в порядке. В вашем зале я не вижу больших проблем. Зал, безусловно, неплохой. Здесь можно играть концерты – и камерную музыку, и с оркестром. Но, конечно, России необходимы 10-15 новых концертных залов. Они необходимы, как воздух. Но перед тем как начинается стройка - надо огромными буквами написать слово «АКУСТИКА». Так сделал Валерий Гергиев в Петербурге, так сделал бывший губернатор Омской области Полежаев. Тем же я занимаюсь в своем родном городе Иркутске. Туда приезжает Тойота. Это не марка автомобиля, а фамилия знаменитого акустика, который сделал более 80 залов во всем мире. Я уверен, что при таком подходе к культуре в вашем регионе, какой есть сейчас, у вас тоже с залами всё будет хорошо».

Если с залами у нас пока еще не всё хорошо, то с исполнителями, приезжающими на гастроли, всё в полном порядке.Андрей Иванов

Меньше чем за месяц в Пскове и окрестностях  состоялось семь полноценных концертов с участием музыкантов мирового уровня. Причем, большинство российских музыкантов-солистов специально приехали сюда из Германии, Италии, Австрии… Возможно, такой насыщенной классической программы не было еще никогда. И вероятно никогда больше не будет, учитывая то, что 1150-летние юбилеи Изборска ежегодными не бывают.

Более того, установлен и еще один рекорд. Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев) за четыре месяца в Пскове выступил трижды. Один раз – в июне 2012 года,  и дважды в октябре.
 
«Инструмент, как и жену, надо выбирать из собственных представлений»

2 октября за дирижерский пульт встал Денис Лотоев. В качестве увертюры оркестр исполнил «Славянские танцы Антонина Дворжака.

А потом, досрочно, не дожидаясь второго отделения, за рояль сел Денис Мацуев. Он хоть и заявил, что «не обязательно играть каждый день Второй концерт Рахманинова», но тут же добавил: «Хотя концерт Рахманинова тоже надо играть. То, что я сегодня и сделаю».

И сделал.

Музыка Концерта № 2 Рахманинова – гипнотическая, даром что посвящена врачу-гипнотизеру Николаю Далю, вылечившему 27-летнего Рахманинова от  трехлетней депрессии.

О том, сколько человек вылечил Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова – не знает никто. Но то, что очень много – сомнений нет.

Один из самых исполняемых композиторов на фестивале CrescendoБела Барток.

В первый день псковской части Crescendo-2012 прозвучал редкий Квинтет для фортепиано и струнных Бартока, а на второй день очередь дошла до его  Концерта для альта с оркестром.

Святослав Бэлза особо подчеркнул, что это произведение Барток не дописал, и заканчивал его Тибор Шерли.

В 2009 году тот же Концерт с тем же конферансом Бэлзы был исполнен на псковской сцене во время фестиваля  Crescendo лондонским украинцем Максимом Рысановым.

В тот раз Максим Рысанов не согласился с тем, что Барток Концерт для альта с оркестром не дописал. Альтист выразил уверенность, что все же дописал, а Тибор Шерли его только оркестровал, и именно эта оркестровка считается классической.

В 2012 году альтистка Юлия Дейнека умалять заслуги Тибора Шерли и комментировать авторство не стала.

Как и в 2009 году, Концерт для альта с оркестром стал не только одним из самых сложных, но и одним из самых запоминающихся произведений, прозвучавших на фестивале  Crescendo-2012.

«Каждый участник фестиваля получит глиняную статуэтку князя Довмонта, а вы раньше что-нибудь слышали об этом князе и вообще – что вы знаете о Пскове?» - поинтересовался я у Юлии Дейнека, живущей в Германии.

«Я знала, что Псков – один из самых старых городов в России с богатой истории и что здесь есть знаменитый Кремль, который я вчера издалека посмотрела, - ответила Юлия Дейнека. - Про князя, честно скажу, ничего не знала, но обязательно почитаю…»Джил Вэдди, Николай Винцкевич, Полина Орбах и Андрей Иванов в Пскове

Некоторые участник фестиваля все же нашли возможность добраться до Псковского Кремля и осмотреть его. И даже ввести в музыкальную ткань псковские мотивы (но это будет в последний, симфо-джазовый вечер).

Пока же скрипач из Кремоны (Италия) Сергей Крылов сыграл две цыганские темы - «Цыганку» Мориса Равеля и «Цыганские напевы» Пабло де Сарасате.

«Если обращать внимание на всё, что пишут – тяжело будет жить»

О псковском рояле «Steinway & Sons» мы рассказывали в прошлый раз , а теперь несколько слов о других музыкальных инструментах, на которых играли музыканты.

На мой вопрос об инструментах, с которыми музыканты приехали в Псков, скрипач Борис Бровцын, выступавший в первый и третий день, ответил так: «Сережа (Сергей Крылов – Авт.) играет на совершенно замечательной скрипке, сделанной его отцом. Юля и Саша (Юлия Дейнека и Александр Бузлов - Авт.), в каком-то смысле, родственники. Их инструменты сделаны одним и тем же мастером - Габриэлем Жебраном Якубом, который по совместительству еще является Юлиным мужем. Мой инструмент чуть постарше, ему лет сто, точно не знает никто. Мы с одной стороны должны огорчить, что здесь нет труднопроизносимых итальянских имен. С другой стороны мы все четверо очень довольны тем, что имеем.

Инструмент, как и жену, надо выбирать из собственных представлений, а не потому – понравится ли она твоим друзьям».

«Моя скрипка была сделана в 1994 году моим отцом Александром Крыловым в городе Кремона, где я живу до сих пор, - дополнил Бориса Бровцына Сергей Крылов. - В моем распоряжении есть еще одна скрипка - Антонио Страдивари 1734 года, стоящая 4,5 миллион евро, которая в данный момент находится в Метропотитен-музее в Нью-Йорке. Наш квартет (Дейнека, Бровцын, Бузлов, Крылов, – Авт.) играет на современных инструментах, и это вещь весьма неординарная».

Софья КипрскаяНеординарных вещей вообще в первые октябрьские дни в Пскове произошло немало. Возможно, больше всего их было во время третьего дня фестиваля – 3 октября, когда Большим симфоническим оркестром имени П.И.Чайковского дирижировал Роберт Шервеникас (музыкальный директор Литовского национального театра оперы и балета).

Литовский дирижер пообещал романтический концерт. Так и произошло. «В программе сегодняшнего концерта - романтическая музыка, - сказал  Роберт Шервеникас за несколько часов до выступления. - В ней особо выделяется Концерт для арфы с оркестром Нино Рота, написанный композитором сразу после войны и хранящий те эмоции. Концертом Нино Рота я буду дирижировать первый раз».

Арфу как солирующий инструмент услышишь не та уж часто, а в Пскове за последние четыре месяца это произошло дважды. Причем оба раза играл Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского (в первом случае – солировала Эмилия Москвитина). 

На этот раз вместе с федосеевским оркестром на арфе играла музыкант совсем другого поколения – Софья Кипрская.

«Все знают Нино Рота как автора музыки к фильмам Феллини и к фильму «Крестный отец», - лишний раз напомнила Софья Кипрская журналистам. - Но он, оказывается, еще написал Концерт для арфы с оркестром».

К Софье Кипрской у меня был всего лишь один уже традиционный вопрос: «Я задам вопрос, который задаю всем арфисткам. Иногда в оркестрах используют синтетические заменители звука арфы. Как вы к этому относитесь?». – «Вы имеете в виду синтезаторы?» - «Синтезаторы и маленькие электрические арфы». – «Неделю назад я купила маленькую арфу  и учусь на ней играть. Мне хочется на ней поиграть что-то другое – джаз, фолк, рок… Мне всё это интересно. Почему нет?»

В общем, если на следующем Crescendo Софья Кипрская начнет свинговать на арфе вместе с братьями Ивановыми, удивляться не стоит. Произошло же ведь такое с классической скрипачкой Полиной Репиной.

А начался третий фестивальный вечер с Концерта для скрипки с оркестром Яна Сибелиуса (солист - Валерий Соколов).

Псковичам Сибелиус близок хотя бы тем, что его памятник стоит на набережной Великой.

Второе отделение открылось двойным концертом для скрипки и виолончели Иоганнеса Брамса - солировали Борис Бровцын  и Александр Бузлов (Брамсу в Пскове памятник пока никто не поставил).

И все же, пожалуй, наиболее запоминающимся выступлением на Crescendo-2012 было исполнение пианистом Филиппом Копачевским Филипп КопачевскийКонцерта для фортепиано с оркестром Эдварда Грига. Вещь эта не менее знаменитая и мощная, чем Концерт №2 Рахманинова. В этом и сложность. Его играли и играют многие выдающиеся мастера.

Я спросил у Филиппа Копачевского: «Писатель Юрий Кувалдин когда-то в своем эссе «88 клавиш…» написал, что «юный Филипп Копачевский садится к роялю и с ходу, не раздумывая, играет лучше, чем Святослав Рихтер, чем Николай Арнольдович Петров, лучше, чем Глен Гульд». Мой вопрос, конечно, не в том, кто лучше играл или играет. Просто дальше у Кувалдина написано: «А о Филиппе мало говорят. В чем дело? В брэнде. Важнее самой игры - публикация об игре, о пианисте. Те – раскручены…». Филипп, вы согласны, что публикация об игре важнее самой игры?»

«Очень тяжело это комментировать, - ответил Филипп Копачевский. - Я видел эту публикацию, и она мне показалась весьма странной. Просто, возможно, человек не очень сведущ в музыке. Если обращать внимание на всё, что пишут – тяжело будет жить. Это и времени много отнимает, и эмоции - не всегда положительные». - «То есть сверхпохвала вас не вдохновляет». – «Во-первых, нельзя это назвать сверхпохвалой, потому что сама по себе эта фраза не очень компетентна и в музыкальном, и в этическом плане. Я не очень люблю сравнения. Здесь нельзя сравнивать, потому что речь о  разных эпохах. Всё это немножко глупо…».

Когда я тот же вопрос – о влиянии медиа, переадресовал другим участникам концерта, дирижер Роберт Шервеникас быстрым дирижерским жестом моментально передал слово скрипачу Валерию Соколову.

«Мы получаем по заслугам, - ответил Валерий Соколов за всех. - Нам, молодым, остается только заниматься и радовать слушателей. А медийная деятельность – уже другая стадия, которая наступает тогда,  когда путь становления пройден. Нашему поколению думать об этом еще рано».

Впрочем, иногда за новое поколение думают искушенные мастера. По этой причине французский скрипач и режиссер Бруно Монсенжон, когда Валерию Соколову исполнилось 18 лет, не стал дожидаться того, что тот пройдет весь путь становления, и снял о Соколове документальный фильм под говорящим названием «Прирожденный скрипач».

До этого Бруно Монсенжон снимал фильмы о Святославе Рихтере, Глене Гульде, Давиде Ойстрахе, Иегуди Менухине, Дитрихе Фишере-Дискау, Барбаре Хендрикс…

«Фильм мне, безусловно, мне очень помог, - признал очевидную вещь Валерий Соколов. – Хотя это даже не фильм, а просто снятый очень хорошим режиссером концерт. Ему так захотелось. Он делает только то, что считает нужным. Не агенты, не медиа ему не указ».

«Каждый раз мы ищем разные подходы»

Делать только то, что считаешь нужным – это почти джаз, а применительно к Crescendo-2012, - симфо-джаз, причем за «симфо» отвечал до этого времени находившийся в стороне симфонический оркестр Псковской областной филармонии под управлением Геннадия Чернова.

Михаил ИвановРаньше псковский оркестр уже выступал с участниками Crescendo разных лет – с Графом Муржой, Аркадием Шилклопером, Екатериной Мечетиной, но не в фестивальных рамках.

Появление в афише Crescendo-2012 псковского оркестра Денис Мацуев объяснил так: «Каждый раз мы ищем разные подходы. Мы знаем об успехах вашего оркестра. Не включить его в программу было невозможно».

Последний фестивальный день, по традиции, - время импровизаций, экспериментов и перевоплощений. Традиция была прервана в прошлом году, но возобновилась в этом.

Разножанровых солистов было много как никогда. Михаил Иванов (фортепиано), Андрей Иванов (контрабас), Николай Винцкевич (саксофон), Дмитрий Илларионов (гитара), Полина Лаптева (скрипка) Александра Могилевич (ударные), Джил Вэдди (вокал) и Полина Орбах (вокал).

Концерт, прошедший в БКЗ областной филармонии 4 октября, получил название «Симфо-джаз братьев Ивановых».

Андрей Иванов - постоянный участник Crescendo. Полина Лаптева на псковской сцене тоже выступала не впервые. Три года назад она вместе с Екатериной Мечетиной исполнила Сонату для скрипки и фортепиано Рихарда Штрауса. Однако сейчас было нечто противоположное. Вместо Рихарда Штрауса – Михаил Иванов и Хуан Тизол.Николай Винцкевич

Разумеется, метаморфозы в музыке иногда происходят и более радикальные. Например, когда-то классическая скрипачка Александра Могилевич в 15 лет села за барабаны и теперь профессионально занимается джазом в Нью-Йорке.

Созвучие барабанов Александры Могилевич и контрабаса Андрея Иванова в псковском концерте обращало на себя внимание.

Гитарист Дмитрий Илларионов псковским слушателям тоже должен быть знаком. В 2010 году он исполнял в БКЗ Концерт «Аранхуэс» для гитары с оркестром» Родриго. Это была, так сказать, популярная классика. Но на этот раз академический канон был разрушен.

Братья Ивановы начали концерт в русского блока – с пьесы, обозначенной как «Псковские перезвоны», сменившейся «Полетом Красной колесницы», а затем и зажигательной «Барыней».

Потом последовала «Колыбельная», обычно исполняемая  контрабасистом и гитаристом, но сейчас дополненная симфоническим оркестром. Затем был исполнен бурный «Выкуп невесты», после чего власть на десять минут всецело перешла филармоническом оркестру, который затеял свинг с помощью пьесы «Пусть грянет оркестр» Джорджа Гершвина и пьесы «Бразилия» Ари Джил ВэддиБаррозу (композитора и футбольного комментатора).

«Это редкий симфонический оркестр, который может свинговать», - прокомментировал услышанное Андрей Иванов, особенно выделив группу скрипок.

А потом инициативу в свои руки взял американец Джил Вэдди (вокал), чей род занятий не умещается на одной строчке. Его представляют не только как певца, но и как оперного композитора, танцора, хореографа, режиссера модных показов, актера, писателя, поэта…

В 1978 году Джил Вэдди сыграл эпизодическую роль в фильме-мюзикле «The Wiz» режиссера Сидни Люмета по сказке Лаймена Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Доротти в том фильме сыграла Дайана Росс, а Страшилу – Майкл Джексон.

С Майклом Джексоном Джил Вэдди пересекался не только в кино, но и на сцене. Некоторое время он танцевал в его группе.

В Пскове уже немолодой г-н Вэдди тоже не устоял на месте и спустился в зал, пробежавшись вдоль рядов и поднимая публику, а наиболее выразительным, наверное, получился номер, названный «Bells blues» (музыка Михаила Иванова, слова Джила Вэдди).

«Это песня тоже про Псков», - пояснил Джил ВэПолина Орбах и Длил Вэддидди со смехом.

В таком случае, и все остальные песни в этот вечер были «про Псков», в том числе «Route 66» Бобби Траупа (здесь к Джилу Вэдди присоединилась московская певица Полина Орбах) и «Фиеста» (музыка Михаила Иванова, слова Джила Вэдди).

Напоследок был исполнен «Караван» Хуана Тизола.

Постоянные слушатели Crescendо должны помнить, как той же пьесой заканчивали фестиваль в 2009 году. В той версии на рояле играл Денис Мацуев, на саксофоне - Георгий Гаранян, на скрипке - Граф Муржа, на виолончели - Борислав Струлёв, а барабанщик Дмитрий Севастьянов устроил десятиминутное соло, постучав по всему, что попалось под руку, включая контрабас Андрея Иванова.

«Караван» образца 2012 года был не столь длинным, но не менее экспрессивным. А главное достоинство каравана под названием Crescendо в том, что куда бы  его не занесло, он все равно вернется в Псков.

 


Фото на первой полосе: Михаил Иванов.

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

Will Kanoff | | 17:18 - 19.12.2012
Репортёру: Лёша, научись писать по-русски...