«Пока руки держат кисть…»

Алексей БольшаковВо время открытия своей персональной выставки в Псковском музее-заповеднике Алексей Большаков был немногословен. Девяностолетний художник сказал: «Пока глаза видят и руки держат кисть, я буду служить Родине». Все остальные слова произносили другие.

А художник сидел на скамейке и слушал. За его спиной было большое полотно с размытой дорогой, подбитым танком и наклонившимся телеграфным столбом. Он словно бы сидел на обочине этой дороги. Присел, чтобы отдохнуть, а потом отправиться дальше.

90 лет Алексея Большакову исполнилось 22 марта 2012 года. Многим сейчас кажется, что ветеран Великой Отечественной войны Алексей Большаков находился в лучах славы чуть ли не всегда. Однако это не так. Видимо, сказалась его несговорчивость. В партию он так и не вступил, свое творчество партийными постановлениями не измерял.

Первый альбом с репродукциями Алексея Большакова вышел, когда ему было 80 лет. Ни власть, ни другие художники признавать его не спешили. Даже предлагали вступать в Союз художников заново (из-за того, что потеряли документы). Это было издевательство. Но Алексей Большаков взаимностью не отвечал, в пререкания не вступал, предпочитая жить в стороне от интриг, в деревне, в Великолукском районе. Он до сих пор там живет.

Только во второй половине 90-х годов ХХ века его персональные  Алексей Большаковвыставки стали привычным делом. О пяти выставках я писал в «Городской газете». В этом номере все пять материалов, написанных с 2005 по 2008 год, собраны в один. До сих пор их в интернете не было.

Но об Алексее Большакове хочется сказать и в шестой раз. Его юбилейная выставка оказалась самой масштабной. Некоторые работы художник не видел много лет. Их вообще никто не видел. Они хранились в неподобающих условиях в музее. Кое-что пришлось реставрировать. И это стоило того.

На открытии говорили о «мощной сильной кисти», «яростной манере», «акте сопротивления безумию»…

Действительно, Алексей Большаков выбрал свой путь сопротивления. Он неспешно  занимается  своим делом. Его реализм – способ удержать реальность в рамках здравого смысла. В каком-то смысле, это более эпатажно, чем авангардистские эксперименты, которые, видимо, кажутся Алексею Большакову слишком суетливыми. А от его картин веет спокойствием.

Его новая выставка, как обычно, называется скромно – «Это русская сторонка». Валентин Курбатов объяснил реалистическую манеру художников-ветеранов тем, что они не могут наглядеться на мир, который они защищали. Поэтому их не трогает «ни сюрреализм, ни дадаизм». Возможно. Но Алексей Большаков, казалось бы, выбирает не самые красивые места. Во всяком случае, выставочный Псковский край он предпочитает не изображать. Наоборот, он уходит в сторону от проторенных путей, туда, где есть вещи, которые не бросаются в глаза. Их-то он и рисует, потому что там больше подлинности. Алексея Большакова можно понять. Он и сам такой – подлинный, надежный. Он и в 90 лет продолжает заниматься живописью.

Алексей СЕМЁНОВ

ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ

1. После урагана. 2005 год

Алексей Большаков родился в 1922 году в Петрограде. Учился живописи, но в Алексей Большаков19 лет, когда началась война, вместо творческой поездки в Алма-Ату отправился на курсы по подготовке офицерского состава в Ярославль. Командовал взводом, ротой.

Умение рисовать пригодилось и на фронте, где пришлось заниматься картографией. Закончил воевать Алексей Большаков под Кёнигсбергом.

Тот, кто не посетил галерею «На Бастионной», может подумать, что выставка с названием «Так победим!» посвящена войне. Совсем нет. Никаких батальных сцен. Солдаты воевали не только для того, чтобы потом говорить о войне. Воевали, чтобы был мир.

Мир Алексея Большакова – вдали от городов. Неброские российские пейзажи. Совсем нет людей. Хотя и там все неспокойно. Вот названия некоторых картин: «После урагана», «На небе мгла носилась», «Пепелище».

Но на каждое «Пепелище» найдется свой «Грибной дождик».

Картины Алексея Большакова живые, теплые. А если есть холод, то он тоже живительный. «Жив родничок», «Осенний мажор», «Осенняя мелодия». Реализм, да не совсем. Недоговоренность, полутона. Мажор, но осенний. Все-таки картины вселяют надежду.

А выставка называется точно так же как и картина – «Так победим!» На ней – вековая ель. Такую не сломит ни ветер, ни время. Хороший пример людям. После урагана начинается новая жизнь.


2. Без фокусов. 2006 год

Выставка «Сквозь годы» открылась словами владельца галереи  Юрия Брохмана …о  рекламной компании фильма «Ночной дозор». Чем сомнительнее продукт, тем больше требуется сил и денег, чтобы его «раскрутить». А четвертую по счету персональную выставку Алексея Большакова в галерее «На Бастионной» «раскручивать» не было никакой необходимости. Людей пришло столько, что было тесно. Люди знают, кто такой Большаков.

В данном случае  название «Сквозь годы» отражает суть происходящего. Некоторые работы ждали своего часа с пятидесятых-шестидесятых годов. И вот они здесь, в Пскове, вместе картинами, датированными 2005 годом. А художнику, между прочим, на днях Алексей Большаковисполнилось 84 года. Зрение, вроде бы, уже не то. Для улучшения зрения даже потребовалась операция. Но, глядя на картины Алексея Алексеевича, становится ясно:  видит он лучше большинства из нас. И при этом упорно не желает замечать вокруг себя грязи, предпочитая свет. Свет, от которого не надо жмуриться или тем более отворачиваться. Не тот свет, а этот. Художник пристально вглядывается в вещи, для большинства настолько обыденные, что как бы вообще перестающие существовать. Алексей Большаков же их не просто замечает, а погружается в суть этих вещей. Его картины (на выставки представлены в основном пейзажи) – не иллюстрации окружающей действительности, не изображения природы.  Это часть этой природы и есть. И Большаков – соавтор.

Названия многих картин – уменьшительно-ласкательные. «Зимний денек», «Стожок», «Родничок», «Солнышко пригрело», «Баньки в Герницовье», «Апрельский денек»… Почти в любом другом случае это выглядело бы, по меньшей мере, старомодно, если не сказать сильнее. Но здесь вопросов не возникает. Все естественно. Алексей Большаков кистью отмахивается от высокопарности и суеты и делает свое дело. И, как утверждают люди, его знающие, «остается одним из самых действующих художников Псковской области».

На открытии выставки кто-то, глядя на картины Большакова, произнес: «Не напишут так нынешние художники». Что значит – «не напишут»? Алексей Большаков и есть нынешний художник.  Потому что живет здесь и сейчас. И пишет, в чем каждый может лично убедиться.Алексей Большаков

Председатель Псковского отделения союза писателей России Александр Бологов сказал, что подобные реалистические картины по-настоящему могут понять и оценить только у нас, в России. А в Америке фотографии картин ценятся в десятки раз дороже самих этих картин.
На что другой председатель – псковского отделения союза художников Виктор Лысюк чуть позднее ответит: «Наоборот. Сейчас русское реалистическое искусство на Западе поднимается в цене. Все фокусы в искусстве проходят». Но, кажется, Алексея Большакова не слишком волнует валютный курс русского изобразительного искусства. Он крепко стоит на своем, похожий на вековую ель со своей картины «Так победим!».

3. Осень патриарха. 2006 год

Алексей Большаков, пожалуй, сейчас самый известный художник в Псковской области. А главное – заслуженно известный. Он и в свои 84 года продолжает свою известность приумножать. Освежает реальность, прокладывает для нас всех тропинки в глухомань (одно из излюбленных словечек Большакова), к лесным озерам. Короче, к истокам. И не только к истокам реки Великой, а к истокам вообще.

Алексей БольшаковХвалить его неловко (мэтр, все-таки), а ругать – не за что. К тому же слов о творчестве Алексея Большакова сказано множество.

Некоторые посетители выставки в Центральном выставочном зале на Ленина, 1 всматривались в картины чуть ли не в упор, пытаясь понять – как это художник так умудряется писать, что все у него выходит материально? Знаете ли, подобные вещи объяснить трудно. Для этого надо вначале начать жить так, как живет Алексей Большаков. Желательно, родиться до Великой Отечественной войны. Лучше – в Петрограде. Предпочтительнее – в 1922 году. В 19 лет отправиться на курсы подготовки командного состава. На войне – командовать взводом, ротой. Закончить войну в Кенигсберге. Прожить долгую жизнь, никогда не забывая о своем призвании. И смотреть на мир глазами Алексея Большакова

4. Судьба человека. 2007 год


На девятом десятке жизни художник Алексей Большаков представляет свои работы все чаще и чаще. И это вполне объяснимо. Художнику до сих пор есть что сказать, а людей, готовых его услышать, в смысле – увидеть его работы, становится все больше. В галерее «На Бастионной» открылась выставка «Судьба, судьбою, о судьбе» - к 85- летию со дня рождения Алексея Большакова.

Не то чтобы Большакова всегда считали мэтром... Для общепризнанного классика он слишком скромен. В свое время удалился в деревню, выставлялся редко, и только в конце прошлого века, не без участия галереи «На Бастионной», стал относительно часто появляться на публике.

И вдруг выяснилось, что художников много, а Большаков – один. Теперь ему прямо в глаза, не стесняясь, говорят: «Выдающийся мастер реалистического русского пейзажа». И спорить с этим желания не возникает. Это основательный художник. На его полотнах, мягко говоря, немноголюдно. Люди слишком суетливы, чтобы часто появляться на картинах Большакова.

Художник крепко стоит на земле. Он, провоевавший всю Великую Отечественную войну в пехоте, хорошо знает цену миру. И на его картинах царит мир.

Я  уже как-то писал, что он отмахивается от суеты кистью. Можно добавить, что он, подобно археологам, смахивающим пыль веков, уходит вглубь, к корням. И это возвышает. На лучших картинах возникает диалог неба и земли. Их скрепляет вода. Но не Волга, не Амазонка, не Нил, а река Сережа. А если речь о времени, то всего лишь о «Времени топить баньку». Звучит почти вызывающе. Не штурмовать, не подавлять, не казнить, а топить, причем - баньку. Не казнить, а миловать. Неплохой девиз.

Военное прошлое художника все-таки дает о себе знать. Но и здесь обходится без батальных сцен. Наоборот, на картинах о войне - смертельная тишина. «Ржаное поле брани». Подбитый танк, покосившиеся снопы… Прерванная жизнь. Танк не восстановят, а рожь, рано или поздно, взойдет снова.

Примерно треть представленных работ в галерее «На Бастионной» еще не выставлялась. Художник не считал их достойными внимания. Некоторые картины десятилетиями лежали у него без движения и, в конце концов, даже дождались реставрации. Но теперь они здесь. На ретроспективной выставке можно увидеть картины  конца 50-х годов вплоть до тех, что появились в 2007 году. Для того чтобы собрать их для юбилейной выставки, пришлось обратиться в музей и к частным коллекционерам. Скоро у коллекционеров появится еще ни один повод обратиться к творчеству Алексея Большакова. Из Пскова к себе в деревню художник увозит шесть квадратных метров чистого холста.

5. Весомое доказательство. 2008 годАлексей Большаков

В Пскове хорошо знают, что художников много, а Большаков – один. Галерея «На Бастионной» это доказывает регулярно. И вот в псковской галерее «На Бастионной» открылась выставка «Алексей Большаков в кругу друзей».
.
 86-летний мастер по-прежнему работает без устали. В этом он похож на свои картины. Нельзя же сказать, что устал ледоход, устал лес… На выставке можно увидеть его картины, написанные, в том числе, и в 2008 году.

Рядом с работами Большакова не потерялась живопись петербуржца Владимира Кожевникова, великолучан Бориса Лиханова, Александра Павлова и Инны Павловой, псковича Геннадия Алексеева. Их картины более многолюдны. Но в них тоже есть жизнь. Иногда она бьется, как рыба в воде (у Александра Павлова), иногда она затаилась и ждет (у Владимира Кожевникова), а иногда она проявляет себя самым неожиданным образом (у Бориса Лиханова)… Среди живописных работ можно увидеть и фотографии псковича Эдуарда Алексеева.

…За открытым окном на стадионе «747» шел очередной футбольный матч. Болельщики громко кричали речевки. На искусственном поле шла борьба… Пожалуй, это придавало открытию выставки особую прелесть. На табло мелькают секунды, на картинах Большакова время словно застыло… Два мира, одна жизнь.

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

OuntQURTzBj | por7lxwxte7@yahoo.com | 13:46 - 08.02.2017
I thinκ thiѕ іs one of thе most impoгtant infо for mе.And і am glad гeading your аrticlе.But wаnt to гemarκ on fewgeneгаl things, Τhe ѕite ѕtyleis perfеct, the &#9i72;rt0сleэ іѕ rеаlly nіcе : D.Good job, cheers
Татьяна | dub1233@mail.ru | 21:50 - 04.11.2015
Спасибо за статью о великом художнике и Алексей Алексеевич достоин персональной выставки в г.Санкт-Петербурге.
ольга кошелькова | | 22:02 - 01.06.2015
Эти публикации для меня, как своеобразный памятник Алексею Алексеевичу (год, как его нет). А скорее даже не памятник, а те самые добрые слова с изрядной долей почтительности, которых ему долгое время так не хватало... И ещё - до того хорош язык - сдержанный, органично-невесомый, что уходить со странички не хотелось... СПАСИБО!!!!!
василий | telec2009@rambler.ru | 13:48 - 14.12.2014
где можно купить метра...ХУДОЖНИКА картины