Олимпийская программа

Фестиваль38-й фестиваль русской музыки имени Мусоргского и Римского-Корсакова действительно получился необычным. Подробнее «Городская среда» о фестивале расскажет в следующем номере, когда фестиваль закончится. Однако уже сейчас понятно, что несколько заметных событий на нем уже произошло.

На открытии заместитель председателя областного комитета по культуре Зинаида Иванова сказала, что фестиваль будет «по-особенному особенный». И объяснила – почему: он включен в культурную программу Олимпиады в Сочи.

Но дело не столько в Сочи (где Сочи и где Псков), сколько в том, что, наверное, впервые специально к фестивалю было написано столько хорошей музыки.

Полгода назад псковский дирижер Банько предложил молодым композиторам (в основном, петербуржцам) сочинить что-нибудь о Пскове. Формат никакой не задавался. И композиторы написали. Премьеры прошли в субботу, 17 марта 2012 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии. Филармонический оркестр, возможно, никогда не исполнял столько премьер одновременно.

Названия новых произведений настораживали. «Древний город», «На реке Великой», «Княгиня Ольга», «Псковский кром»… Скучно, потому что банально. Тем более что к новым произведениям добавили всем хорошо известную кантату «Вече» Меркулова на стихи псковских поэтов (об этой кантате я однажды уже писал – в 2009 году в тексте «Обратная сторона).* Вот отрывок из той статьи:

«И юностью бредит земля...»

 После антракта стихотворцев на сцене сменили музыканты. XLIII Всероссийский Пушкинской праздник поэзии продолжил Симфонический оркестр Псковской областной филармонии (дирижер Геннадий Чернов). Вначале прозвучали подходящие в любом месте и в любое время «Сцена и вальс» из балета «Лебединое озеро» Петра Чайковского. И уж тем более было уместно исполнение симфонической картины «Полтавский бой» из оперы «Мазепа».

Но потом на сцене произошли изменения. К оркестрантам добавились Студентческий хор хоровой капеллы ПГПУ и два солиста: Любовь Батеева (сопрано) и Юрий Наконечный (баритон). Это означало, что настала пора исполнять кантату «Вече» Александра Меркулова.

Александр Меркулов – композитор псковский, но с 2002 года живет в Германии. И как только он туда уехал, то к юбилею Пскова написал кантату «Вече». В прошлом году в голландском Неймегене состоялась премьера. А теперь вот «Вече» прозвучало и у нас.
Это очень спорное произведение. Название подразумевает, что музыкально-поэтическим языком будет говориться о вече. Первая часть (текст написал сам композитор Меркулов) дает основание так думать. Хор дружно поет: «Вставай вольный город, подымайся / Скорей все на площадь, скорей…»

Но во второй части почему-то появляется княгиня Ольга (Александр Меркулов воспользовался «Сказанием о княгине Ольге» Станислава  Золотцева). После инструментальной «Ярмарки» следует четвертая часть – «Плач» (текст еще одной псковички – Ирины Фёдоровой). «Стая птиц кружится, / Сердце боль пронзила… Где супруг мой милый? / Где сынок мой звонкий?... Плачет русская женщина на бескрайней Руси»).

В кантате «Вече» намешаны месть древлянам («Запомнил мир, как тяжела / Псковской паромщицы рука…»), двусмысленные образы Валерия Мухина: «Где Великая с дочкой-Псковой слились в едином движеньи…» и многое другое. Очень характерен перл того же Валерия Мухина в пятой, заключительной части: «И юностью бредит земля…».

В музыке, которая должна, по идее, отражать демократическое вече, слишком много героическо-патетическо-монархического… Временами (за исключением второй части) это напоминает партийные гимны «эпохи развитого социализма».

И все же, по крайне мере, одно достоинство у кантаты «Вече» имеется: она написана не на стихи Пушкина.

Как бы то ни было, зал воспринял прозвучавшую кантату с восторгом. Букеты несли не останавливаясь...

…Были опасения, что молодые композиторы насочинят что-то в духе кантаты «Вече». Но нет, все вышло совсем по-другому. В каком-то смысле, произошел прорыв в новую реальность. Очень мощной, в почти хард-роковом стиле, получилась симфоническая картина «Псковский кром. Духи великих воинов» Антона Танонова. Увертюра «Княгиня Ольга» Вячеслава Круглика тоже была далека от типичных стилизованных под Мусоргского и Римского-Корскакова произведений. В общем, первая половина концерта, до тех пор, пока со сцены не донеслось плотоядное: «Где Великая с дочкой-Псковой слились в едином движеньи…», получилась по-настоящему энергичной и в профессиональном смысле неплохо сыгранной.

А на следующий день, 18 марта, в областной филармонии состоялся фортепианный концерт хорошо знакомой псковичам по фестивалю Crescendo Екатерины Мечетиной.

Окончание следует


* Обратная сторона, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=153

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий