Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Портретное несходство

ПсковАрт(Окончание. Начало в №6)
Свою новую галерею, разместившуюся в двух небольших помещениях Дома Сафьянщикова, художники творческого объединения «ПсковАрт» назвали галереей современного искусства «Дом на Набережной».

За этот дом и за право творить в нем они долго боролись и продолжают бороться. За прошедшее время они нажили много врагов и сами кое для кого превратились во врагов. А врагов надо знать в лицо.

Таким образом, первая выставка в новой галерее, официально вошедшая в программу так называемой «Всероссийской масленицы», посвящена исключительно автопортретам.

Куратор выставки Эдуард Шарипов считает, что «в автопортрете кроме как о душе художнику писать не о чем». Он уверен, что «здесь не нужна особая похожесть, так как художник пишет не для заказчика».

По мнению Эдуарда Шарипова, «это очередная попытка преодоления мертвечины прошлого».

Мертвечины в художественной сфере в ПсковеДом на Набережной Жбанов действительно невероятно много. Но преодолеть ее намного сложнее, чем заявить о необходимости преодоления. И в правду, это только  очередная попытка вырваться на свежий воздух. Нельзя сказать, чтобы слишком удачная.

Оправдывает участников выставки «Лицом к лицу. Автопортреты» другая фраза Эдуарда Шарипова. «Разность автопортретов художников – это разность живого», - сказал он

Разница между уровнем некоторых автопортретов настолько огромная, что напоминает пропасть. Заряды настолько разные, что между ними неминуемо должна проскочить искра, желательно – не одна.

Дмитрий Яблочкин запечатлел себя на фоне неба, а Анатолий Жбанов совершил нырок – «Нырок за золотой рыбкой». Илья Сёмин поместил себя в Запсковье, в среду ему очень близкую. Вероника Кучеровская разглядела себя в сумерках, Виктор Тимофеев раздвоился, изобразив себя в классическом виде, гуашью, и с помощью металлических предметов, включая безопасную бритву. Александр Донецкий в фотоколлажах вообще размножился на двадцать маленьких александров донецких (фото сделал известный всем журналистам Сергей ДонецкийН.).

Для тех, кто по какой-то причине не знает, как выглядит его источник вдохновения – обложка The Beatles «A Hard Day's Night», Александр Донецкий поместил на стенку обложку знаменитого альбома The Beatles. Там, где у The Beatles Леннон, Харрисон, Маккартни и Старр, у Донецкого один Донецкий. Или, точнее, двадцать маленьких.

- Не боитесь, что вас будут упрекать в том, что в отдельно взятом помещении вы пытаетесь затмить собой The Beatles? – спросил я Александра Донецкого.

- Я же не всерьез, - ответил г-н Донецкий.

Разумеется, не всерьез. В том–то и дело. 

Когда я увидел на открытии галереи «Дом на Набережной»  председателя Псковского отделения художников Виктора Лысюка, то предложил ему привезти на время в Дом Сафьянщикова кенгуру (кто не знает – в галерее регионального отделения Союза художников России на улице Ленина некоторое время демонстрировали живых акулу, кенгуру,  попугаев... При этом картины псковских художников, развешенные на стенах, снимать не стали).Донецкий

Когда Анатолий Жбанов узнал, что рядом с его картинами расположился зверинец, то пришел в галерею на улице Ленина и снял со стены свои картины.

Интересно, чем же принципиально отличается кенгуру от автопортретов Донецкого (их было два, второй "сварен" из топора, бутылки виски, презервативов и иконы «Неупиваемая чаша»)?

Границы между искусством и неискусством размыты настолько, что без искусствоведа не разберешься. А с искусствоведом – и подавно не разберешься.

Дохлая акула Дэмиана Хёрста, пропитанная  формальдегидом и проданная за 12 миллионов долларов, считается искусством. А живая акула – нет. Очень часто понятие «современное искусство» означает «дохлое искусство».

Донецкий автопортретВ этом смысле автопортреты, которые представил на открытии галереи Александр Донецкий – безусловно, современное искусство. Именно оно в первый день существования галереи привлекло наибольшее числу любопытствующих, затмив произведения Эдуарда Шарипова, Галины Дячок, Ирины Гурской, Ираиды Самойленко, Николая Самойленко

Сославшись на Набокова, Александр Донецкий сказал, что художник не тот, кто умеет рисовать, а тот, у кого есть идеи.

Идеи свои он выразил в виде нагромождения. К иконе «Неупиваемая чаша» подсыпал несколько упаковок презервативов, в пишущую машинку воткнул топор (что напечатано - не вырубишь топором), добавил несколько упаковок жвачки, свои очки с отломанной дужкой (маленький сын сломал), поставил бутылку виски, пепельницу с окурками. Сверху набросил ярко-красные стринги, а внизу положил несколько экземпляров своего рассказа об оральном сексе.

Все это, конечно, можно разбирать на части, в смысле анализировать. С одной стороны, икона как  Живоносный источник и Знамение,  изображающае Богоматерь с воздетыми руками и поясным образом Христа-Эммануила. С другой стороны - «Неупиваемая чаша», символизирующая вечный алкоголизм.

Все это Александр Донецкий обозначил как псевдосимулякр. Учитывая то, что симулякром (от лат. simulo, «делать вид, притворяться») считается копия, не имеющая оригинала в реальности, псевдосимулякр это притворство вдвойне. Иначе говоря - притворное искусство.

В моем представлении притворное искусство возникает без особого труда. Зачем уметь рисовать, если можно купить в церкви напротив иконку, а в соседнем ларьке Виктор Тимофеевпрезервативы и жвачку, и пользоваться среди посетителей выставки повышенным вниманием?

Вот и в этой статье Александру Донецкому уделено внимания больше, чем всем остальным художникам вместе взятым. Цель, вроде бы, достигнута.

Проще было бы просто промолчать. Но тогда бы это не отражало того, что происходило на открытии.

Хотелось бы думать, что «ПсковАрт», укрепившись в Доме Сафьянщикова и не утратив живой энергии, начнет более критично относиться к тому, что выставляет в своих стенах.
Окно
А то ведь мне тоже было предложено поучаствовать в следующей выставке, так сказать, «придумать что-нибудь».

Придумать недолго. Но все-таки лучше прежде научиться хорошо рисовать.

Однако так и быть, одну вещь я все-таки предлагаю вашему вниманию. Не для того, чтобы она участвовала в выставке, а для общего развития, и помещаю ее в виртуальную галерею.

Это фотография, сделанная в мастерской Эдуарда Шарипова несколько лет назад. Именно в этой мастерской теперь находится новая галерея. Тогда, два с половиной года назад, я фотографировал пулевые отверстия в окне его мастерской. Внизу расположися пивной бар.

На фотографии мутное-мутное стекло, разводы краски, четыре дырки от пуль, выпущенных из пневматического оружия. За стеклом торчит деревянный сортир-избушка, принадлежащий пивному бару «Карл Фридрих». Сортир почти заслоняет храм XV века - церковь Варлаама Хутынского на Званице.

Пожалуй, при желании этот сортир тоже можно причислить к современному искусству. Осталось только и в нем отыскать душу (или дырку). Желательно поспешить, пока там кого-нибудь не замочили.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

TZBWnVmOB | xquo1iq7@mail.com | 20:40 - 13.08.2016
Thanks for strating the ball rolling with this insight.
KH4aVfVr | vsla0191dx@mail.com | 11:08 - 11.08.2016
Wow, your post makes mine look febeel. More power to you!
ZvmRisKvPVji | vuow4xcb1v@outlook.com | 04:45 - 11.08.2016
Evnreoye would benefit from reading this post