Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Художественный объект

Дом СафьянщиковаВ Пскове открылась галерея современного искусства. Этому предшествовало противостояние, длившееся несколько лет. Художники творческого объединения «ПсковАрт» отстаивали свои права на Дом Сафьянщикова, в которых находятся их мастерские.

Наиболее заметным противостояние художников и представителей бизнес-власти стало в мае 2007 года, когда художники провели пленэр протеста. Тогда многим казалось, что «ПсковАрт» в стенах двухэтажного здания на берегу Великой продержится недолго. Слишком уж влиятельные люди решили выселить художников из исторического здания. Это были представители мэрии и областного собрания депутатов.

Наиболее заметной фигурой среди тех, кто претендовал на Дом Сафьянщикова, был депутат и предприниматель Игорь Смирнов. Когда к нему примкнули такие персоны как Игорь Гаврюшкин и Виктор Яшин, некоторые сочувствующие «ПсковАрту» подумали, что Дом Сафьянщикова отстоять не удастся.

Однако художники не сдавались. Полноценную информационную войну против них развернуть  так и не удалось. Хотя отдельные попытки предпринимались. Например,  со ссылкой на пресс-службу ГУ МЧС России по Псковской области была распространена информация о том, что «в помещении художественных мастерских по адресу Советская набережная д.9, принадлежащее общественной организации «ПсковАрт», было совершено возгорание».

 Возгорание действительно было. Но произошло оно в помещении, которое никакого отношения к художественным мастерским не имело.

Вскоре снова активизировалась Коммерческая палата города Пскова, которая, несмотря на многочисленные скандалы, продолжала свою деятельность. Очередной директор палаты отправил в общественную организацию «ПсковАрт» письмо, в котором интересовался: когда «ПсковАрт» собирается проводить в Доме Сафьянщикова капитальный ремонт? Художники ответили, что «проводить капитальный ремонт не представляется возможным, так как Дом Сафьянщикова – памятник архитектуры, и он подлежит реставрации».

Впрочем, никто из художников не спорил, что памятник архитектуры приводить в должный вид необходимо. «ПсковАрт» начал проводить благотворительные художественные акции «в Фонд спасения дома купца Сафьянщикова». Каждый художник «ПсковАрта» выставил для продажи несколько своих работ, которые были представлены на выставке «Стань меценатом» в галерее на Ленина,1.
Не смутила художников и бурная пьяная жизнь соседней пивной «Карл Фридрих», владельцем которой является Игорь Смирнов (окна мастерской художника Эдуарда Шарипова обстреливались из пневматического оружия).*

Успех  к «ПсковАрту» пришел не сразу. Вначале удалось добиться снятия незаконно повешенной на стену Дома Сафьянщикова вывески «Пиво-шашлык» и заменить ее вывеской «Творческие мастерские».

И вот, наконец, открыта галерея современного искусства. Рассказ о первой выставке будет опубликован в следующем номере, а пока что читайте о краткую историю противостояния в двух частях. Тексты впервые были опубликованы в «Городской газете» в мае-июне 2007 году.

Алексей СЕМЁНОВ

* Видное место, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=59



Часть первая

ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА

«Жизнь есть беспрестанно само себя порождающее и разрешающее себя противоречие».
Фридрих Энгельс, «Анти-Дюринг»

Диалектика

Можно было бы вспомнить несколько любопытных историй о том, как праздновали у нас в прошлом День пионерии. Тем более что он совпадает с днем рождения Николая II. Некоторые псковичи праздники успешно совмещали, и получалось нечто особенное. Но история творится на наших глазах. Вспоминать ничего не надо. Лучше коротко рассказать о том, что проходило только что, 19 мая 2007 года, возле Дома купца Сафьянщикова.

Общественное движение «ПсковАрт» там устроило перформанс «Два фасада одного дома». Этому предшествовала легкая перепалка в СМИ, связанная с тем, что на фасаде архитектурного памятника, в котором располагается общественное движение художников, неожиданно появилась огромная вывеска «Карл Фридрих» с надписями: шашлыки, пиво…

Надо честно сказать, что внутри здания никакого кафе нет. Так что желающих выпить и закусить, попади они в художественную мастерскую, могло бы постигнуть глубокое разочарование. Но дело даже не в этом. В исторической части города на архитектурном памятнике непонятно почему появляется вывеска сомнительной ценности. Впрочем,  владелец кафе «Карл Фридрих» депутат областного собрания Игорь Смирнов убежден в том, что все произошедшее – совершенно законно.

Отрицание отрицания

 На законности своих действий г-н Смирнов настаивал и в День пионерии, ссылаясь на результаты  личного общения с начальником отдела охраны объектов культурного наследия комитета Псковской области по культуре и туризму Людмилой Солдатенко. Это тем более интересно, что г-жа Солдатенко накануне выступила с заявлением, что ни хозяйственные работы, ни установка павильонов летнего кафе «Карл Фридрих» рядом с Домом Сафьянщикова, ни реклама кафе на фасаде с ней не согласовывались.

В День пионерии г-н Смирнов был настроен благодушно. То есть от своих слов о неблагодарности художников не отказывался, но в помощи уже не отказывал. И, кроме того, напомнил собравшимся, что «потребности человека многогранны, но первично – питание». И, под пионерский салют, выразил готовность продолжить облагораживать Дом Сафьянщикова. Именно его усилиями был приведен в порядок тот самый фасад, на котором позднее появился пивной баннер. А еще он высказал предположение, что если бы «Карл Маркс и Фридрих Энгельс не любили пиво, то они бы не создали свое великое учение». – «А Сафьянщиков пиво любил?» - задали депутату вопрос. Но за г-на Смирнова ответил кто-то другой: «Он пил водочку».

Количество и качество

Водочке и пиву в этот день здесь все же предпочли чай, для чего вынесли на улицу самовар. А на соседнем «необлагороженном фасаде», в пику «облагороженному», вывесили картины.

Выставка под открытым небом была не долгая, но убедительная. Убедительность была, прежде всего, в разнообразии. Можно было увидеть работы Эдуарда Шарипова, Анатолия Жбанова, Ирины Гладун, Анатолия Портнягина, Владимира Бердышева и примкнувшего к ним скульптора Владимира Черненко.

Влад Выговский взял на себя всю ответственность за самовар. Особенно в тему в этот день были публицистические картины Анатолия Жбанова – с зеленым змием и прочими атрибутами пьяной русской жизни. Могло бы получиться и вообще – эпично. Дело в том, что незадолго до открытия выставки возле Дома Сафьянщикова появился бульдозер и произвел некие действия, живо напомнившие о знаменитой бульдозерной выставке. Но затем площадка перед фасадом освободилась для написания картины и ваяния скульптуры.

Капитал и прибавочная стоимость

Художники всячески подчеркивали, что все происходящее – творческий акт. Они не с кем не борются. Однако хотят, чтобы с ними считались. А то сегодня без спроса вывеску повесят, а завтра … Были даже произнесены слова о том, что над домом  может «нависнуть гильотина продажи».

Представители власти, конечно, ни о какой продаже речи не вели. Наоборот, вице-мэр Пскова Валерий Петров предпочитал говорить о развитии, о необходимости сделать в доме кровлю. Новая кровля дому действительно нужна. А вот нужна ли ему крыша?

Кстати, над вывеской «Карл Фридрих» (между прочим, скрывающей адрес дома) художники, доведя ситуацию до полного абсурда, вывесили специально нарисованные портреты всемирно известных бородачей - Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Все это сопровождалось доносившимися из колонок пионерскими песнями, вроде «Наш друг верный, товарищ-барабан». Барабана, правда, не было, но баранки к чаю – имелись. Вскоре из колонок донеслось и еще более знакомое: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг». 

Художников объединения «Псков Арт» назвали «пионерами смычки искусства, власти и бизнеса». Вещь это, возможно, полезная, но, как мы видим, не безболезненная. Посмотрим, какое, на этот случай, найдется обезболивающее.

 

Часть вторая

КОММЕРЧЕСКАЯ ПРАВДА

По-прежнему напряженной остается обстановка вокруг дома № 9 на Советской набережной (Дом купца Сафьянщикова).

Местный престиж

Все-таки не зря имена Карл и Фридрих ассоциируются с коммунизмом, а коммунизм с экспроприацией.

В мае на памятнике архитектуры XIX века, в котором пока еще располагаются творческие мастерские Псковского регионального общественного движения «ПсковАрт», неожиданно появилась вывеска «Пивной бар Карл Фридрих».

Это возмутило художников. Причем здесь пивной бар? В художественных мастерских проходят мастер-классы для детей, а тут «пейте пиво пенное». Как выразился художник Эдуард Шарипов: «Развратить население – много денег не надо, а вот кого-нибудь воспитать…»

 Три недели назад вице-мэр Пскова Валерий Петров и депутат областного собрания и, по совместительству, владелец пивного бара «Карл Фридрих» Игорь Смирнов решительно опровергали слухи о грядущих переменах.

Однако спустя всего неделю мэр Пскова Михаил Хоронен издал постановление, по которому Дом купца Сафьянщикова передается в хозяйственное ведение муниципальному предприятию «Псковская коммерческая палата».

Городские депутаты инициативу мэра немедленно поддержали. А ведь репутация «Псковской коммерческой палаты» небезупречная. Она часто упоминается в СМИ в связи с судебными тяжбами и сомнительными сделками. По мнению художников, передача дома этому предприятию для «эффективного использования» может привести к тому, что художественные мастерские окажутся в Доме Сафьянщикова лишними.

Престижное место

 Двадцать лет назад Псковский горисполком передал художникам запущенное здание. В то время там жили бомжи, дом разрушался…

Художник Анатолий Жбанов убежден, что «если бы нас все эти годы в доме не было, дом бы разобрали».

Получается, что художники выполнили свою функцию, сохранили стены, паркет, дождались нового времени. Не пора ли им снова уходить на чердаки и в подвалы?

Участники «ПсковАрта» взяли на себя охранные обязательства. Дом, впервые упоминаемый в 1874 году, по мнению руководителя «ПсковАрта» Ирины Жбановой, подпадает под действие федерального законодательства, регулирующего вопросы культурного наследия. Сейчас осуществляется регистрация действий права аренды.

Документы сданы в Федеральную регистрационную службу. Не потому ли мэр так спешит? Ирина Жбанова прокомментировала постановление мэра так: «Нас возмущает негативное отношение со стороны администрации города к культуре в целом и, в частности, – к художникам нашего города». Свое возмущение она выразило письменно – обратившись в прокуратуру. Петербургская диаспора псковичей (среди которых есть и правнук купца Сафьянщикова) написала письмо Михаилу Хоронену. Но есть одна беда – дом находится в престижном месте. Берег Великой, неподалеку Кремль. Здесь бы гостиницу какую-нибудь устроить. Или ресторан. А тут какие-то непонятные художники со своими художествами. Правда, две трети всех псковских выставок – это плоды творчества движения «ПсковАрт». Но каков от этого финансовый эффект? Возможно, именно так рассуждают те чиновники, кто вовремя вспомнил о существовании Коммерческой палаты.

Все эти проблемы обсуждались на открытии выставки «Россия – Родина моя». Она открылась в читальном зале Центральной городской библиотеки 8 июня. Пригласили и мэра Пскова. Он, естественно, не пришел. Зато в читальном зале центральной городской библиотеки появились Игорь Смирнов, советник мэра Валерий Воробьев, другие официальные лица. Но выступать они не стали, а стояли в стороне и слушали о том, как «полуобезьяньи мальчики пытаются отобрать здание». Первым, по-английски, удалился Игорь Смирнов…

Выставка «Россия – Родина моя» открылась накануне Дня России. Это символично. А еще более символично то, что Коммерческая палата займется «более эффективным использованием» объекта культурного наследия.

 

 

Алексей ВЛАДИМИРОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

Яна | 4ereshnja@3g.ua | 16:41 - 25.06.2012
Большая просьба сообщите,пожалуйста,контакты Влада Выговского.Его ищут друзья-художники(Украина).