Музыкальные итоги 2011 года

Уже лет шесть в «Городской среде», а до этого – в «Городской газете» существует традиция подводить музыкальные итоги года. Всегда было о чем писать. И 2011 год был не хуже предыдущих. А в чем-то даже лучше.

Без снисхожденияМацуев и Башмет

Как обычно, главное место предоставляется классике. Тем более что прижившийся в Пскове фестиваль «Crescendo» позволяет писать о музыке без снисхождения. Уровень неизменно высок. Музыка и исполнители не расходятся друг с другом. Правда, в 2011 году фестиваль «Crescendo» добрался до Пскова в усеченном варианте, без джаза. Три дня вместо пяти – это мало, хотя другие провинциальные города и о таком мечтать не могут.

Фестиваля могло бы и не быть, если бы не закончившийся в последний момент ремонт филармонического зала. Он стоял без ремонта более полугода. Сроки открытия постоянно откладывались. Зато смета за ремонт и прочие работы столь же постоянно увеличивалась. И все же фестиваль «Crescendo-2011» снова начался именно в Пскове. В последний момент, к началу осени, купили и настроили рояль «Steinway», привели в порядок зал (прежде всего – сцену).
http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=1097

http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=1103

Правда, осадок остался. За предыдущие пожары никто не ответил. Десятки миллионов потрачены на то, чтобы всего лишь вернуть утраченное. И это значит, что в Пскове по-прежнему самый лучший зал – без оркестровой ямы, с маленькой сценой, не слишком хорошей акустикой и тесным вестибюлем. Зато появилась будка охранника и новая противопожарная система.

Лето 2011 года заранее объявили музыкальным и связали еще с одним фестивалем. Оказалось, что это уже перебор. Так что объявленный на лето 2011 года генеральным продюсером «Crescendo» Давидом Смелянским еще один псковский фестиваль - на открытом воздухе, в Кремле, так и не состоялся. Без денег фестивали не проводятся. Привести в Псков на один день хороший оркестр уровня тех, которыми управляют Спиваков или Башмет, стоит примерно 7 миллионов рублей.


Сдержанное проявление радости

Однако и Спиваков, и Башмет в Псков в 2011 году с выступлениями приезжали. Оба предстали как дирижеры.

Фестиваль «Crescendo-2011» начал разбег под фанфары. Музыканты Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» во главе с Юрием Башметом и зрители в зале словно бы образовали вокруг рояля хоровод. И уже во время исполнения Концерта № 1 для фортепиано с оркестром, до-минор, Oр. 35 Дмитрия Шостаковича стало понятно, что оркестр под руководством Башмета – лучший из оркестров, приезжавших в Псков на фестиваль «Crescendo». С исполнения этого Концерта Денис Мацуев открыл концертную жизнь филармоническому роялю «Steinway» (сгоревший в 2006 году чешский рояль «Petrof» в свое время в Пскове презентовал ушедший в 2011 году знаменитый пианист Николай Петров).

И все же лучшим классическим концертом «Городская среда» признает июньское выступление в Пскове Национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова. http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=1002

Спиваков приехал в Псков с Национальным филармоническим оркестром, чтобы представить молодого скрипача Сергея Догадина и заодно поучаствовать в Пушкинском празднике поэзии.
Спиваков
А после перерыва, когда Сергей Догадин остался за кулисами, так сказать, начались танцы. Первоначально предполагалось, что это будут «Симфонические танцы» Рахманинова, но размер сцены театра драмы не позволил разместиться всем музыкантам. Поэтому Национальный филармонический оркестр исполнил музыку, которую знают все: балетные сюиты из «Лебединого озера» и «Щелкунчика», и вальс из балета Чайковского «Спящая красавица».  И уже в самом конце, по просьбе зрителей, прозвучала музыка Хачатуряна. Владимир Спиваков выбрал «Лезгинку» из балета «Гаянэ». Репертуар был, самый что ни на есть, популярный, следовательно – заигранный. Таким трудно произвести впечатление на тех, кто ждет от музыки не только узнаваемости, но и глубины. Однако оркестр под руководством Спивакова не стал дразнить придирчивых критиков, устроив сдержанный праздник.

После концерта у Спивакова поинтересуются: какие у него требования к музыкантам при исполнении Хачатуряна? Сам-то композитор, когда репетировал с оркестром, просил: «Играйте громче, еще громче!» Владимир Спиваков ответит: «У меня тоже есть одна просьба: не играть громко. Играть потише. Это европейский класс. Сильный человек никогда не показывает своей силы».

И Спиваков дал понять, что не любит чрезмерного форсирования и давления. «Должен быть какой-то воздух во всем, - пояснил он. - В человеческих отношениях, в звуке, в жизни…»

Айдар ГайнуллинЭстрадная страда

В 2011 Симфоническому оркестру Псковской областной филармонии исполнилось 15 лет. Празднества прошли в конце года. Но лучшее, на мой взгляд, выступление состоялось еще весной. Причем его трудно назвать классическим, хотя на сцене вместе с псковскими музыкантами был постоянный участник «Crescendo» Айдар Гайнуллин.

Стиль, в котором работает Айдар Гайнуллин, я бы назвал «евразийское танго». http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=883 В его репертуаре есть мелодия «Евразия», хотя в основе представленной в Пскове программы – музыка аргентинца Астора Пьяцоллы, включая сверхпопулярное «Libertango». Плюс собственные сочинения Айдара Гайнуллина, в том числе и музыка к фильму «Эйфория».
К концу псковского выступления на сцене театра драмы Айдар Гайнуллин даже запел. И что важно, симфонический оркестр Псковской областной филармонии во главе с дирижером Эдуардом Банько весь вечер очень неплохо взаимодействовал с солистом, уловив дух «евразийского танго». Это было одно из лучших эстрадных выступлений в Пскове в этом году. Также как и концерт Николая Носкова.

«Это самый первый концерт в таком составе», - рассказал Николай Носков, представляя своих музыкантов. В первую очередь, имелся в виду струнный квартет – скрипки и виолончель. Плюс контрабас, клавишные, барабаны и акустическая гитара. Особая роль отводится гитаристу Александру Рамусу.

Начался концерт с песен с альбома  «По пояс в небе» - «Зачем», «Спасибо», а завершился самыми известными  вещами - «Снег», «Я не модный», «Это здорово»… В середине же концерта Николай Носков преподнес несколько отрывков, на театральной сцене звучавших особенно уместно. Он еще не оставил мысли снять фильм «Гумилёв» (музыкально-драматическое фэнтези). Фильма пока нет, а песни на стихи Николая Гумилёва уже есть. В Пскове прозвучали «Я был один» (сцена расстрела поэта) и «Озера» (сцена расставания Гумилёва и Ахматовой). http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=882

И все же наиболее цельными и мощными оказались два концерта Евгения Дятлова. Первый из них, акустический, состоялся в том же театре драмы, а второй – в открывшейся после ремонта филармонии. Особенно примечательным получился летний концерт.Дятлов

Сейчас в репертуаре у певца и актера сотни песен и романсов. Причем к каждой песне у Дятлова свой подход. Когда он поет, то не избегает актерской игры, но делает это сдержанно. И вот эта сдержанность, помноженная на вокальное и драматическое мастерство, позволяет сказать, что Дятлов - один из лучших наших певцов, поющих по-русски.
http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=984
http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=1146

Неправильная музыка

Проще всего было выбрать лучший псковский рок-концерт. Их, в последнее время, бывает не так много. Не считать же лучшими систематические наезды в город группы Пикник.

Поэтому лучшим приходится признать концерт московской группы Everything is made in China (EIMIC), состоявшийся весной 2011 года в клубе «TIR». Свои альбомы музыканты EIMIC записывают в Канаде, поют на английском.

Майкл ТомасКорни музыки EIMIC, скорее всего, не в земле, а в небе. Музыка у них получается космическо-космополитичной... Очень важную роль играет видеоарт. Его транслируют во время выступления.  Музыканты EIMIC продемонстрировали, что действительно - на сегодняшней отечественной сцене это одна из лучших групп, жестких и романтичных одновременно. Жанр обычно обозначают как инди-рок и пост-рок. В качестве шутки предлагаю назвать их стиль пост-Radiohead.

Столь же просто было определить лучший джазовый концерт. Разумеется, это было ноябрьское выступление американского трубача Майкла Томаса на сцене филармонии.

Ноябрь-2011 - очень насыщенное событиями время. Настолько насыщенное, что на концерте я был, а написать о нем времени так и не нашлось. А в газете не нашлось места. Пожалуй, такой казус произошел впервые. Однако и спустя два месяца не поздно сказать, что Майкл Томас в сопровождении квартета Алексея Черемезова напомнил слушателям, что джаз – искусство неправильное, тем он и хорош.

Помню, основатель псковского симфонического оркестра Александр Роор сказал мне в перерыве этого концерта: «Какая разница между тем, как играет наш саксофонист и тем, как играет их трубач!»

Да, все дело в «неправильности». Не в чистоте исполнения, а в свободной импровизации и свинге. Майкл Томас, играющий джаз в духе своего учителя Майлса Дэвиса (времен, когда Дэвис еще не скрестил джаз и рок) делал что хотел. Впрочем, российские музыканты этому не то что не мешали, но придавали американской музыке европейский лоск. Но ровно настолько, чтобы джаз не превратился в академическую музыку. Остается ждать следующего приезда Алексея Черемизова. В прошлый раз он выступал вместе с американской певицей Шарон Кларк.

По традиции, «Городская среда» немало внимания уделила выступлениям рок-музыкантов мирового уровня. Подобные концерты в Пскове не проходят, так что действие перемещалось в Санкт-Петербург, где чрезвычайно убедительно выступили Роберт Плант и Роджер Уотерс.

Поклонники жесткого звучания зря переживали насчет Роберта Планта. Им, учитывая последний его альбом, казалось, что на сцене Роберт Плантбудет доминировать кантри. Но оказалось, что вживую его группа Band Of Joy, когда это требовалось, легко переходила умозрительные границы, и очередная  гитара Бадди Миллера  с легкостью достигала хард-роковых прИделов. Рассказы о том, что Плант будто бы устал от рок-музыки, на глазах превратились в россказни. Плант и в 62 года все тот же – энергичный и доброжелательный, хотя по сцене, на подобии Мика Джаггера, не бегает и не молодится. Даже Роджер Уотерс, когда привозил в Россию «Стену», один раз пробежался по сцене.
http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=1058

«Стена» была действительно монументальна. В хорошем смысле. Это был из тех немногих концертов, о которых заранее знаешь, что все будет хорошо. Один из основателей английской группы Pink Floyd  за три дня разрушил в России две стены и улетел. Следом отправились 25 грузовиков с аппаратурой и декорациями.

«Стена» в некотором смысле производит угрожающее впечатление. Но не тем, что в ней летают бомбардировщики и свиньи. Угрожающее в смысле нечто неизбежное, что невозможно остановить. Монументальное, как стихия, но при этом сочиненное и сделанное людьми. Продуманное. Правда, тем, кто находился от сцены далеко, самого Уотерса было не просто разглядеть. А наблюдать за ним было не менее интересно, чем за бесчисленными визуальными фокусами.

Одно из самых сильных впечатлений второго отделения – исполнение «The Show Must Go On» («Шоу должно продолжаться»). В оригинале песня, построенная на многоголосии, исполняется в духе The Beach Boys и с участием сессионных вокалистов The Beach Boys. Роджер УотерсНа концерте вокальная группа вживую до мельчайших деталей воспроизвела эту песню, в которой говорится об утрате свежих впечатлений от выступлений перед публикой. Судя по живой реакции музыкантов, им такая утрата не грозит.
http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=950

2012 год, судя по всему, в музыкальном смысле будет не менее интересным. Так что новые рецензии в «Городской среде» непременно появятся. Однако не следует забывать и  о старых. Они постепенно будут пополнять те рубрики наверху главной страницы, которые до недавнего оставались незаполненными. Настало время заполнить пустые клетки. Первым начала пополняться рубрика «Рок-музыка». Предполагается, что в ближайшие месяцы там появятся еще тридцать-сорок статей (репортажи с концертов и рецензии на альбомы, опубликованные в 2005-2011 годах). Скоро должны дойти руки и до классики, и до джаза, и даже до авторской песни.

Алексей СЕМЁНОВ


Музыкальные итоги 2009 года

http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=389

Музыкальные итоги 2010 года

http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=797

 

В качестве дополнения, для сравнения, помещаем музыкальные итоги 206, 2007 и 2008, опубликованные в свое время в бумажной версии газеты.


Музыкальные итоги 2006 года

«Сегодня мы вспомним музыку, которая звучала в нашем городе в прошедшем году. Хит-парадов устраивать не будем. Слишком все это субъективно. Но некоторые имена назовем. Кто-то потом обязательно начнет спорить, не найдя среди упомянутых музыкантов тех, кого хотел бы увидеть. Но это не страшно. Музыкантов надо не видеть, а слышать». Именно так писала «Городская газета» ровно год назад. Настало время подводить очередные итоги. Хит-парадов мы по-прежнему устраивать не будем. И начнем, естественно, с классики.

Переменная облачность

Очень противоречивый получился год. Наш симфонический оркестр осенью 2005 сменил название, а чуть позднее – главного дирижера и художественного руководителя. В конце концов, сменилась даже главная сцена для выступлений и репетиций. Августовский пожар в филармонии сделал свое дело. Этот пожар можно было бы назвать самым ярким впечатлением года. В прямом смысле слова. Но лучше не называть. Ярких событий и без пожара было предостаточно. Причем, со знаком плюс. 

Дважды на сцене Большого концертного зала Псковской областной филармонии выступал пианист Владимир Мищук. Первый раз – с симфоническим оркестром, которым тогда еще дирижировал Александр Разумов, приехавший из Минска. Помните, какой после того концерта получился резонанс? Шум был, как после какой-нибудь скандальной телепередачи. Вот она – сила искусства и сила печатного слова. Музыкальная общественность тогда в устной и письменной форме обсуждала – хорошее было исполнение или провальное. В профессионализме Мищука почти никто не сомневался. Сомнения были в нашем оркестре. Не испортил ли он 1-й концерт Чайковского и особенно 3-й концерт Прокофьева? Кое у кого даже возникли опасения, что оркестр прикроют, в смысле – оптимизируют. Не прикрыли. Да и не могли прикрыть. Тем более что концерт, по-моему, был сыгран достойно. Иначе Александр Разумов бы и не позволил сыграть.

Прояснения

А вот французский виолончелист Марк Дробинский выступал уже с оркестром, которым дирижировал Геннадий Чернов. Тогда я сказал, что это было лучшее выступление нашего филармонического оркестра в 2006 году. Дело происходило в апреле. С тех пор сыграно было немало, но я до сих считаю, что то выступление оказалось действительно лучшим. Особенно когда Дробинский исполнял вариации на тему рококо Чайковского.

А через день в БКЗ снова выступал Мищук. На этот раз – сольно. Конечно, слушать в Пскове через день Владимира Мищука и Марка Дробинского – это даже какое-то излишество, но иногда себе можно позволить лишнего.

Весна вообще получилась насыщенной классической музыкой. Классическая получилась весна. Не каждый год такое бывает. Из Петербурга приезжали Варвара Соловьева, Елена Горшунова и Сергей Романов (Академии молодых певцов, художественный руководитель – Лариса Гергиева). На фоне выступления «Хора Турецкого» это выглядело чем-то свежим и настоящим. Что уж говорить о майском концерте американца русского происхождения Михаила Яновицкого. Он играл на не сгоревшем еще тогда рояле Petrof.
Чем хорош Яновицкий? Тем, что не подгоняет музыку под себя, не подстраивает ее под свое видение мира, не эксплуатирует, а живет ею. Было бы неправильно говорить, что Яновицкий переиграл Мищука. Это ведь не спорт. Но он еще раз показал, что хорошую музыку надо не только любить, но и уважать.

Совсем недавно наш оркестр замахнулся на «Травиату». Пригласил для этого солистов из Петербурга и Вены. Концертное исполнение получилось непровинциальным. Впрочем, когда на сцене появляется Олеся Головнева, иначе и быть не может.

Но, на мой взгляд, наиболее цельным, профессиональным, ударным было совсем другое выступление. Многие уже догадались, что речь о гала-концерте «Дуэль теноров и басов». Затеял эту дуэль Давид Гвинианидзе («Геликон-опера»). К нему присоединились Владимир Огнев из Большого театра, Алексей Сулимов из Музыкального театра под управлением Бориса Покровского… Получилось настоящее шоу, в котором, судя по всему, Давид Гвинианидзе вообще силен. Он придумал и «Королевский турнир», и «Девичий переполох», наладил связи с Западной Европой и Америкой. Вот это-то и настораживает. Чем более заметными станут их выступления, тем меньше шансов, что какое-нибудь классическое шоу Давида Гвинианидзе и Фонда «Таланты мира» снова доберется до нас.

Мало помалу

А теперь о грустном. Если чего-то и не хватало в Пскове в 2006 году – так это хорошего джаза. Ушедший год в этом смысле явно уступает 2005 году. Запомнился, разве что, концерт Сергея Манукяна. Впрочем, Сергей Манукян только отчасти играет джаз и ничуть не меньше – соул. Дружеский альянс фальцета и скэта плюс переговоры на высшем уровне Павла Чекмаковского с гитарой…  Нет, были, конечно, и другие джазовые концерты. Даже с участием нашего симфонического оркестра. Но псковской публике этого явно недостаточно.
 
Искать не приходится

Оптимисты считают, что рок-н-ролл еще жив. И спорить с ними бесполезно. В Пскове и окрестностях  в 2006 году выступали многие знаменитости. ДДТ, Вячеслав Бутусов и Юпитер, НОМ, Колибри, Ногу свело, Ковчег с Ольгой Арефьевой… Даже после этих выступлений находятся люди, которые продолжают упрямо твердить: «рок-н-ролл жив. И все тут».

Хотя кое-что живое и веселое все-таки на нашей рок-сцене случалось. Млад и стар, Вермишель-Оркестр, Маркшейдер Кунст… Пелагея устроила в Пушкинских горах короткий, но запоминающийся концерт. В очередной раз клуб «TIR» оживили петербургские музыканты из Tequilajazzz. После одного из их выступлений я назвал Tequilajazzz скульптурами-монументалистами. Потому что они умеют высекать из своих гитар и барабанов звуки, которые другим высечь не под силу. Приезжают они в Псков не часто, но всегда вовремя. Чаще всего – в тот же «TIR». Клуб всегда по такому случаю заполняется в меру трезвыми и в меру интеллигентными людьми. Виновников торжества долго искать не приходится. Как поется в песне, «во всем виновата текила».

Но есть в России такая группа, которая на сцену «TIRа» просто не поместится. Если иметь в виду то представление, которое они любят и умеют устраивать. С куклами, ходулями и прочими изысками. Имеется в виду «Пикник». А вот в клубе «Супер» Эдмунд Шклярский с «Пикником» поместился. И запомнился. Магический реализм был в действии. Хотя концерт получился не идеальный. Было к чему придраться. Однако даже при этом я бы рискнул назвать выступление «Пикника» лучшим в прошедшем году. Но если вы не согласны – спорить не буду.

А вот если бы кто-нибудь мне сказал, что июньский концерт Jethro Tull был так себе – я бы поспорил. Правда, было это не в Пскове, а в Петербурге. Но «Городская газета» об этом тоже подробно писала. Потому что это был как раз идеальный концерт. Хотя таких и не бывает.

Мы уже сообщали, что в наступившем году наконец-то начнется восстановление БКЗ Псковской областной филармонии. Артистов уровня Jethro Tull восстановленный зал, конечно, все равно не привлечет. Но многие ожидания почтеннейшей публики должны оправдаться. Хотя и до восстановления в Пскове будет что послушать. А нам будет о чем написать.
       
    Алексей Семенов                                                                                                              


Музыкальные итоги 2007 года

По традиции, подводим итоги музыкального года в Пскове и окрестностях.

Музыкальных открытий в 2007 году не произошло. Точнее, произошло только одно музыкальное открытие – открытие филармонии. И это означает, что следующий музыкальный год будет гораздо богаче ушедшего.

В 2007 году интересно было наблюдать за Симфоническим оркестром Псковской областной филармонии. А вот слушать наш оркестр было не всегда интересно. Особенно, когда к пульту становились Пётр Шахов или приглашенные дирижеры. Итальянец Мизар Лука Лоренцо Паскарелли попытался подарить псковичам бетховенскую увертюру к «Эгмонту», «Неоконченную симфонию» №8 Шуберта  и симфонию №1 Чайковского. Итальянец вместе с оркестром справился только с музыкой Чайковского, махнув рукой (с дирижерской палочкой) и на Бетховена, и на Шуберта. Американец Брайан Хьюз тоже пробовал дирижировать нашим оркестром. На этот раз досталось Роберту Шуману и его симфонии № 2. От исполнения некоторых жизнеутверждающих частей симфонии можно было легко впасть в депрессию. Наиболее убедительно прозвучала только одна часть - скорбная. Из депрессии слушателей смогла вывести музыка Чедвига и Копленда. Все это происходило весной. И перспективы оркестра тогда были туманны. Но, как показали недавние выступления оркестра, летние каникулы пошли на пользу. Симфонический оркестр вновь зазвучал. Непоправимого не произошло. Слушатели не разучились ходить на симфонические концерты. Хотя отдельные выступления наводили именно на такую мысль. Особенно это касается сотрудничества с пианистом Владимиром Мищуком.

Музыканты такого уровня как Мищук  приезжают в наш город не часто. И это надо ценить. В результате же вышел конфуз. Оркестр вовремя не обзавелся даже партитурой. Лидия Токарева в нашей газете написала: «Оркестранты не попадали в такт, и в финале маэстро, оставив всякую надежду на беспомощно машущего палочкой дирижера, уже сам и солировал, и дирижировал, как мог – из-за рояля-то: кивал головой в такт и отстукивал сильную долю ногой…» К счастью, через полгода оркестр уже можно было слушать без опасений. Достаточно назвать концертное исполнение «Иоланты» с участием певцов Большого театра (Петра Мигунова, Ирины Бикуловой, Михаила Губского, Андрея Григорьева, Владимира Красова). Дирижировал Геннадий Чернов. По-псковским меркам, это было качественное выступление. Видимо, лучшее выступление нашего оркестра в ушедшем году. Да и сам факт того, что псковичи вновь смогли услышать всю оперу целиком, говорит о неплохих перспективах. В 2006 году исполнили «Травиату». В 2007 году – «Иоланту». Интересно, что дальше?

И все же наиболее цельное впечатление произвел другой классический концерт – с участием солистов Академии молодых певцов Мариинского театра. На сцене Большого концертного зала из музыкальных инструментов был только кабинетный рояль, за которым сидел не слишком удачливый аккомпаниатор. И все же концерт порадовал. Голоса Михаила Колелишвили, Ларисы Юдиной, Анны Маркаровой и Андрея Бондаренко звучали по-настоящему. Никаких поправок на местный уровень делать было не надо. Репертуар был – из популярной классики, а то и вообще – «Вдоль по питерской». Но популярная классика бывает обманчива. Она может расслаблять певцов и музыкантов. Мы в 2007 году имели возможность слышать, как жалко звучали самые известные вещи Чайковского. А вот певцы из Академии показали профессиональный подход к репертуару. Рахманинов, Дель-Акуа, Моцарт, Гершвин, Мусоргский… Не важно. Прежде чем выходить на сцену, надо погрузиться в музыку, почувствовать ее.
Если я назову этот концерт лучшим в 2007 году, на меня обидятся немногие.

Еще одним примечательным событием 2007 года был приезд в Псков (из Нью-Йорка через Москву) композитора Александра Журбина. И даже не столько его приезд, сколько  общение известного композитора с музыкантами духового оркестра псковского детского дома. Оркестр «Геликон» создал Александр Роор. «Я, честно говоря, не ожидал ничего особенного, - сказал на встрече Александр Журбин. – Но музыканты очень хорошо играют. Обычно даже взрослые духовики «киксуют», а здесь сыграно совершенно идеально… Я много езжу по стране, но подобный оркестр такого качества есть только один в России». Видимо не зря «Геликон» становится известным и получает награды. 

А теперь о совсем уж об отдельной теме – о приезде в Псков в феврале 2007 года Елены Серединской (доцента Санкт-Петербургской консерватории, мастера исторического исполнительства). В зале школы искусств она исполняла произведения Моцарта, Шумана и Чайковского. В зале находилось человек сорок. Но приезд такого значительного музыканта как Елена Серединская все равно стал для Пскова событием. В первую очередь потому, что она дала в нашем городе мастер-класс. Да и просто общение с Еленой Серединской было запоминающимся. Прошел год, но ее рассуждения о музыке,  о Символе Веры, о России остались в памяти. «Чем больше ты вникаешь в классику, тем больше ты показываешь в себя. Это неизбежно… произведение тебя наизнанку выворачивает, перетряхивает все темные углы… Чем талантливее произведение, тем больше оно из тебя вынет того, что ты в себе не подозревал».

Алексей Семёнов


Музыкальные итоги 2008 года

Год назад, подводя музыкальные итоги года, «Городская газета» написала: «Музыкальных открытий в 2007 году не произошло. Точнее, произошло только одно музыкальное открытие – открытие филармонии. И это означает, что наступивший год будет гораздо богаче ушедшего».

Все так и вышло. Особенно повезло любителям классики и, в первую очередь, оперы.

Ленский расстрел


 В 2008 году на сцене Псковской областной филармонии можно было услышать «Пиковую даму» и «Евгения Онегина» Петра Чайковского и «Свадьбу Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта. Причем, опера Моцарта  была исполнена в сценическом варианте, для чего Симфоническому оркестру Псковской областной филармонии под управлением Геннадия Чернова, из-за отсутствия оркестровой ямы, пришлось спуститься в первые ряды партера. А на сцене, тем временем, пели петербуржцы Григорий Якерсон, Никита Захаров, Екатерина Кудрявцева, Людмила Шкиртиль…

«Пиковая дама» и «Евгений Онегин» появились в Пскове благодаря ежегодному Всероссийскому Пушкинскому театральному фестивалю. Концертное исполнение «Евгения Онегина» Московским академическим музыкальным театром им. Станиславского и Немировича-Данченко (дирижер Феликс Коробов) запомнилось больше, чем «Пиковая дама» (ее привез театр «Санкт-Петербург опера»). Петербургский оркестр под управлением Вадима Афанасьева играл ровно настолько, чтобы большая часть зрителей после антракта вернулась в зал. А вот москвичи Алексей Долгов (Ленский), Елена Максимова (Ольга), Андрей Батуркин (Онегин) и Наталья Мурадымова (Татьяна) в этот  зал спускались, метались по сцене, смеялись, переживали… И эти переживания, отчасти, все-таки передались зрителям. Лишь сцена дуэли была сыграна намеренно минималистично. Ленский не упал, а повернулся спиной к зрителям и, через некоторое время, тихо удалился. Это привело к тому, что моя пожилая соседка, не услышав слов: «Убит?» - «Убит», - облегченно прошептала: «Слава Богу, разошлись…» В общем, одним Ленским на свете осталось больше.

Турнирная таблица


Два раза в этом году в Псков приезжал московский тенор из «Геликон-опера» Давид Гвинианидзе. Весной он привез в филармонию басов, баритонов и теноров, устроив «Королевский турнир». Девять оперных певцов на одной сцене – для провинциального города явление редкое. Каждый из них для турнира выбрал что-то чрезвычайно известное (из Глинки, Масне, Верди, Мусоргского, Чайковского…) Хотя чем известнее ария, тем легче ее испортить. Но певцов, которые выступали в тот вечер в Пскове, это не касается. Планка была поднята высоко, задевали ее – редко. Певцы состязались не друг с другом, а с теми самозванцами, кто вообразил себя певцами. С теми, кто назначил себя в «великие артисты». Алексей Сулимов, Оганес Горгиян, Юрий Баранов, Михаил Давыдов, Григорий Осипов, Дмитрий Скориков, Валерий Обухов и Давид Гвинианидзе на голову разбили на этом турнире своих виртуальных и фонограммных соперников.

Второй раз Давид Гвинианидзе пел в филармонии в октябре. На этот раз обошлось без турнира, басов и баритонов. Тенора Алехандро Олмедо из нью-йоркской «Метрополитен-опера» и Георгий Гайваронский (выступающий в Большом театре, «Геликон-опера», оперных театрах Токио и Киото) и сам Давид Гвинианидзе выходили на сцену поочередно. Гала-концерт начался с извинений – от имени Германа из привычной псковичам «Пиковой дамы»: «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой…» Псковичи, похоже, только и ждали, чтобы их покой нарушили… Заканчивая концерт, певцы обещали в недалеком будущем наш покой нарушить еще не раз, то есть, приехать снова. Но это уже будет зависеть от кризиса, гастрольных графиков и того, как сойдутся на небе звезды.

Редкие птицы


Дважды в 2008 году за дирижерский пульт на псковской сцене становился англичанин Йохан Кац. В апреле этот ценитель редкой музыки сыграл с нашим симфоническим оркестром произведения Эдварда Мирзояна, Эдварда Блоха, Джералда Финци… То есть то, что без г-на Каца псковичи вряд ли когда-нибудь услышали. Причем, Йохан Кац создал на сцене и в зале настолько праздничную атмосферу, что стало понятно: продолжение следует. Только непонятно было – когда? Оказалось, что в ноябре. На этот раз на вооружение были взяты произведения Лео Вейнера, Сэмюэля Барбера, Уильяма Уолтона… Это был один из лучших концертов нашего Симфонического оркестра Псковской областной филармонии за всю историю его существования. Хотя я бы выделил еще и другой ноябрьский концерт – с виолончелистом из Франции Марком Дробинским. Но здесь, конечно, все внимание было приковано к Марку Дробинскому, которого можно слушать почти бесконечно. Во всяком случае, я его слушал дважды, и этого мне не хватило.

Переживание


Казалось бы, заранее можно было сказать – какой концерт классической музыки в уходящем году в Пскове был самым лучшим. Июньское выступление в филармонии Национального филармонического оркестра России во главе с художественным руководителем и главным дирижером Владимиром Спиваковым. В качестве солистки пригласили Татьяну Павловскую из Мариинского театра.

Действительно, концерт прошел с успехом. После «Сицилианской вечерни» Джузеппе Верди стал аплодировать даже милиционер возле сцены. На бис Национальный филармонический оркестр исполнил искрометную «Свадьбу Луиса Алонсо» Хименоса. Создалось впечатление, что маэстро прямо на сцене досрочно открыл ту самую огромную бутыль, подаренную ему в честь пятилетия со дня рождения оркестра, предварительно ее как следует встряхнув. И оттуда во все стороны посыпались музыкальные брызги. Затем, исполняя штраусовскую польку «На охоте», Владимир Спиваков сделал несколько попыток выстрелить вверх из припасенного по такому случаю пистолета. Но это ему не удалось. Несмотря на то, что это оказалось единственной осечкой в тот вечер, я бы  не назвал этот концерт лучшим в 2008 году. Все-таки чувствовалось, что псковское выступление для выдающегося музыканта - одно из многих. Единственная репетиция началась минут за сорок до концерта, программу спешно перекраивали…

Совсем по другому отнеслись к делу постановщики и исполнители оперы «О-Нацу» современного японского композитора  Иссэя Цукамото. За основу автор взял старинный роман Тикамацу Мондзаэмона. Режиссер-постановщик спектакля - Светлана Григоруца, художественный руководитель и дирижер - Александр Соловьёв, руководитель проекта - Маргарита Каратыгина. Они, в отличие от максимально загруженного Спивакова, никуда не спешили. Поэтому, наверное, и получилось то самое, что задумывалось.

Людей в этот ноябрьский вечер на японскую оперу пришло раз в десять меньше, чем на Национальный оркестр в июне. И я тоже ничего особенного не ждал. Старояпонский язык, флейта сякухати… Экзотика. Но оказалось, что дело не в экзотике, а, прежде всего, в музыке. И в артистах, которые эту музыку не пережевывают, а переживают.

Утверждать, что дирижер Александр Соловьёв лучше, чем Владимир Спиваков, - было бы глупо. Просто происходящее на сцене было более гармоничным. Музыканты (не только студенты, но и лауреат Всероссийского конкурса Bella Voce Ольга Веселова, солист Большого театра Андрей Архипов, солист Музыкального театра имени Натальи Сац Лев Красовицкий…) готовились к этой премьере очень долго и по-настоящему прочувствовали эту трагическую историю из чужой жизни, сделали ее свей. В этот вечер все оказались на одной волне. В зале не было случайных людей. На сцене их, тем более, не было. Зрители увидели во всех отношениях очень красивый спектакль. Не уверен, что мы в ближайшее время увидим на псковской сцене что-нибудь подобное. Даже если «О-Нацу» привезут снова.

Взять за рога


В 2008 году в Пскове прошло несколько концертов, где, может быть, никаких музыкальных открытий и не совершалось, но по форме они оказались очень запоминающимися. Речь, прежде всего, о Российском Роговом оркестре под управлением Сергея Поляничко, выступавшим в Пскове в марте. «Питерская рог-музыка» - настоящая экзотика из XVIII века. Самые большие медные рога достигали в длину метров двух и размещались на подставках, напоминающих одновременно огромные сервировочные столы и медицинские каталки. Звук оркестра сильно напоминал органный, хотя слушатели стали перешептываться с самого начала. Много вопросов вызвал фрагмент из увертюры «Вильгельм Телль» Джоаккино Россини. Хотя некоторые мелодии прозвучали ОРГАНично во всех смыслах. Особенно – молитва Павла Чеснакова.

Развеселил пришедших в сентябре на концерт в клуб «TIR» голландский дуэт RaaskalBOMfukkerrZ. Поэтическое бормотание нойз-вокалиста, именовавшего себя The Formutator, сменялось оживленным хип-хопом, а временами он переходил на джазовый скэт. За клавишами пристроился некто Dr. Snoobaard. Иногда этот добрый долговязый доктор с рогами на голове (но не медными) прыгал со сцены, а однажды рухнул под ноги зрителей спиной на пол, раскинув руки. Бомбы RaaskalBOMfukkerrZ, весь вечер метаемые со сцены, были направлены в одну воронку – в пространство поп-индустрии, которое ограничивает вашу и нашу свободу. Дуэт голландцев «бомбил» это пространство грязными звуками, скошенными ритмами, анархическими манифестами… Вряд ли от этого поп-индустрия сильно пошатнулась, но осенний  вечер и пришедшая ему на смену ночь точно прошли не зря.

А в октябре в БКЗ областной филармонии с ума сходили уже не голландцы, а французы – Quelgues Fiers Mongols или, говоря по-русски, Несколько свирепых монголов. Французы полтора часа играли исключительно музыку Led Zeppelin. Только вместо голоса Роберта Планта был звук трубы, вместо баса Джона Пол Джонса – геликон… В «шок-джаз-рок-шоу» нашлось место даже шарманке… Через некоторое время на сцену вынесли настоящий топор и устроили «казнь», закончившуюся шинковкой капусты. Чуть позднее зрителям предложили выпить водки – из горла. Такой музыкальный подход псковичам не понравиться не мог. Тем более что в профессионализме музыкантов сомнений не было.

Обязательный диалог


В 2008 году в Пскове, как всегда, не хватало джаза. Что-то звучало на сцене Зеленого театра в День города, что-то пробилось в клуб «TIR»… В феврале в «TIR e» собрались лучшие псковские пианисты, играющие джаз. Альберт Федосеев (музыкальный руководитель ансамбля Анжелики Варум), Сергей Шишков (выступающий на круизных океанских лайнерах) и Виталий Цёмка (играющий на флейте в Штутгартском симфоническом оркестре). К ним присоединились Аркадий Галковский, Григорий Галковский, Александр Мамедов… В нашей газете об этом концерте рассказал музыкант и педагог Александр Роор. Я обратил внимание на его комментарий по поводу пьесы «Фанки» Телониуса Монка. «У искушенных джазистов есть такой прием, - пояснил Александр Роор. – Когда они во время игры ломают конструкцию, ритм. И начинают отставать от ритма. Это должен быть обязательно диалог. И уже искушенный зритель начинает беспокоиться: что-то поломалось в этой конструкции. Потом они до определенного риска доходят и начинают сближаться. Чем искушенней музыканты, тем изощренней путь возвращения обратно…»

Эту цитату я привожу специально для того, чтобы показать: лучший джазовый концерт в Пскове состоялся… Нет, не в феврале, а в ноябре, на сцене БКЗ. 30 ноября там выступали американка Дебора Браун и трио Якова Окуня (Яков Окунь, Макар Новиков и Александр Машин). Знаю, что часть псковских любителей джаза были разочарована. Кто-то – вокалом Деборы Браун, кто-то – «игрой в разнобой» трио… Не согласен не с тем, не с другим мнением. Про «разнобой» по поводу совсем другого концерта все сказал Александр Роор. Что касается Деборы Браун, то часть публики ждала от нее правильных нот (случайно не таких, какие, допустим, может выдать Любовь Казарновская или Елена Образцова, когда они поют что-нибудь «из мюзиклов»?). Вот такие «правильные ноты» в джазе, по-моему, слушать как раз и невозможно. Дебора Браун пела как уроженка Канзас-Сити. Это было не жонглирование звуками, столь любимое изощренными европейскими музыкантами, а вокальные истории, в которых люди плачут и смеются. Особенно это проявилось, когда Дебора Браун сама села за рояль и спела на прощание блюз. Очевидно, что это лучший джазовый концерт 2008 года в Пскове.

Одна на всех


Проще всего было выбрать лучший рок-концерт. Хотя, что такое рок-музыка в XXI веке? Да все что угодно. Считать ли роком то, творят на сцене белорусы из группы Osimira? Не смотря на сопилки и чаротки, звучат они очень современно. Их энергичный фолк-рок – полная противоположность балагану. Корни народной музыки, казалось бы, близко. Надо только не полениться и нагнуться. Но это ощущение обманчиво. Недостаточно одной любви к старинным наигрышам. Недостаточно и умения владеть инструментом. Здесь важно еще и уважение, понимание той культуры, из которой черпается вдохновение. Иначе неизбежно подучится «колхозное веселие», как выражается лидер группы Osimira Андрей Половченя.

И все-таки не концерт группы Osimira был у нас самым-самым… Дело в том, что в октябре в клубе «TIR» выступил бывший участник немецкой группы Can Дамо Сузуки. Само по себе выступление на клубной псковской сцене человека, чье имя есть в любой нормальной рок-энциклопедии, - важнейшее событие. Вдвойне важно, что Дамо Сузуки совсем не походит на тех стариков-музыкантов, которые играют ностальгическую музыку своей молодости. Г-н Сузуки всегда в поиске. Что он и продемонстрировал вместе со своими соавторами из В.О.М. (Волшебная Одноклеточная Музыка).

Когда на сцену вышел Дамо Сузуки – началось то, чему трудно подобрать название. Эта музыка похожа на водопад. На сцене, вроде бы, люди. Но звуки извлекаются не совсем человеческие. Да и поет Сузуки на языке, на котором на Земле кроме него никто не разговаривает. В основе все – ритм, вгоняющий в транс. А голос у Сузуки свободно гуляет от одной стены звука к другой стене. Концерт длился полтора часа. Ровно столько звучала одна единственная композиция. Но она стоила десятков рок-концертов, сыгранных в Пскове в 2008 году.

Новое дыхание


В последние года два о так называемой авторской песне при подведении итогов я вообще не упоминал. Не было поводов. В 2008 году такой повод нашелся. Осенью новый клуб авторской песни «Махаон» провел серию концертов в Городском культурном центре. Приезжали музыканты из Вентспилса, Калининграда… Псковичи среди приезжих лауреатов тоже не потерялись. Никакой концерт выделять не хочется, но если энтузиазм «Махаона» в следующем году не пройдет, любители авторской песни могут рассчитывать на десяток-другой часов качественной авторской песни, звучащей не с дисков, а со сцены.

Внутренняя энергия


Теперь, по традиции, кое-что о тех музыкантах, которые в Псков никогда не приедут. Но, тем не менее, «Городская газета» на их концерты приезжала сама.

Уходящий год оказался в этом смысле очень насыщенным.. Jethro Tull, Марк Нопфлер, Карлос Сантана, Игги Поп… Обо всех концертах мы подробно рассказывали. И все-таки, при всем уважении к Яну Андерсону или Марку Нопфлеру, главным (хотя и совсем не шумным) концертом года я бы назвал выступление Боба Дилана в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге.

Боба Дилана так долго не было в нашей стране, что, казалось, он не приедет никогда. Но Дилан приехал. Оркестр Дилана напоминал старинный паровоз, мчащийся по прерии. Временами паровоз притормаживал в каком-нибудь городке, скидывал письма-баллады и мчался дальше – свингуя… К основному микрофону в центре сцены Дилан так и не подошел. К этому микрофону вообще никто не подошел. Микрофон стоял, как громоотвод. Боб Дилан пел не то чтобы из-за кулис, но, приехав сюда, он так и остался не просто посторонним, а потусторонним. Почему тогда этот концерт я считаю главным? Потому что невозмутимые джентельмены на сцене показали – что такое свобода слова, положенная на музыку. Музыку без лишних украшений, в которой энергия внутри, а не снаружи.

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

2auTjNJozkET | sibohov26@gmail.com | 05:38 - 17.04.2014
I'm quite pleased with the infaimotron in this one. TY! http://bdkwhmbtyt.com [url=http://zhuqnaz.com]zhuqnaz[/url] [link=http://oczvbmninfw.com]oczvbmninfw[/link]
QjF5rxeiyfO | s5rpmuxpce@outlook.com | 12:51 - 16.04.2014
Aptpacierion for this information is over 9000-thank you!
lEpXciAgDdrC | b3gcmwm7@yahoo.com | 20:37 - 15.04.2014
This is the ideal answer. Evonyere should read this http://glmygh.com [url=http://cnejtyhihf.com]cnejtyhihf[/url] [link=http://ubqemv.com]ubqemv[/link]
vzG9iwoLEAg | d8b9fwnx@gmail.com | 08:26 - 15.04.2014
I rellay needed to find this info, thank God!
iIkoEce2An | zfrrf09j3@hotmail.com | 00:28 - 15.04.2014
Fell out of bed feeling down. This has brhenteigd my day!