День пограничников

ПсковАртВ Санкт-Петербурге в Музее нонконформистского искусства открылась выставка художников объединения «ПсковАрт» Эдуарда Шарипова, Анатолия Жбанова и Виктора Тимофеева. Выставка называется «По/грани/чники».

Объединение «ПсковАрт» в прямом смысле находится на границе. Не так давно «Городская среда» делала очередной репортаж из Дома Сафьянщикова, где располагаются мастерские художников. Прямо под окном – летний пивной бар. Хрупкое оконное стекло отделяет один мир от другого. Как и положено на границе, здесь иногда раздаются выстрелы. Эдуард Шарипов показал пулевые отверстия в стекле (стрельба из пневматического оружия по окнам – одно из развлечений посетителей пивного бара, можно сказать, что это их духовная пища в дополнении к пиву).

Что же касается художников, то их увлечения более разнообразны. Но окружающий мир, видимо, все-таки влияет на их творчество. И вот уже у Эдуарда Шарипова появляются работы, которые, отчасти, можно назвать публицистическими (портрет «совка» или картина, когда трое бьют одного). Такие работы  - это как ответные выстрелы, с помощью изобразительных средств.

Перестрелка на границе идет постоянно. В ход идут подручные средства ПсковАрт(Виктор Тимофеев использует для своих объектов ненужные гайки, пружины… Превращает ничто во что-то). Из хаоса появляется форма.

Художники «ПсковАрта» уже давно балансируют на грани. Анатолий Жбанов, например, тоже много работает с так называемыми объектами. Что ни объект, то манифест или провокация. И эстетическая, и политическая. Но, если вдуматься, это только ответная реакция на ту пошлость, что нас и их окружает. И не просто окружает, а сжимает кольцо. Душит, давит…

Когда все время находишься на грани – очень трудно удержаться и не упасть. Когда вокруг столько грязи – очень трудно не вляпаться.

Исходя из сказанного, «пограничные работы» псковичей вряд ли будут встречены в Пскове с восторгом (если их вообще кто-нибудь решится выставить). Они слишком неформатные и даже скандальные. В Петербурге от тихого провинциального Пскова таких работ явно не ожидали. Нельзя сказать, что это было неприятное открытие.

То есть, три художника в очередной раз пересекли невидимую границу, которая, безусловно, есть между псковскими выставочными залами и петербургским музеем на Пушкинской, 10. Пересекли для того, чтобы вернуться обратно.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий