Один раз отмерь, или В Полный рост

Оксана Фёдорова20 мая 2009 года в Псковском музее-заповеднике открылась выставка «Мерная икона: история и современность».

Как было сказано в пресс-релизе, «лицом проекта возрождения традиции мерной иконы стала Miss Universe Оксана Фёдорова».

По традиции

На открытие выставки г-жа Фёдорова все же приехать успела. Несмотря на то, что попала в московскую пробку и опоздала на поезд. До Пскова пришлось ехать на машине. Управляющий делами сенаторского клуба Совета Федерации Василий Суворов заметил, что «Оксана Федорова совершила настоящий подвиг, добираясь до Пскова». С конца XVII века, то есть – с тех пор, когда о мерных иконах стали потихоньку забывать, дороги в России едва ли стали  лучше. Организаторы выставки – руководители Российского клуба православных меценатов, на последовавшем после открытия выставки фуршете псковским дорогам не уставали удивляться, но, конечно же, в первую очередь говорили о своей православной Мерная иконамиссии.

Миссия заключается в том, чтобы возродить в России традицию, которая «была утрачена с петровских времен». Когда-то при рождении ребенка иконописцу заказывали икону – в точности размером с новорожденного, и по высоте, и по ширине. К крещению икона была готова. На ней изображали небесного покровителя новорожденного, а иногда еще – и небесных покровителей его родителей. Бывало, в центре мерной иконы изображался образ Богородицы, а на полях – образа святых, имена которых были связаны с датами рождения и крещения.

Иконы, представленные в Пскове, можно разделить на две части. Первая – это фотокопии старинных мерных икон, хранящихся в Троице-Сергиевой лавре, Архангельском соборе Московского кремля и в Новодевичьем монастыре. Вторая – иконописные работы, написанные недавно.

О мерных («родимых», «ростовых») иконах известно немного. Простолюдинам было не до мерных икон. Они создавались лишь для высокопоставленных особ. До нас дошли три иконы рода Рюриковичей, пять – рода Романовых.

- А у Петра I была мерная икона? - поинтересовался я  у заместителя председателя правления Российского клуба православных меценатов (РКПМ) Романа Зимина. Руководитель проекта «Мерная икона» г-н Зимин ответил, что о такой иконе ему неизвестно.

Мерная иконаМне хотелось узнать, с чем же именно было связано то, что традиция написания мерных икон была утрачена. С петровскими реформами? Или с никоновскими?

Вторая версия кажется не слишком перспективной, потому что на выставке в Пскове можно увидеть фотокопию мерной иконы, написанной после рождения брата Петра I царевича Ивана Алексеевича. Год рождения у него был, прямо скажем, не слишком удачный – 1666 (на иконе изображен св. Иоанн Предтеча). Иван V состарился прямо на глазах и в 29 лет умер 29 января 1696.

Зато у отца Петра I Алексея Михайловича было, по крайней мере, две мерные иконы. На одной изображен святитель Алексий, митрополит Московский, на другой – св. Алексий человек Божий.

Обсуждая тему прерывания традиции, Роман Зимин высказал мнение, что в более поздние времена новорожденных одаривали чем-нибудь более красочным и модным.

- Например, яйцами Фаберже, - предположил я.

Г-н Зимин спорить с этим не стал.

«В различных стилях»

На торжественном открытии вспомнили о человеке, «благодаря которому здесь селится колокольный звон». Сразу стало понятно – о ком речь. А когда объявили, что у РКПМ для таких людей есть особый орден*, то сомнений никаких не осталось. Разумеется, имелся в виду митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. Он тоже удостоился ордена и вошел в число избранных православных – вслед за Miss Universe-2002 Оксаной Фёдоровой, прокурором Чайкой, митрополитом Климентом, Никитой Михалковым и другими «православными подвижниками». На вручение награды, впрочем, митрополит Евсевий прибыть не смог – был в отъезде, в Москве.

В разговорах, которые велись на открытии, руководители проекта не раз говорили о том, что «благодаря возрождению мерных икон огромное количество иконописцев получило работу. Раньше, в основном, писали храмовые иконы и иконостасы, а теперь – много мерных икон. Люди получают дополнительную возможность кормить свои семьи».

В цветном буклете, который раздавали на открытии, имеется обращение руководителя мастерской «Мерная икона» Айрин Дашковой (сайт мастерской - www.micon.ru). Иконописцы «относятся к созданию иконы как духовному подвигу» и могут написать их «в различных стилях», а «служба доставки готова оперативно привести икону в любой город России, СНГ и Европы».

Были озвучены и цены на мерные иконы. Средняя цена – 15 тысяч рублей, «но для бедных можно заказать и за 1,5-2 тысячи».Выставка мерной иконы. Псков.

Первая выставка мерных икон состоялась в Таллине после кровопролитных событий, связанных с «бронзовым солдатом». Организаторы выставки приготовились к националистическому отпору эстонцев, но, по словам Романа Зимина, «в таллиннской мэрии нас встретили душевно».

После этого воодушевленные организаторы выставки отправилась дальше по Европе – во Францию, Германию, Великобританию… 

Из Лондона мерные иконы переместились в Псков. Затем их увидят жители Вологды, Сочи, Архангельска, Петрозаводска… 2009 год планируется завершить в Иерусалиме.

В разговоре с журналистами Оксана Фёдорова оценила свою роль в проекте «Мерная икона».

- Мой светский образ оказал немалое влияние на то, что о мерной иконе стало известно, - пояснила она и ответила на вопрос о том, как она вообще попала в этот проект.

Оказывается, попала случайно. Когда-то, незадолго до того, как стать Miss Universe-2002, она заглянула в храм – «с помадой на губах, без платка, в брюках…»

- Меня оттуда чуть не выгнали, - улыбнулась майор милиции Фёдорова. – Это было два раза… Решила пойти в третий раз…

Мерная иконаПоходу в православный храм предшествовали «занятие йогой и чтение огромного количества книг о буддизме».

Постепенно Оксана Фёдорова приобщилась к православию настолько, что вместо того чтобы отправиться на юбилей Аллы Пугачёвой, на который ей очень хотелось попасть, она все же поехала в традиционную паломническую поездку в Дивеево.

На пресс-конференции, состоявшейся после открытия, речь велась не только об иконах.

Заместитель председателя РКПМ по стратегическому развитию Владимир Миков обратился к собравшимся:

- Родные мои, не меняйте святое, великое на то, что имеет тлетворное влияние.

- А что вы имеете в виду? – спросили у г-на Микова.

- Разных домовят, обереги…За это придется расплачиваться. О процентах люди узнают после смерти.

И Владимир Миков перешел к красочному рассказу о другом проекте РКПМ - «Семь храмов в семи городах за один день». Начало строительства обыденного храма было положено в Кемерово. Возвели «всем миром», тут же совершили чин малого освящения и начали праздничную литургию. А 3-4 декабря 2008 года три деревянных храма появились в Москве, Киеве и Минске. Следующие появятся одновременно в семи федеральных округах. В перспективе, при закладке каждого коттеджного поселка, предполагается закладывать и храм. Собираются поставить обыденные (за один день) храмы и в пригороде Парижа, и на входе в Таллинский порт…

Напоследок было сказано: «Трудно быть ангелом в аду. Но попытаться стоит». Осталось выяснить – кто здесь ангелы и где находится настоящий ад.

* В геральдической линейке Клуба – орден «За Благодеяние», медаль «Во умножение дел благих» и золотой крест «Вера, Надежда, Любовь».

ФОТО: Алексей Семёнов

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий