Тепло зимы

Сергей БаневичВ Псковской областной филармонии состоялась мировая премьера произведения петербургского композитора.

Нужно, обязательно нужно слушать классику в живом звучании. Нужно временами что-то противопоставить засилью медиакартинки, когда звучание, искусственно вытянутое из натурального, сочетается с лубочно раскрашенными лицами на телеэкране или музыкальных клипах в ю-тьюбе и выдается за чистый продукт искусства. Нужно дать детям понятие об этом чистом продукте - и родители приходят с ними на концерты Симфонического оркестра Псковской областной филармонии.
 
Утешение и надежда

Оркестр (сейчас его главным дирижером является Геннадий Чернов), к своему 15-летнему юбилею реализовал несколько значительных, сложно осуществимых творческих проектов – например, концертные исполнения опер. Коллектив многое может – и ему доверил первое исполнение своего нового произведения такой известный петербургский композитор как Сергей Баневич.
Премьера и стала главным событием юбилейного концерта 17 декабря 2011 года, где также звучали давно любимые слушателями  популярные сочинения Дмитрия Шостаковича, Валерия Гаврилина, Андрея Петрова, Исаака Шварца и самого Баневича.
С недавних пор громкими словами «мировая премьера»  называют самое первое исполнение вновь написанного сочинения. Ничего особенного за ними не стоит: должно же новое произведение композитора когда-нибудь и где-нибудь впервые прозвучать для публики? Важно, что будет потом: начнет ли новая музыка свое странствие по градам и весям, либо останется в виде партитуры на дне ящика письменного стола. И здесь мировая премьера – волнующий эксперимент, успех которого зависит не только от самой  музыки, но и от качества ее исполнения артистами, от их творческой  фантазии.

Сергей Баневич как композитор известен, наверняка, каждому, в ком отзывается романтизм и полетность «Дороги» из фильма «Паганини». Его мюзиклы и спектакли для детей не сходят со сцены, ставясь то в одном, то другом городе – от Петербурга до Владикавказа, от Минска и Киева до Новосибирска; в Москве, Саратове, других городах.

Но есть, в то же время, и другой Сергей Баневич, что приоткрывается нечасто. Герои той, другой его музыки являются нам в моменты невыносимых душевных мук. Композитор, ведя своих героев через страдания, как бы подает им руку, чтобы вывести к свету – призрачному, неяркому, дающему лишь утешение и надежду. И надежда становится очистительной силой,  которую композитор вселяет в слушателей. С этим чувством они уходят, надолго сохраняя его в себе.

Раствориться в вышине

Концерт-Adagio, премьера которого прошла 17 декабря, имеет подзаголовок «Зима согревала нас». Строчка эта из стихотворения Томаса Элиота обрела новый оттенок у композитора, стремившегося, по его словам, написать музыку о себе, о своем ощущении сегодняшнего момента бытия, музыку ненадуманную, простодушно обращенную к каждому, но никому ничего не навязывающую и потому беззащитную, как любое искреннее признание.

Новое сочинение – одночастное, сравнительно небольшое по продолжительности, с тихим завершением: музыка как бы тает, отдаляясь от нас, растворяется в вышине.

Исполнительские средства скромны: в оркестре это только струнные инструменты, сольная партия отдана альту – он  близок  диапазону человеческого голоса. Солистом выступил заслуженный артист России, профессор Владимир Стопичев (Санкт-Петербург)  - известнейшее имя в мире струнного исполнительства. Безупречный вкус, углубленность. прочувствование каждой интонации отмечали его исполнение.
Владимир Стопичев
Таким же, сосредоточенном на погружении внутрь себя, а не на внешней аффектации звучало инструментальное размышление у музыкантов оркестра (провел премьерное исполнение Геннадий Чернов). Оркестр, иногда казалось, готов был подчас чуть-чуть усилить драматический элемент. Но кто знает, как это бы отразилось на общем впечатлении от музыки, если бы хоть на минуту возник эмоциональный перегрев.

Достойно была сыграна и вся остальная программа, состоящая из вещей, знакомых многим по кино и телевидению, а значит требующих «фирменного» исполнения, адекватного хорошо известным эталонам.  В игре оркестра хотелось бы отметить  выразительно и  безукоризненно точно сыгранные соло валторниста Михаила Михиенкова, флейтистки Дины Нехай, гитариста Владимира Горобца.  Завершила концерт фантазия Сергея Баневича из музыки к фильму «Паганини».          
 
После концерта композитор рассказал мне о чуде, которое случилось с его оперой «История Кая и Герды». Долго и успешно исполнялось это его любимое сочинение на сцене Мариинского театра, имело 200 спектаклей и шло бы с успехом и дальше, но произошел пожар, декорации сгорели. Над оперой нависла угроза забвения. Спустя несколько лет с композитором познакомился Геннадий Чернов и предложил дать «Историю» в концертном исполнении в Псковской филармонии. Успех этого проекта помнят многие в городе. Бывают ли чудеса –  вопрос, так сказать, научный, но вот  почему-то именно после псковского исполнения, даже ничего о нем не слышав,   к композитору обратилось несколько театров из разных городов России с просьбой о постановке оперы, и теперь она продолжает свой путь, радуя юных и не очень юных зрителей нашей страны.

 
                  

Михаил ЛОБАНОВ, музыковед

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

efeAeei3bpp | 2oowqqksoxs@hotmail.com | 08:42 - 11.08.2016
I am interested in the Fark. I’m really busy with work and ca82&n#17;t get there for a few days. Can you hold it for me? Let me know or send me a phone number so we can work out the logistics. Thanks