Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Загнанные в угол

ШершнёвВ тот момент, когда в читальном зале Центральной городской библиотеки города Пскова объявлялись результаты конкурса, посвященного памяти художника-графика Александра Шершнёва,* люди, хорошее знавшие художника, вслух рассуждали: надо ли сегодня говорить об установке памятника? Решили, что не надо. Несвоевременно. Участники конкурса и члены жюри, в основном, предпочитали говорить о себе. Имя Шершнёва в этот вечер ушло в тень.

А победителем конкурса стал Игорь Шаймарданов. Это тайным голосованием определило жюри во главе с искусствоведом Владимиром Галицким.

 «Писатель и художник – это параллельные люди, они в одной упряжке, - сказал однажды художник Игорь Шаймарданов и добавил: - И еще музыкант. Русь-тройка, куда ты мчишься»?

Не знаю как с музыкой, но с литературой многие работы Игоря Шаймарданова связаны напрямую. Также как и работы Александра Шершнёва, занимавшегося экслибрисами. Неудивительно, что победил именно Шаймарданов. Однако этому предшествовало бурное обсуждение. Более того, оно продолжилось даже после торжественного объявления победителя. Художники и зрители при этом присутствовали.

Глаза присутствующих разбегались. Вокруг были развешаны картины, у которых, казалось бы, нет ничего общего. Что, например, связывает карикатуру Владимира Кузнецова «ПсковАлко. С нами веселее» и пастель Александра Кузьмина «Архимандрит Алипий (Воронов)»?Кузнецов

«Это страшное слово «конкурс» ввергло всех в недоумение», - так выразила эмоции псковских художников заведующая читальным залом Татьяна Котова. Недоумение заранее постарались развеять наводящими вопросами. Каких-то четких критериев обозначено не было, но тема «Псков и Четыре угла» все-таки прозвучала. На Четырех углах в Пскове находится Центральная городская библиотека. На Четырех углах жил Александр Шершнёв. Имея это в виду, Анатолий Жбанов изобразил «Углы Кузьминвремени», Лилия Мамотова затеяла «Игру в четыре угла», Ирина Гурская представила Четыре угла как распятие…

В двух шаймардановских работах никаких углов нет. Зато есть краеугольный камень русской литературы Пушкин. Один Пушкин – у колодца, второй – въезжающий в Михайловское. Тот, что въезжал в Михайловское сидя на Пегасе – напомнил въезд Иисуса в Иерусалим, что кому-то показалось чрезмерным.

Как выразился один  из членов жюри историк Михаил Зуев: «Каждый художник в глубине души удивляется: почему все знают Микеланджело или Караваджо, а меня не знают? Какому-то Шаймарданову дали…»

Действительно, некоторые художники ревниво поглядывали на работы победителя, подозрительно всматривались в работу еще одного участника конкурса, удостоившегося похвалы членов жюри – Ивана Богданова. Один из художников не выдержал и, глядя на работу Ивана Богданова, произнес: «Я тоже так могу!»

 

Алексей СемёновШаймарданов


* Возвращение Шершнёва http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=644

Никто не был против http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=65

О творчестве Игоря Шаймарданова «Городская газета» писала несколько раз. Здесь приводятся два текста, опубликованные несколько лет назад:

НА ГОРИЗОНТЕ – ПАРИЖ

  «До Эйфелевой – рукою
  Подать! Подавай и лезь».
   Марина Цветаева, «Лучина»

В читальном зале Псковской городской библиотеки на улице Конной открылась выставка графических работ Игоря Шаймарданова. Псковичи могут увидеть их до 30 сентября. Но фотографии некоторых работ, в последний момент не вошедших в экспозицию, можно увидеть только в этом номере «Городской газеты».

Как много в этом звуке

Название выставки – «Вид на Париж через Любятово». По словам Игоря Шаймарданова: «Любятово – это образ. Это не непрестижный район Пскова, а метафора. Псков – одно большое Любятово». Заметьте – не Кресты (это звучало бы почти безнадежно), а ЛЮБЯТОВО. Совсем другое дело. Впрочем, Париж у Игоря Шаймарданова тоже на глобусе найти затруднительно. «У каждого свой Париж. Это что-то недосягаемое. Мечта всей жизни. У каждого есть свой Париж в душе. Если ты достаточно широк душой».

Судя по представленным работам – на душе у художника светло и просторно.

Этот Париж никогда не оккупировали немцы. В нем не взрывали бомбы арабские террористы. Да и  казаки по нему на лошадях вряд ли проезжали. На вопрос о пяти словах, которые первыми приходят в голову при слове «Париж», Игорь Шаймарданов перечислил: «Шагал, Модильяни, весна, Монмартр, художник». Пожалуй, в этом городе можно жить.

Поверх барьеров

А в работах, представленных в библиотеке, всюду маячит Эйфелева башня. Она вездесуща. Вот подсолнуховое поле, а в центре – она, с солнцем на макушке. Сама как большой подсолнух. Вот подножие пресловутой башни, а внизу – стог сена. Со всеми вытекающими обстоятельствами.

Чтобы попасть в этот Париж – никакая виза не нужна. И деньги на билет копить не надо. Если ты хочешь устроить себе праздник – даже не обязательно дожидаться дня рождения или Нового года. Праздник можно устроить здесь и сейчас. И наоборот. Если тебе вечно плохо там, где ты есть, то, боюсь, и на Елисейских полях лучше не станет. Будет к чему придраться, от чего поворотить нос. Рискну предположить, что добро и зло в мире распределены равномерно. Вот только воспринимают его разные люди по-разному.

 В ярких работах Игоря Шаймарданова Париж поджидает в самых неожиданных местах. Дед с бабкой и жучкой могут вырастить маленькую Эйфелеву башню вместо репки. Там  ходят в русскую баню, гуляют по единственной в деревне улице, выпивают и потом спят под забором. Все то же самое можно было бы изобразить так, что тошно было бы смотреть. Однако у Игоря Шаймарданова это получается довольно весело, и взгляд отстранять не хочется.

Есть такая профессия – Родину рисовать

«Когда-то, - вспоминает Игорь Шаймарданов, - у меня была проблема – куда поступить учиться? Хотелось и интерьером заниматься, и дизайнером быть, и модельером… В армии мне повстречался товарищ, который сказал: «Есть такая профессия, которая все это объединяет. Это - театральный художник Я счастлив, что и костюмом могу заниматься, и декорациями, и созданием исторического облика интерьера какого-нибудь зала, замка». С 1995 по 98 год он был художником в псковском драматическом театре. Сейчас Игорь Шаймарданов - главный художник в ижевском молодежном театре, а его мастерская – в Петербурге. Но Псков, судя по всему,  он забывать не собирается. «С удовольствием сюда приезжаю, - говорит художник. - Если бы была возможность – жил бы здесь постоянно. Надеюсь, псковский зритель меня помнит и знает. У меня здесь было очень много персональных выставок. Практически во всех галереях. Мне нравится псковский зритель. Он искренний».

То же самое можно сказать и о работах художника. Профессионализм, помноженный на искренность, дают сильный эффект.
Соседство книг и графических работ в читальном зале, по мнению Игоря Шаймарданова, вполне оправдано. «Писатель и художник – это параллельные люди, они в одной упряжке. И еще музыкант. Русь-тройка, куда ты мчишься»? Что значит – куда? В Париж, естественно.

 

ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ В РАЮ?

Вместе веселей

В Пскове в один день и час открылись две выставки. И надо было изловчиться, чтобы прийти на открытие одной, не опоздав при этом на открытие другой. Тем более что на улице Советской и на улице Герцена, как назло, один часовой пояс.

Из сказанного понятно, что на прошедшей неделе выставки открылись не где-нибудь, а в палатах Меншикова и в галерее «Герцена, 6». У тех, кто не заходил в эти галереи в последнее время, появился хороший повод туда заглянуть. Заглянуть и обнаружить неожиданную перекличку между художниками, которые друг о друге ничего не знают и, более того, живут в разных странах. Почти всех их объединила Африка. Причем, вряд ли эта Африка имеет прямое отношение к Черному континенту. Зато тесно связана с райским наслаждением, с экзотическими животными, с Пушкиным, с детством…

«Под открытым небом»

Начнем с палат Меншикова, где выставлены картины Игоря Шаймарданова и Владимира Софронова.

Игоря Шаймарданова у нас знают очень хорошо. Он и художником в нашем театре успел поработать. И выставки в Пскове у него проходят регулярно. Однако Игорь Шаймарданов из тех людей, кто любит подбрасывать окружающим что-нибудь новенькое. Подразнить, повеселить, обрадовать, навести на мысль.

Об отсутствовавшем на открытии Владимире Софронове Игорь Шаймарданов сказал так:

- Мы с ним вместе в один день подавали документы в институт, в один день показывали работы, в один день поступили. Жили в общежитии в одной комнате. Вместе ушли в академический отпуск, вернулись, защитили диплом, начали работать в театрах. Но это наш первый совместный проект. Владимир Софронов тоже исповедует примитивистский стиль, если так можно сказать. Сейчас он в Питере работает, хотя написано, что в Москве.

- А ваша мастерская…

- …по-прежнему в Петербурге…  Я продолжаю работать в Ижевском молодежном театре, а в псковский театр я захожу поздороваться.

- С вами в ответ здороваются?

- Конечно. Я ухожу, не хлопая дверью. Чтобы потом можно прийти, поздравить с Новым годом, с Днем театра, с Днем Победы…

- Как вам этот зал?

- Когда я года полтора назад увидел этот зал, то в трепет пришел. Подумал: вот здесь бы выставиться! Это единственное место, где я еще в Пскове не выставлялся. Было любопытно посмотреть, как в таком сводчатом помещении XVII века выглядит моя живопись. Можно сказать, что выставка - под открытым небом.

Живопись Игоря Шаймарданова под старинными сводами выглядит вполне органично. Свою театральность художник и не думает скрывать. С образами работает смело, но в крайности не впадает. Иронии своей не скрывает, но она у него хоть и колется, но не ранит. Да к тому же сопровождается нужным светом. Как в театре. В картинах своих он сам и осветитель, и драматург, и режиссер.
На картину под названием «Два льва» Игорь Шаймарданов пригласил Пушкина и Царя зверей льва. «Сюда бы еще Льва Толстого», - подумал я и подошел к следующей картине. На ней был нарисован цветущий кактус.

Шаймарданов договаривается со своими героями по-хорошему. Его картины – удачная попытка разжечь любовь там, где, вроде бы, от нее давно отвыкли или просто не замечают. Он умеет найти тот уровень, где сон без труда совмещается с явью.

Когда мы в редакции рассматривали фотографии с выставки, кто-то сказал: «О, мультики!» Похоже, это была похвала.

В картинах Владимира Софронова любви и иронии не меньше. Только у него вместо Пушкина образ розовощекой русской красавицы явно немодельного, по современным понятиям, вида. Красавица такова, что еле в рамку вмещается. Но чувствует себя при этом замечательно. И персональный рай устраивает прямо там, где находится. Ей даже выдуманная Африка для этого не нужна.

«Любовные игры» для детей всех возрастов

В галерее «Герцена, 6» первым делом в глаза бросились те же лев, зебра и прочие обитатели Африки. Даром, что художники Елена и Олег Карпицкие приехали к нам из Белоруссии. Если точнее – из Витебска. Но Африка у Олега и Елены здесь совершенно иная. В их раю ирония спрятана довольно глубоко. Вместо нее – романтическое настроение. На ум сразу приходит Гумилев: «Я знаю веселые сказки таинственных стран / Про черную деву, про страсть молодого вождя». Черных дев искать долго не приходится. Неподалеку приземлились сказочные птицы. Здесь же «Пещерная мадонна». «Лотос и Клеопатра». «Гадалка с ученым котом». И еще один кот – без гадалки, но с саксофоном. А выставка называется ни больше, ни меньше как «Любовные игры». Потому что, как сказал Олег Карпицкий, «игра – это то, с чего все начинается. С детства». До детства человечества художники тоже дошли, изобразив Адама и Еву.

Олег Карпицкий может многое. Например, расписывать вместе с женой Еленой иконостас. Какое-то время рисовал портреты прохожих. Сделал даже выставку уличных портретов. А в Псков вместе с женой привез батик. Развернул материю, а там - словно бы завернутое в материю солнце. Яркие африканские краски, заморские мотивы…Все правильно, Витебск ближе к экватору, чем Псков.


Алексей СЕМЁНОВ


Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

HrZZRMigP | 8n5qywdy9k@mail.com | 02:39 - 14.08.2016
Thanks for spending time on the computer (wingirt) so others don't have to. http://goqfkldu.com [url=http://rarwbcftqdu.com]rarwbcftqdu[/url] [link=http://atqtgmrw.com]atqtgmrw[/link]
qSlycBHgzT | dgxbdpnag7@outlook.com | 20:23 - 13.08.2016
Posts like this brteihgn up my day. Thanks for taking the time.
mhQreJQgnZ | tonn4cvrq2@yahoo.com | 17:33 - 11.08.2016
I much prefer inivomatfre articles like this to that high brow literature. http://sdczuir.com [url=http://awldhx.com]awldhx[/url] [link=http://gxkbne.com]gxkbne[/link]
7g94mSKy6 | s5obxw4btxy@yahoo.com | 10:48 - 11.08.2016
Wowza, problem solved like it never haeepnpd.
k1ofYzk0YLu | fp79oqfb7b@outlook.com | 18:45 - 10.08.2016
Hi Kaeagnnese,You have to register as a foreigner living outside Korea. If you go to , you will see a link to register as a foreigner outside Korean. Just click on the link and follow the instructions. I have never registered as a foreigner outside Korea, but it should not be too difficult. Good luck.