Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

Над схваткой

Денис Мацуев и Юрий БашметСамый громкие аплодисменты на музыкальном фестивале «Crescendo-2011» в Пскове прозвучали после того как арт-директор фестиваля со сцены сказал: «Мой график расписан до 2015 года, и во второй половине сентября до 2015 года там написано: Псков».

Музыкальный фестиваль лучших молодых классических музыкантов России по-псковски – это причудливое переплетение политики и культуры. Началось все в 2009 году, когда Псков перехватил инициативу у другого областного города и пригласил к себе музыкантов мирового уровня с Денисом Мацуевым во главе. Музыканты прилетали из Лондона, Нью-Йорка, Москвы…

Пять дней подряд в Пскове звучали классика и джаз, состоялось театральное «Crescendo». Таким образом, новый губернатор Андрей Турчак демонстрировал свое влияние, свои возможности. В тот момент было понятно, что ничего подобного в будущем в Пскове не произойдет. «Crescendo» - это как переходящее знамя. Два раза в одном городе (если не считать гала-концерта в Москве) фестиваль не проходит. Таковы правила. Молодых музыкантов должны увидеть во многих российских городах. И все же для Пскова было сделано исключение. Наша жизнь вообще состоит из исключений.

Было решено, что фестиваль каждый год будет открываться в Пскове сразу несколькими концертами, а затем уж переезжать в другой город. В этом году столицей «Crescendo» объявлен Кемерово, а Псков остается родиной фестиваля (по легенде идея фестиваля пришла в голову Денису Мацуеву в день празднования 1100-летия упоминания Пскова в летописи).

«Городская среда» подробно описала каждый фестивальный день 2009 года.* В 2010 году фестиваль «Crescendo» снова вернулся в Псков.** Программа уложилась в три дня, но осталась по-прежнему очень насыщенной и разнообразной. Однако в дело вмешалась огненная стихия. Вскоре в псковской филармонии произошел пожар. Сгорел новый и еще не настроенный рояль «Steinway». Возникли опасения, что только что созданная традиция может прерваться. К тому же, объявленный на лето 2011 года генеральным продюсером «Crescendo» Давидом Смелянским еще один фестиваль на открытом воздухе  в Пскове так и не состоялся. Без денег фестивали не проводятся. Привести в Псков на один день хороший оркестр уровня тех, которыми управляют Спиваков или Башмет, стоит примерно 7 миллионов рублей.

Филармонический зал стоял без ремонта более полугода. Сроки открытия постоянно откладывались. Зато смета за ремонт и прочие работы столь же постоянно увеличивалась. И все же фестиваль «Crescendo-2011» снова начался именно в Пскове. В последний момент купили и настроили рояль «Steinway», привели в порядок зал (прежде всего – сцену).

Правда, осадок остался. За предыдущие пожары никто не ответил. Десятки миллионов потрачены на то, чтобы всего лишь вернуть утраченное. И это значит, что в Пскове по-прежнему самый лучший зал – без оркестровой ямы, с маленькой сценой, не слишком хорошей акустикой и тесным вестибюлем. Зато появилась будка охранника и новая противопожарная система.

Подробности «Crescendo-2011» можно будет прочесть в следующем номере «Городской среды». А пока важно сказать: организаторам снова удалось удивить зрителей.  Молодой оркестр «Новая Россия» во главе с Юрием Башметом был лучшим из тех оркестров, что выступали на псковской сцене во время «Crescendo». Имена Алёны Баевой (скрипка), Татьяны Маляровой (гобой), Сергея Антонова (виолончель) зрители запомнят надолго. Не менее важно и то, что многие молодые музыканты оказались хорошими собеседниками. Им было что сказать не только со сцены, в том числе и о политике. И в очередной раз стало понятно, что культура и политика переплетаются причудливо.

Окончание следует

Алексей Семёнов

ИСТИНА В ОГНЕ ("Псковская губерния")


Высокое искусство потому так и называется, что умеет подниматься над схваткой или мышиной вознёй

«И так будет каждый год», - заявил арт-директор музыкального фестиваля «Crescendo» Денис Мацуев, когда закрывал псковскую часть фестиваля в прошлом году. Пока его слова сбываются. Правда, дается это дорогой ценой.

Цена успеха

Еще за несколько дней до открытия VII фестиваля «Crescendo» к Большому концертному залу Псковской областной филармонии тянулся Мостикров, через который был переброшен деревянный мостик. Похоже, такой же шаткий мостик соединяет нашу культуру и наше бескультурье. Всё балансирует на грани здравого смысла, хорошего вкуса, полного бесстыдства и дорогого удовольствия.
Ремонт в БКЗ провести успели. Примерно 7,5 миллионов рублей ушли на замену светового и звукового оборудования и ремонт сцены. Установка автоматической системы пожаротушения и замена вентиляции обошлась в 8 миллионов рублей. Ров под мостиком нужен был для того, чтобы подвести воду. Как показывает печальный опыт, без воды в филармонии роялю делать нечего.

Мировой рекорд

За неполный год для псковской областной филармонии приобрели два рояля «Steinway» стоимостью 5 миллионов 200 тысяч рублей каждый. Это рекорд страны. Первый рояль обуглился во время прошлогоднего пожара.

Похоже, превращение музыкального инструмента в вещдок – одна из особенностей современной псковской музыкальной культуры. Перформанс для узкого круга лиц.

За пять лет (с 2006 по 2010 год) в Пскове сгорело пять роялей. И это уже рекорд мира. Уголовные дела прочно увязли в экспертизах, виновных так и не установили, но причастных на всякий случай наградили. А председатель областного комитета по культуре Александр Голышев вскоре после декабрьского пожара избавился от унизительной приставки «и. о.» и вновь стал полноценным председателем.
То, что он на своем месте, Александр Голышев еще раз доказал 24 сентября 2011 года, когда вместе с Денисом Мацуевым и генеральным продюсером фестиваля Давидом Смелянским открывал «Crescendo-2011».

Александр Голышев повел себя как опытный чиновник современного типа. Не сумев предотвратить пожар в филармонии, руководитель областного комитета в актив действующей власти отнес суммы, потраченные на восстановление поврежденных объектов. Умение публично и без смущения превращать минусы в плюсы – признак высокого класса. Так что соло Александра Голышева, в определенном смысле, было не чуть не хуже, чем последующая игра Дениса Мацуева на рояле.

Ручная работа

24 сентября 2011 года Александр Голышев вышел на сцену БКЗ не с пустыми руками, а с билетом на тот самый несостоявшийся концерт, назначенный на 26 декабря 2010 года. Именно в тот день петербургский пианист Пётр Лаул должен был отметить в Пскове презентацию рояля «Steinway» исполнением музыки Шопена. Рояль

Но зажигательный концерт начался двумя днями раньше, 24 декабря. Похоронным стал не какой-нибудь допотопный марш Шопена, а звук пожарных сирен, под которые рояль, доставленный из Гамбурга, вначале обуглился, а потом принял на себя потоки воды. При этом с него не успели снять даже фирменную ленточку. Ленточка сохранилась неплохо. Остальная часть рояля выглядела значительно хуже. Таким образом, рядовой для мировой музыкальный общественности несостоявшийся концерт вошел в историю и быстро оброс слухами.

Один рояль «Steinway» создается несколько лет. Чтобы уничтожить рояль, потребовалось полтора часа.

Александр ГолышевНадо иметь в виду, что почти вся работа по созданию рояля «Steinway» - ручная. Хвойные деревья используются для изготовления резонансной деки, лиственные – для корпуса, американский тополь – для крышки рояля. Но и псковские пожары – тоже рукотворная работа. Кто-то недосмотрел, кто-то перегорел, кто-то нагрел руки.

«Для нас, пианистов, зрелище сгоревшего рояля является одним из самых шокирующих, - сказал, узнав о пожаре, пианист Пётр Лаул. – Это как будто живое существо сожгли». В общем, «Steinway» сгорел мученически, словно на костре инквизиции.

Вот только во имя чего принесена была эта жертва?

Дымовая завеса

Таким образом, фон для «Crescendo-2011» получился очень своеобразным. Из-за дымовой завесы то и дело проступали неприглядные черты.

Но из той же завесы вырывалась музыка высокой пробы. Некоторых псковских зрителей, сумевших попасть на труднодоступные концерты, это приводило в смущение. Как относиться ко всему происходящему? Чего здесь больше – пускания пыли в глаза или высокого искусства?

В этих обстоятельствах, как и положено, все решало исполнительское мастерство. И оно было по-настоящему высоким. Высокое искусство потому так и называется, что умеет подниматься над схваткой или мышиной возней.

Концерт начали с «Праздничной увертюры» Дмитрия Шостаковича, в которой рояль не звучит. Так что «Steinway»-дебютант еще некоторое время стоял в ожидании и сверкал.

Фестиваль «Crescendo-2011» начал разбег под фанфары. Музыканты Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» во главе с Юрием Башметом и зрители в зале словно бы образовали вокруг рояля хоровод. И уже во время исполнения Концерта № 1 для фортепиано с оркестром, до-минор, Oр. 35 Дмитрия Шостаковича стало понятно, что оркестр под руководством Башмета – лучший из оркестров, приезжавших в Псков на фестиваль «Crescendo». С исполнения этого Концерта Денис Мацуев открыл концертную жизнь филармоническому роялю «Steinway» (сгоревший в 2006 году чешский рояль «Petrof» в свое время в Пскове презентовал недавно ушедший знаменитый пианист Николай Петров).

Раскованная музыка

Мацуев и БашметКонцерт № 1 Дмитрий Шостакович написал в 1933 году, то есть до того, когда газета «Правда» обвинила композитора в том, что в его опере «Леди Макбет Мценского уезда» «музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается». Однако если исключить из текста зловещий оттенок, то можно согласиться с газетным анонимом: новаторская раскованная музыка Шостаковича очень часто не только убаюкивает или зовет на подвиг, но и, действительно, когда надо, крякает, ухает, пыхтит и задыхается. В этом и есть ее жизнь, ее сила.
И здесь нужны музыканты уровня Дениса Мацуева и оркестра «Новая Россия», чтобы правильно донести до слушателя то, что написал Шостакович.

Не менее важную роль во время исполнения Концерта № 1 сыграл и солист-трубач Сергей Стрищенко.

Прежде чем уйти за кулисы, Денис Мацуев и Юрий Башмет, усевшись на один стул, сымпровизировали на рояле на тему «Подмосковных вечеров» Соловьева-Седого. Это была какая-никакая компенсация за отсутствие в этом году в Пскове джазового «Crescendo».Башмет

Пёстрая лента

После перерыва «Новая Россия» и зрительный зал погрузились в позапрошлый «золотой» век вместе с Симфонией № 5, ми минор, Op. 64 Петра Чайковского.

Самокритичный Чайковский в одном из писем прошелся по этой симфонии безжалостно. «Симфония оказалась слишком пестрой, массивной, не¬искренней, растянутой, вообще очень несимпатичной», - написал он (хорошо, что она не «крякала, ухала, пыхтела и задыхалась»). Как показало время, Чайковский погорячился. Хотя «побочных эффектов» в ней действительно достаточно. Однако главная тема симфонии прослеживается явственно – это тема судьбы.

Симфония № 5 начинается за упокой – траурным маршем, а заканчивается бодро, торжественно, почти победоносно. Но Юрий Башмет и его оркестр не удержались и продолжили победоносное шествие, сыграв на бис «Венгерский танец» Аллегро мольто Брамса.
И совсем уж напоследок прозвучала веселая пьеса «Tico-Tico no Fuba» («Воробей на кукурузной крупе») бразильского композитора Зекинья де Абреу. Кто только не исполнял эту бразильскую мелодию в стиле «choro» - от оркестра Джеймса Ласта до Чарли Паркера. Вот и оркестр «Новая Россия» отметился. Этот эстрадный номер был компенсацией для зрителей за «трудного» Шостаковича и душный тесный вестибюль.

Следующие два дня фестиваля «Crescendo» показали, что открытие Большого концертного зала филармонии после ремонта стало не единственным открытием в новом музыкальном сезоне.

 

* По нарастающей, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=320

По нарастающей. Понедельник, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=335

По нарастающей, Вторник, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=340

По нарастающей, Среда, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=348

** Командная игра, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=671

Командная игра. Часть 2, http://pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=680

Окончание читайте в следующем номере.

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

TV7rt3ubA | rq1lpbncr6@gmail.com | 07:29 - 16.08.2016
Thanks for inruodtcing a little rationality into this debate. http://yniddusnxfy.com [url=http://oseldftrwc.com]oseldftrwc[/url] [link=http://dscorcwy.com]dscorcwy[/link]
4uZsYav5za1B | emtcsi3gc@hotmail.com | 20:41 - 13.08.2016
Which came first, the problem or the souinlot? Luckily it doesn't matter.
LsNnWYBsZwg | w31kw79zv@yahoo.com | 14:34 - 13.08.2016
Great inighst! That's the answer we've been looking for. http://ydjwahgnlj.com [url=http://womljmnc.com]womljmnc[/url] [link=http://gcosafddzc.com]gcosafddzc[/link]
ExRwrvS5L | dfx4h88yx@mail.com | 11:10 - 11.08.2016
Pleasing you should think of somiehtng like that
FaRpypfpKbT | vy5yys2ebd@outlook.com | 06:28 - 11.08.2016
It's imearptive that more people make this exact point.
A11hKFkrL | hfb4akp50h@yahoo.com | 05:40 - 17.04.2014
Walking in the prseence of giants here. Cool thinking all around! http://tawafrxfi.com [url=http://alrgcgsxtok.com]alrgcgsxtok[/url] [link=http://sphzddubuc.com]sphzddubuc[/link]
15WTdVZoR1 | 0b57e319n@yahoo.com | 12:54 - 16.04.2014
Inifomatron is power and now I'm a !@#$ing dictator.
mqjAmeKMIw | zyiqn5d57jc@outlook.com | 20:43 - 15.04.2014
Slam dunkin like Shaquille O'Neal, if he wrote invmaortife articles. http://roauumdy.com [url=http://odzdlbjg.com]odzdlbjg[/url] [link=http://myklsu.com]myklsu[/link]
UZBVjeYxvykO | 5ncn0ng33cz@gmail.com | 08:30 - 15.04.2014
So true. Honesty and everything reoecnizgd.
XsCK0sqVqN | lh61hrks7w5@mail.com | 01:27 - 15.04.2014
Superbly ilnumilating data here, thanks!