Архив
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52

информация
Пишите нам:
gorgazeta-pskov@yandex.ru

DAMO и господа. Дамо Сузуки

Дамо СузукиВ ночь с 24 на 25 октября 2008 года в псковском клубе «TIR» выступил Дамо Сузуки – в прошлом, вокалист группы Can.

За несколько часов до концерта мы вместе с Дамо Сузуки поднялись на второй этаж TIR а. Г-н Сузуки немедленно оценил обстановку и уселся за швейную машинку Singer, которая, честно отработав свой срок, теперь служит скульптурной декорацией и наглядной агитацией.

Разговор за швейной машинкой завязался немедленно. Нить разговора растянулась на двадцать шесть минут.

Мы завершаем серию публикаций статей о концертах с участием выдающихся рок-музыкантов. Большая часть этих текстов была опубликована в 2005-2008 годах в «Городской газете» и до сих пор в электроном виде была недоступна. «Городская среда» в предыдущих номерах рассказала о выступлении Jethro Tull, Rolling Stones, Роджера Уотерса, Боба Дилана, Марка Нопфлера, Игги Попа, Карлоса Сантаны и Роберта Планта.

Сегодня рассказ о концерте Дамо Сузуки, состоявшийся в Пскове 24 октября 2008 года.

Опытным путем

Кенджи (Дамо) Сузуки, несмотря на меленький рост, - большой человек. Группа Can с самого начала своего существования, в конце 60-х, свернула с наезженной дороги и ринулась туда, куда до них никто из рок-музыкантов не добирался. Это был постоянный поиск и, главное, постоянные находки. В те годы моду диктовали, в основном, англичане и американцы. А тут какие-то интеллектуалы из Кельна со странным прошлым (клавишник Ирмин Шмидт играл со Штокгаузеном, а барабанщик Яки Либецайт – с Четом Бейкером). Что из этого могло получиться? Специалисты до сих пор не могут найти верного слова тому, что музыканты Can тогда создали (пытались обозвать это краут-роком, или авангардным роком, или психоделическим…)

В первом альбоме с вокалистом Малькольмом Муни Can заложили огромную глыбу в основание панк-рока. Но потом Муни ушел, а японца Сузуки лидеры Can подобрали прямо на улице, в Мюнхене. Так 19-летний уличный музыкант стал превращаться в фигуру планетарного масштаба. Но планета эта называется не Земля.

Агенты влияния

Can повлияли на сотни известных музыкантов (Джонни Лайдона, Sonic Youth, The Fall, Unkle, Einsturzende Neubauten), включая повелителя звуков Брайана Ино. Но еще важнее, что на самих Can повлияли не столько предшественники-музыканты, сколько ритмы природы и урбанистические шумы.Дамо Сузуки

Can с конца шестидесятых заваривали в своем чайнике все что угодно, только не чай. В ход шло что попало, включая крупицы пороха из ржавых гильз. Кстати, отличное средство, чтобы пустить на воздух ненужные звуки. И сделать их совершенно необходимыми. Растворить музыку в воздухе. Но не всю. Что-то оставить при себе. В Can всегда чувствовалась основательность. Поэтому они никогда не оказывались ни с чем.

Музыканты из Can, может быть, единственные из тех, кто в свое время ринулся в сторону от проторенной дороги и не затерялся в хаосе звуков. Каждому звуку они нашли свое место, нанизали все собранное на единственно возможный ритм, крепко встали на рельсы и помчались вперед. И рельсы обнаружились даже в непроходимых джунглях.

Неумение музыкантов Can повторяться - заведомо должно некоторое число слушателей раздражать. И отпугивать. Не успеешь привыкнуть к чему-то одному, а они затевают что-нибудь еще. Их под звуки шарманки бросало из панковского подвала в африканскую савану. А потом уводило куда-нибудь в горы. На Памир, что ли. Но точно не в Альпы. Ты уже привыкаешь к мысли, что вокруг должны быть облака, как вдруг оказываешься на самом дне мутного пруда. Вверху суетятся головастики. И ты - один из них.

Пробуждение

Басист Хольдер Шукай брал гаечный ключ и раздвигал границы времени. Механизм скрипел под барабаны Яки Либецайта. Либецайт – человек-машина, поэтому бил по барабанам почти не останавливаясь. Звуки гитары Михаэля Кароли крушили пограничные столбы между авангардом и мейнстримом…
 
Их концерт мог длиться часов шесть. Музыканты один за другим покидали сцену, но музыка не исчезала. Can продолжал играть за кулисами, а публика прислушивалась, оставаясь на месте. Can  лучше других могли тянуть время за хвост. И убаюкивать, и пробуждать одновременно. Как лучшие фильмы Вима Вендерса.

Музыканты Can, которых можно назвать коллекционерами звуков, создавали эти звуки в своих многочисленных альбомах и прикалывали их словно бабочек - стальными булавками фирмы "Крупп". Расцветка бабочек была невероятна, а происхождение их – сомнительно. В природе, вроде бы, подобных не водилось. Но подумать о том, что это подделка – даже в голову не приходило. Все подлинное, все без обмана. Сделано в Кельне. Или в космосе, сидя в скафандре. Музыканты Can, так сказать,  - первые немецкие космонавты. Лучшей музыки для пробуждения фантазии найти трудно.

Голос Дамо Сузуки звучит не в четырех (как обычно пишут), а, по крайней мере, на девяти альбомах Can (хотя бы в одной из композиций). Плюс огромное количество выступлений и записей с сотнями музыкантов по всему миру: Damo Susuki Network, а до этого - Damo Susuki s Dunkelziffer. В России г-н Сузуки в соавторы выбрал московскую группу В.О.М. (Волшебная Одноклеточная Музыка).

На сцене TIR a бывший вокалист Can спел одну композицию длиной полтора часа, если не считать саунд-чека. До него звуки извлекала псковская группа Red Clay.

ТРАНСляция

Дамо СузукиКогда на сцену вышел Дамо Сузуки – началось то, чему трудно подобрать название. Эта музыка похожа на водопад. На сцене, вроде бы, люди – шесть человек (гитаристы, барабанщик, вокалист). Но звуки извлекаются не совсем человеческие. Да и поет Сузуки на языке, на котором на Земле больше никто не разговаривает. В основе всего – ритм, вгоняющий в транс. А голос у Сузуки свободно гуляет от одной стены звука к другой стене. Звучит он сейчас ниже, чем на известных альбомах начала 70-х.

 Посетителей TIRa эта музыка взяла в оборот сразу. Однако занятно было наблюдать за тем, как менялось их отношение по мере того, как музыкальная машина набирала ход. Люди отступали, отходили… CANоническое звучание – это, в известной степени, звучание однообразное. И на протяжении долгого времени переварить его, впитать и перемешать… В общем, не каждому слушателю это нужно.

Минут через сорок барабанный ритм угас, и началось свободное плавание, которое, затем, снова начало делиться на клетки ритма. Музыканты продержались еще полчаса и завершили выступление организованным гитарным хаосом. К тому времени я посчитал всех, кто находился возле сцены. Ровно двадцать человек. Остальных музыка смыла, рассеяла или поглотила.

Дамо Сузуки вернулся из своего полуторачасового путешествия быстро и без видимых потерь. Он спустился со сцены в зал, где посчитал нужным пожать руки всем присутствующим. Он ходил по залу и благодарил, а все окружающие аплодировали ему минут пять-десять-сто-тысячу… И я убедился в том, что выступления тех, кто когда-то был причастен к Can, начинаются раньше официального начала концерта и заканчиваются позже официального окончания. Потому что это только отчасти музыка. Это еще и способ переводить стрелки часов не два раза в год, а когда заблагорассудится и куда заблагорассудится. Это – способ вписать свою собственную жизнь в музыкальную канву, превратившись в восьмую ноту. Именно по этой причине и 33 года назад, и сейчас музыка в исполнении Дамо Сузуки звучит одинаково прогрессивно. В ней нет налета какого-то одного времени или ограниченного пространства (Азии, Европы, Луны). Короче, прогресс не остановить.

Разговор с Дамо Сузуки

Дамо Сузуки: «Я делаю то, что мне хочется».

Can – одна из самых уважаемых (но не самых популярных) групп в истории рок-музыки. Эта группа с конца шестидесятых годов создавала экспериментальные альбомы, удивляя ценителей настоящей музыки, музыки без штампов. Музыканты Can стояли у истоков таких непохожих друг на друга стилей как панк-рок и эмбиент. Вторым по счету вокалистом  Can был Дамо Сузуки, выступавший с группой с 1970 по 1973 год. В восьмидесятые годы он начал сольную карьеру, которая продолжается до сих пор.

Внутренняя жизнь

Разговор с Дамо Сузуки состоялся в клубе TIR. Дамо Сузуки поужинал и с удовольствием уселся за швейную машинку, стоявшую на втором этаже, и стал ее внимательно осматривать. В это время выглядел он совсем не так, как потом на сцене. Никакого демонизма и шаманизма. Г-н Сузуки много улыбался и охотно отвечал на вопросы. Внимание, в первую очередь, привлекали живые карие глаза и ладони, на которых были черно-белые полосатые шерстяные перчатки с обрезанными пальцами. Вязаной шапки, ярко-желтого шарфа и синей куртки, несмотря на то, что было довольно жарко, он не снимал. Достаточно и того, что большие солнцезащитные очки в белой оправе были у него на лбу, и можно было смотреть друг другу в глаза.Дамо Сузуки

Поговорив об импровизации и композиторских экспериментах, на третьей минуте разговора мы уткнулись в тему, которую нельзя было обойти.

- Что для вас успех, и интересует ли он вас?

- Успех бывает разный. Просто удачное выступление, знак внимания… Для многих успех означает что-то грандиозное. Достижение широкой известности. Я не ищу успеха такого рода. Для меня важны какие-то вещи, которые делают меня счастливым. Вот это для меня действительно важно. Что касается личного успеха, то я мог бы назвать себя успешным человеком. Я делаю то, что мне хочется. Поступаю так, как мне нравится. Играю в разных странах с профессионалами и нахожу с ними что-то общее. Для меня это личный успех.

- Эта ваша философия была с вами изначально или отношение к успеху менялось?

- Это нельзя назвать философией. Это стиль моей жизни. То, что я хочу делать – создавать разную музыку. Философия, в моем понимании, - это не то, что внутри тебя (убеждения и тому подобное) – это то, что направлено на других людей.

За порогом

Дамо Сузуки-  Ваш первый с Can альбом  «Soundtracks» - музыка к фильмам молодых  немецких режиссеров. Что это были за фильмы? Видели ли вы их?

- Я много раз их видел. Фильмы были не слишком интересные. По крайней мере, не в моем вкусе. Но музыка была хороша.

- Ваша музыка вообще кинематографична. В дальнейшем вы работали в кино?

- Специально для фильмов музыку я больше не записывал. Но знаю, что режиссеры иногда хотели использовать мои треки.

- Что заставило вас в свое время покинуть Can?

- Я покинул группу, когда мне было 23 года. Я был влюблен в немецкую девушку и подумал тогда, что хочу заняться чем-то иным, попробовать что-то новое.

- Это были не музыкальные противоречия?

- Нет. Последний альбом, в котором я принимал участие – «Future Days». Это был для меня порог. Это была та высота, которая была наивысшей в этом проекте.

- Недавно в России выступала группа The Stooges, и один с братьев Эштонов неожиданно сказал, что на него сильно повлияли The Beatles. А что вдохновляло вас?

- У меня никогда не было кумиров, и я не хотел никому подражать. На меня повлияла только моя мама. Она дала мне жизнь. И это - самое важное.

- Поддерживаете ли вы отношения с бывшими музыкантами Can?

- No, no.., - г-н Сузуки немного подумал и произнес единственное за весь разговор слово по-русски. И это слово было - «нет». На чистом русском языке.
 
- Не так давно Брайан Ино сказал, что на него повлияли ранние Can. Вы знаете, на кого еще вы оказали влияние? Интересует ли это вас?

- Я знаю многих людей, которые говорят, что любят группу Can. Но я не всегда уверен, что они искренни.


Огромное преимущество

- На мой взгляд, Россия - едва ли не самая азиатская европейская страна, а Япония – самая европейская азиатская страна. Как вы думаете, чем отличается Япония от России?

- Не хочу и не люблю сравнивать что-либо… Но у России есть огромное преимущество – красивые женщины. Еще я люблю русскую еду. А еще у меня есть хорошие друзья в Москве и Санкт-Петербурге. Если я возвращаюсь в Россию, то, практически, возвращаюсь домой.

- Посещали ли вы в России японские рестораны?

- Никогда не ходил в японские рестораны в России. Точно также как я не хожу в русские рестораны в Японии. Лучше есть традиционную кухню в той стране, где находишься.

- Можно ли вас считать гражданином мира?

- Нет, я так не считаю. Хотя я везде могу чувствовать себя как дома. Но единственный мой настоящий дом – это сцена.

- И все же - несмотря на то, что дом – это сцена: есть ли у вас какой-то реальный дом, и в каком городе?

- Я думаю только о том, что есть в настоящий момент. В настоящий момент мой дом – здесь. А так я – бездомный (улыбается).


Продолжительность жизни

- Есть версия, что Can расшифровывается как «Коммунизм, анархизм, нигилизм». Так ли это?

- (Несколько озадачен, переспрашивает, а потом  снова широко улыбается). Я могу и по-другому расшифровать: «Каннабис, алкоголь, наркотики…». Шутка… Это все – чьи-то фантазии.

- Какую музыку вы слушаете?

- Я бы не хотел называть только русские фамилии, но так получается… Прокофьев, Шостакович, Рахманинов, Чайковский… Русская музыка очень мелодична и соответствует душевному настрою…

- А какие книги читаете?

- Сейчас я читаю книгу о Феликсе Мендельсоне.

- Can всегда славились своими продолжительными концертами. Сколько, в среднем, длятся ваши концерты сейчас?

- Я никогда заранее не знаю, сколько это может быть. От сорока пяти минут до восьми часов.

- А какой рекорд?

- Восемь часов – в Осаке.

- Что должно произойти, чтобы концерт продлился так долго?

- Мы играли до 6.30 утра, до тех пор, пока не откроют метро, чтобы люди не возвращались домой пешком. Надеюсь, сегодня получится хорошее выступление**. Многое зависит от аудитории, от того, что она готова услышать что-то новое, получить новый опыт. Я не создаю музыку. Я просто люблю приносить новый опыт. Никогда не знаешь, что при этом произойдет…

Было понятно, что концерт в клебе TIR e до 6.30 утра не продлится. Хотя бы потому, что в 6.30 утра метро в Пскове не откроется. И в 7 не откроется. Это какой же продолжительности надо дать концерт, чтобы в Пскове за это время успели прорыть метро?

* Damo и господа // Городская газета для жителей Пскова, № 42 (222), 28.10 – 03. 11. 2008
** Разговор проходил 24 октября 2008 года.

Автор благодарит за помощь Нину Шелогаеву и Алексея Некрасова.

Фото Алины Шагаровой

 Роберт Плант http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=993

Игги Поп http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=983

Карлос Сантана http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=971

Марк Нопфлер http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=964

Боб Дилан http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=955

Роджер Уотерс http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=950

Rolling Stones http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=937

Jethro Tull http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=924

U2 http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=658

 Стинг http://www.pskovcenter.ru/display.php?type=article&id=672

 

 

 

 

 

 

 

 

Алексей СЕМЁНОВ

Имя
E-mail (опционально)
Комментарий

Y00e5A6eJT | 7vmqvitl3dx@gmail.com | 02:31 - 14.08.2016
That's a smart way of thniikng about it. http://bohzdj.com [url=http://ooyrrrexggo.com]ooyrrrexggo[/url] [link=http://hobgmu.com]hobgmu[/link]
LexDn0yzy8 | uk4yidp2rt6@outlook.com | 00:26 - 12.08.2016
Now we know who the senbsile one is here. Great post!
xF5pT4jDSDU | 16awrqe9xmw@outlook.com | 17:23 - 11.08.2016
AKAIK yo'uve got the answer in one! http://mqlmrm.com [url=http://acjcslqua.com]acjcslqua[/url] [link=http://yareewhahr.com]yareewhahr[/link]
gnmHmo4h | em9oayww2@mail.com | 10:38 - 11.08.2016
If I coemnuicatmd I could thank you enough for this, I'd be lying.
kauWut2dotu | vfr4135gp@outlook.com | 14:25 - 10.08.2016
I always say you should pay to have it done. A logo can either make or break a website or blog. I have a few sites that I am getting ready to get a new logo for. One of them should actually be going up torromow. :]
bv5uBZ6RPsP | qp2lodc8fi@outlook.com | 09:05 - 17.04.2014
It's much easier to unretsdand when you put it that way! http://tmncgzxzf.com [url=http://esdtdsbhb.com]esdtdsbhb[/url] [link=http://wzstuzmzcwt.com]wzstuzmzcwt[/link]
Ro2v6LR5 | pkat1p44zex@gmail.com | 02:02 - 16.04.2014
Well put, sir, well put. I'll celanitry make note of that.
cEMOzKgSHc | 5hjq2p2wo@hotmail.com | 14:09 - 15.04.2014
It's good to get a fresh way of loiokng at it. http://xiyqgc.com [url=http://vtbgsmqpwt.com]vtbgsmqpwt[/url] [link=http://iukwdjye.com]iukwdjye[/link]
BhVEY15M | nihlcbch@outlook.com | 12:12 - 15.04.2014
Thanks for sharing. Your post is a useful cononibutitr.
6JF0V72Ra2x | pggmw8k9@mail.com | 16:58 - 14.04.2014
I'd verntue that this article has saved me more time than any other.